Смекни!
smekni.com

Олилогии А. С. Шушарина, или телега впереди лошади «Veni, vicli, vici (Пришел, увидел, победил)» (стр. 36 из 49)

Вообще, во всем анализе изучаемой формы должен произойти тяжелейший качественный перелом в мышлении, от понимания производства как движения вещей к его пониманию как вещественного движения, процесса. «Клеточками» (при всей неуклюжести этого образа) изучаемого производства вместо связующих людей производимых вещей, в том числе как носителей отношений, становятся сами процессы (субъектно – деятельности), а равно и отношения людей с ними. Но поскольку в отличие от обычных вещей, которые будучи отделимы от людей, могут лежать в виде товаров на прилавке, процессы в принципе не обладают таким свойством, они неотделимы от самой деятельности людей, постольку и отношения людей в связи с процессами сложнее, предполагают и отношения людей в связи с самими же людьми. Иначе сказать, люди выступают здесь не только субъектами, но и объектами взаимоотношений (как в органическом, отчасти – демографическом, особо – местном, базовых взаимодействиях).

Объективными признаками ячеистого (технологического) разделения труда являются взаимосвязанные производительные процессы, выражаемые «отглагольными» явлениями типа: изготовление, выпуск, обработка, создание, переработка, заготовка, разработка, внедрение, освоение, наладка, монтаж, сборка, ремонт, испытания, исследование, проектирование, конструирование, оснащение, строительство, перевозка, хранение, снабжение, добыча, лечение, обучение и т.д. до бесконечности. Обращаем внимание, что абсолютно никакого «продукта» во всем перечисленном не существует. Тем не менее это все то же самое «производство и воспроизводство действительной жизни», но объективно существующее в своем объективно же логическом срезе как взаимосвязанно осуществляемые технологии, процессы. Соответственно объективными (обезличенными) агентами ячеистого разделения труда (как товаропроизводители в вещественно-продуктовом разделении труда) являются относительно обособленные коллективы людей, выполняющих все эти взаимосвязанные процессы в общественной форме функций. Базовым механизмом связи (как обмен в товарном производстве) является соисполнение функций, рассматриваемое пока как «горизонтальная» сеть функций этого функционального производства.

Строго говоря, в этой сети никаких товаропроизводителей, никакого товара, никаких денег, никакого обмена и т.д. не существует. Разумеется, в реальности все эти явления вещественно-продук­тового базового взаимодействия (равно как и других базовых взаимодействий), конечно, есть, но сначала мы обязаны понять функциональное взаимодействие, как в таких случаях говорили классики, «в чистом виде». Как эндогенно пятый «родовой идеальный тип», в смысле намеков М. Вебера» (Цит. изд. т.2. с.396-397).

Ошибка А.С.Шушарина состоит в том, что он подчеркивал качественное отличие т.н. «ячеистого» (технологического) разделения труда по сравнению с органическим, демографическим (профессиональным), местным (территориальным) и вещественно-продуктовым («товарным»), образуя еще одно, пятое, ортогональное строение.» Если даже не обращать внимания на его терминологические нововведения типов разделения труда в различных «градациях», то неправомерно утверждать, что т.н. «ячеистое» технологическое разделение труда чем-то качественно отличается от других форм разделения труда, ибо в основе всех этих форм всегда лежит технология производства, если его, конечно, понимать в традиционном смысле. Ловля рыбы первобытным человеком, рытье канав при строительстве ирригационных сооружений в рабовладельческом Древнем Египте, изготовление оружия при феодализме, строительство моста при капитализме или производство холодильника при социализме вообще невозможно без использования тех или иных технологий. Проще говоря, производство любого блага всегда основано на определенной технологии. Но поскольку А.С.Шушарин понимает под технологией совершенно не то, что обычно привыкли понимать все люди, а «качественно особый объективно-логический тип различий и связи трудовой деятельности», или функцию, то и мы должны перестроить свои мозги в нужном направлении. А для этого требуется «…тяжелейший качественный перелом в мышлении, от понимания производства как движения вещей к его пониманию как вещественного движения, процесса». Значит, если в производстве происходит движение вещей, т.е. исходного сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей, готовой продукции по всем стадиям воспроизводства вплоть до производственного или непроизводственного потребления, то в иррациональном мире полилогии происходит вещественное движение, процесс. Понять, откровенно говоря, трудно, чем отличается движение вещей от вещественного движения, но какое-то различие, видимо, все-таки существует. Во всяком случае, мы должны если не понимать, то в это верить, как христиане верят в Евангелие от святого Иоанна. Нам предстоит также усвоить (цитирую вновь), что «Клеточками» (при всей неуклюжести этого образа) изучаемого производства вместо связующих людей производимых вещей, в том числе как носителей отношений, становятся сами процессы (субъектно – деятельности), а равно и отношения людей с ними». Следовательно, у А.С.Шушарина движутся не вещи в их физическом обличье, а процессы, а с ними заодно – и отношения людей с ними. Скажем, при ловле рыбы движется не снасть и сама рыба, а процесс ее ловли вместе с рыбаком. Словом, происходит некое движение рук, ног и вообще туловища рыбака в процессе ловли рыбы, но движение не физическое, ибо это не простой физический технологический процесс, а «ячеистый», в котором происходит движение отношения, то, бишь, функции. Чтобы было понятнее - происходит движение отношения рыбака к процессу рыбной ловли, который он же осуществляет, т.е. к своей собственной функции. Но уже в следующем абзаце А.С.Шушарин объяснил нам наглядно, что все-таки речь идет о чем-то совершенно ином: «Объективными признаками ячеистого (технологического) разделения труда являются взаимосвязанные производительные процессы, выражаемые «отглагольными» явлениями типа: изготовление, выпуск, обработка, создание, переработка, заготовка, разработка, внедрение, освоение, наладка, монтаж, сборка, ремонт, испытания, исследование, проектирование, конструирование, оснащение, строительство, перевозка, хранение, снабжение, добыча, лечение, обучение и т.д. до бесконечности». Однако Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что речь идет о перечисляемых (до бесконечности) физических процессах. А.С.Шушарин обращает наше внимание на то, что «абсолютно никакого «продукта» во всем перечисленном не существует». Это означает, что, например, изготовление пушки происходит без применения металла, не говоря уже о соответствующем оборудовании и т.д. во всем многообразии продуктов производства. «Тем не менее, - утверждал далее А.С.Шушарин, - это все то же самое «производство и воспроизводство действительной жизни», но объективно существующее в своем объективно же логическом срезе как взаимосвязанно осуществляемые технологии, процессы». Следовательно, воспроизводство действительной жизни, надо полагать людей, хотя я в этом не очень уверен, происходит только благодаря взаимосвязанному осуществлению технологий, процессов, в которых не участвуют абсолютно никаких продукты. Любопытно, как это организмы людей вообще могут существовать без применения каких-либо физически существующих продуктов? Но, видимо, могут, если об этом писал сам А.С.Шушарин.

Итак, чем же завершается наше путешествие в мир А.С.Шушарина, где действует ортогональное «ячеистое» (технологическое) «разделение труда? А тем, что «…объективными (обезличенными) агентами ячеистого разделения труда (как товаропроизводители в вещественно-продуктовом разделении труда) являются относительно обособленные коллективы людей, выполняющих все эти взаимосвязанные процессы в общественной форме функций. Базовым механизмом связи (как обмен в товарном производстве) является соисполнение функций, рассматриваемое пока как «горизонтальная» сеть функций этого функционального производства». Но это далеко еще не все. Оказывается в этом мире чистых «горизонтальных сетей функций этого самого функционального производства» одновременно происходят диаметрально противоположные по содержанию явления. Посудите сами: «…в этой сети никаких товаропроизводителей, никакого товара, никаких денег, никакого обмена и т.д. не существует. Разумеется, в реальности все эти явления вещественно-продуктового базового взаимодействия (равно как и других базовых взаимодействий), конечно, есть, но сначала мы обязаны понять функциональное взаимодействие, как в таких случаях говорили классики, «в чистом виде». Как эндогенно пятый «родовой идеальный тип», в смысле намеков М. Вебера». Значит, с одной стороны, никакого «вещественно-продуктового базового взаимодействия» не существует, а с другой стороны, они существуют. И это явление в полилогии называется пятым родовым идеальным типом в смысле намеков Вебера.