Второе – о формировании массового сознания А.С.Шушарин писал следующее: «потребность в новом знании, чувственная почва для идейных перемен, их «ожидания», складываются внеинтеллектуально в результате шатающегося, но и восходящего (по многим ступеням от бытового, локального, бунтарского, партикулярного и пр. к новому всеобщему интересу, в том числе и к самому Знанию) революционного опыта масс, удач и поражений, успехов и разочарований, подъемов и провалов, ожесточений условиями жизни и стихийных ростков уже новой хозяйственной практики. Против лома нет приема. Массы учатся всегда не по «книжкам» (Ленин), а только с помощью их на основе самого меняющегося бытия и собственной практики, в результате чего, говоря словами теолога Меца, происходит «преображение сердец». «В коммунизм из книжки верят средне, – к примеру, жестко писал В. Маяковский. – Мало ли, что в книжке можно намолоть». Сперва самому нужно «перемолоться», преодолеть рефлексивный предел, стать из пролетария, согласного с порядками, уже эти же порядки «атакующим классом» (В. Маяковский). Без всего этого, как уже новых, восходящих смыслов бытия (соответственно и новых символов, вокабул, докс и пр.) для людей, и самые блестящие идеи будут оставаться писаниной. Чтобы присвоить новое знание, сделать его «своим», сперва необходимо чувственно уже желать этого, верить в новое, войти в новое когнитивное поле. Причем, до сей исторической поры, как правило, опыт жизни должен был доводить массы до отчаянного, почти катастрофического положения (жареный петух), чтобы сложился чувственный грунт для народного самопроизводства новых смыслов, их символов и вокабул, как следствие и приятия новых идей. Напомним, если здесь воспользоваться общеизвестной классической ситуацией, что нереволюционный пролетарий в своих вере и социальном здравом смысле (т.е. идеологически) еще насквозь буржуазен; он, конечно, не «мелкий буржуа», но, можно сказать, «маленький буржуа» (владелец своей же рабочей силы), вполне довольствующийся порядками, в том числе возможностью бастовать, манифестировать свои требования и пр. Здесь еще нет никакого «преобразования сердец», преодоления рефлексивного предела» (Цит. изд. т.1.с.435).
Третье - о выработке новой революционной социологии. Вот соображения А.С.Шушарина на этот счет: «Драматизм ситуации и состоит в наиострейшей, по историческим меркам объективно спрессованной до предела, необходимости новых целостных теорий современности, их суровой борьбы, «отбора», формирования качественно нового, более высокого научного профессионализма, затем социального актива, обновленного социального языка, т.е. восходящей революционной идеологии во всех ее ипостасях и уровнях. Чтобы избежать опасностей простого «политического идолопоклонства» (К.Г. Юнг), прямых мессианских или деструктивных апелляций к массам с последующими ужасами, тем большими, чем хуже элементарное жизнеобеспечение, чтобы избежать ухода развития в шатающиеся, гниющие и неустойчивые режимы, научную фазу необходимо реализовать в самой социальной науке. Причем в предельно чистом виде, без всякой специальной общедоступности, т.е. до схематизаций и символизаций, вокабульных («лозунговых») репрезентаций идей, которые обретают далее уже интеллектуально почти некорректируемую «экзистенциональную силу». Но именно эта фаза (научная) еще и не начиналась (о необходимости «новой парадигмы» официальная экономическая наука в явной форме заговорила только в 1993 г.; а социология на сей счет вообще помалкивает)» (Цит. изд. т.1.с.438).
Четвертая глава как раз и посвящена характеристике того, какой должна быть эта новая революционная социология – «хрустальная научная мечта» А.С.Шушарина. При этом он решительно заявил, что методом ее создания не будет диамат, а полимат, что социологически она будет не истмат, а полилогия, и теория будет основываться на постформационной периодизации истории человечества, а не на марксистской, формационной. Как мы вскоре увидим, его полимат и полилогия привели не к диалектическому «снятию» марксизма, а к ложным выводам, совершенно противоположным заявленной им же цели о создании революционной социологии.
А.С.Шушарин остановился на таком принципиальном вопросе, как историчность теории. Он сообщил, что еще в 1984 году совместно с Н.А.Климовым сформулировал необходимость создания общей теории политической экономии (Климов Н.А., Шушарин А.С. Политическая экономия социализма: необходимость и пути развития // ЭН, 1984, № 8, с.9). Вплоть до конца 1980-х годов он придерживался этой точки зрения, применяя соответствующую аббревиатуру (общая политическая экономия – ОПЭ). А в 1991 году его позиция вдруг изменилась: возникла идея создания полилогии. Вот как сам А.С.Шушарин пояснял эту трансформацию: «В отвлечении от всяких названий, т.е. в дебрях самого исследования, поскольку всякая удачная генерализация не «обобщает», а превосходит и преемственно снимает предшествующее и наличное знание в более сложной конструкции, я уже изначально (где-то в 70-е гг.) вышел на понимание множества неэкономических явлений (взаимодействий, связей, отношений, структур, процессов) в основах социального бытия. В том числе как более глубоких, так и более высоких, нежели экономические, но тоже сполна производственных (в смысле «производства и воспроизводства действительной жизни»). Кто-то скажет: да это уже давно стало тривиальностью. Ан нет. Философски-то, может, оно и так, но только не научно (теоретически)» (Цит. изд. т.1.с.453).
Его аргументация страдает, по крайне мере, двумя принципиальными ошибками. Во-первых, нелогичностью, заключающуюся в его сомнительном утверждении, что теория может быть научной, а философия в то же время может и не быть таковой. И это нелепое утверждение явно высказано по адресу исторического материализма (марксизма). Во-вторых, А.С.Шушарин совершенно безосновательно присвоил себе открытие неэкономических явлений. Понятие «надстройка» в истмате как раз и включает в себя все, без какого-либо исключения, неэкономические явления. Но дело даже не в том, что А.С.Шушарин повторно «открыл Америку», а в том, и это, во-вторых, что он утверждал, что неэкономические явления в системе воспроизводства действительной жизни общества являются более глубокими и более высокими, нежели экономические. Это положение ничего общего не имеет с материалистическим взглядом на исторические процессы, верности которому он клялся в предыдущей главе (я уже не говорю о том, что он применил термин «производственные отношения» в противопоставлении экономическим отношениям).
Именно эти ошибки увели А.С.Шушарина не только от марксизма, но и лишили его возможности создать современную революционную теорию. И я полностью согласен с Евгением Тимофеевичем Бородиным, который в своей статье «Шушарин: от социологической немощи к теории «Воспроизводства…» (http://situation.ru/app/j_artp_920.htm) в 2005 году писал: «…слабым местом у Шушарина является недооценка теоретического наследия К.Маркса и Ф.Энгельса, кроме «Капитала», а значит, недооценка их философских взглядов…Не нужно сходить с материалистических позиций, чтобы понять, что «социальная материя» тем и отличается от остальной материи, что она субъективирована, т.е. имеет субъективную форму выражения и существования. Объективные законы общественной жизни реализуются, «прокладывают себе дорогу» через субъективную жизнедеятельность людей».
Отход от общей теории политэкономии, приведший А.С.Шушарина к полилогии, научно совершенно не оправдан, хотя в четвертой главе он пытается доказать обратное. Он даже целый параграф под названием «Нелепость общей социологической теории» посвятил «доказательству» принципиальной невозможности создания общей теории в любой науке, а не только в политической экономии и социологии. А.С.Шушарин обвинил Ф.Энгельса в том, что он внес огромнейшую путаницу своим высказыванием о необходимости создания «политической экономии в широком смысле».
Привожу полностью его аргументацию: «…даже не говоря о том, что и в относительно недавние времена вообще еще не было массы явлений современного вселенского бытия, «общая теория», так сказать, на все прошедшие и будущие времена в лучшем случае может быть лишь неким собранием каких-то крайне абстрактных и неконструктивных «общих мест», или, в лучшем случае, разрозненных дельных идей, или преамбульной апрористикой, или, наконец, сводным хрестоматийным курсом достигнутого в данной области знания. Но только никак не теорией. Потому, действительно, замечал П. Бурдье, «теорией» часто называют «учебникизацию».
Так что не может быть в принципе плодотворной общей социологии или социологии вообще (как и политической экономии, а равно, кстати, физики, химии, геологии, биологии и пр.). Как революционной теории, разумеется, а не накапливающихся в социальной науке «частичных истин» или внутрипарадигмальных форм, скажем, социологического образования (как и других развитых наук), где гордые «общие» претензии могут быть вполне уместны и вполне оправданны. До поры до времени, конечно. Или, наконец, «социология вообще» суть, если последовать образу М.Мамардашвили, просто «наивеличайшая тавтология» обозначения социального знания и познания, начавшегося уже раздумьями первобытных мыслителей, а пока «закончившегося» океаническим и превратным хаосом всех нынешних социальных наук, едва ли толком и счету поддающихся. Не физика или не химия это, короче говоря, а все общества так или иначе касаемое. Равно как «общая физика», «общая химия», «общая геология», «общая биология» и др. вовсе не «теории», а курсы, образовательно охватывающие, в той или иной степени освоения, достигнутое в данных науках знание. А вот движутся эти курсы как раз вновь выдвигаемыми теориями. «Общими» не бывающими» (Цит. изд. т.1.с.455-456). В подкрепление своей новой позиции, решительного отказа от общей теории политической экономии А.С.Шушарин решил взять в союзники авторитет марксиста Н.Д.Кондратьева, которого он попросту не понял.