Предсказание А.С.Шушарина о появлении пятой «некоей научной и более высокой власти», какой-то супервласти наряду с имеющимися четырьмя видами власти, которая подобно второй сигнальной системе в организме создаст «не только постплановые, но и, условно говоря, «постполитические» или «внеполитические», интеллектуальные институты», которые будут основаны на научных, социоаналитических и социорегулятивных отношениях, связанных со знанием и познанием, не имеющими технических и организационных границ, на мой взгляд, весьма неопределенно и маловразумительно, даже противоречиво. Что эта за власть, которая не имеет организационных границ? И что эта за власть, которая является не политической, а «постполитической»? И каким образом именно она будет регулировать «диффузию» технологий в рамках неких «корпоративно-техничных» структур, остается непонятным. И что может вообще означать диспозитивное, внефункциональное и эксфункциональное, межотраслевое, межпредприятийное и межпрофессиональное (если угодно – комплексное, междисциплинарное) изучение «интенсивных» величин технологий? Почему именно изучение, а не использование, применение технологий? И что означает «невероятное» обобществление технологий «трудящимися нового типа»? И что означает «стихия» плана и вообще «постплановая» экономика, в которой будет осуществляться жесткая система связей? Короче, вопросов больше, чем возможных догадок по поводу сути новаций, предлагаемых А.С.Шушариным. И когда он писал, что «некая новая «соционаучная структура» преодолеет дефект производства «технофеода» (Цит. изд. т.2. с. 621), то содержание этой новой структуры остается нераскрытым. И утверждение А.С.Шушарин о том, что в новом обществе «план», статусы, функциональность и пр. никуда не исчезнут противоречит ранее им сказанному.
Ясно только, что в новом обществе с «помощью новой социальной науки», появятся «трудящиеся нового типа» (надо понимать интеллигенция, обладающая научно-идеологическоим профессионализмом) (Цит. изд. т.2. с. 622). И второе важное условие – это то, что общество должно стать «научным» «…опирающимся на новое знание…», которое уже не философия, а именно наука, выдвинувшая «…новое социальное знание об обществе, сложившемся во всей своей материальной конструкции еще как донаучное, с гибельным эволюционным трендом и со спасительным революционным. А это может быть только удачная не «вечная», а конкретно-историческая – научная теория современного переломного мира. Только и только так может начаться изменение когнитивности (а именно в существующей когнитивности и скрыт главный стопор дальнейшего развития) сперва профессионально-научной (во всем тягомотном объеме), а в конечном счете когнитивности всего человечества. Никакой иной возможности начала научной же реализации «конструктивной тенденции» не существует» (Цит. изд. т.2. с. 622-624).
Надо полагать, что с этой грандиозной задачей должна справиться полилогия А.С.Шушарина.
Апрель 2011 года
Продолжение следует