Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:
- характеристика социальных и культурных особенностей диагностируемого объекта (факультета, студенческой группы, студенческого объединения, общежития и т.п.); (отвечает на вопросы «почему?» и «где?» будет реализован проект);
- характеристика материально-технической базы диагностируемого объекта; эту информацию можно получить по итогам инвентаризации фонда помещений, залов, учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы; (отвечает на вопрос «что имеется?» для реализации проекта);
- характеристика квалификационно-творческого потенциала его субъектов, состава специалистов, способных организованно и содержательно осуществить проектируемую программу (отвечает на вопрос «кто?» будет реализовывать проект);
- характеристика социально-демографических, возрастных, творческих особенностей потенциальной аудитории проектируемой программы (отвечает на вопрос «для кого?» разрабатывается проект).
Выявленные проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.
Второй этап – нормативно-прогнозный – предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, перспективах ее развития как при условии естественного развития, так и в том случае, если ситуация будет изменена в желаемом направлении в результате реализации разрабатываемого проекта (культурно-досуговой программы).
Третий этап – концептуальный. Его суть заключается в разработке целостной концепции, замысла проекта, сферы проектирования, определении перспективных целей, приоритетных задач, связанных с решением основного круга проблем.
Четвертый этап – проектно-планирующий – переход от общей концепции проекта к плану реализации культурно-досуговой программы с определением плановых мероприятий, сроков их реализации, ответственных лиц и исполнителей. На данном этапе выбирается организационный комитет по подготовке и проведению программы, разрабатывается и утверждается планово-проектная документация.
Пятый этап – исполнительско-внедренческий – предусматривает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию проекта, программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). На этом этапе разрабатываются документы, регулирующие и конкретизирующие действия по реализации проекта – положения, сценарии и пр.
Шестой этап – контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных пунктов (мероприятий), учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
Результаты работы по каждому из этапов находят отражение в разработанном проекте, программе, сценарии.
Виды культурно-досуговых программ
Виды молодёжных культурно-досуговых программ определяются направлениями воспитательной работы вуза и включают:
· культурно-досуговые программы общественно-патриотической направленности:
кураторский час;
круглый стол;
патриотическая акция;
флешмоб;
театрализованное шествие;
· культурно-досуговые программы интеллектуальной направленности:
дебатный турнир;
конференция;
интеллектуальная игра;
интеллектуальные конкурсы и олимпиады;
· культурно-досуговые программы творческой направленности:
концерт;
театрализованное представление;
фольклорный праздник;
шоу-программа;
творческие конкурсы и фестивали;
чемпионаты и фестивали КВН;
конкурс красоты;
презентация;
· культурно-досуговые программы спортивно-оздоровительной направленности:
спартакиада;
универсиада;
фестиваль здоровья;
· культурно-досуговые программы эколого-трудовой направленности:
экологическая акция;
слёт студенческих трудовых отрядов.
Культурно-досуговые программы
общественно-патриотической направленности
Кураторский час
Характеристика | Кураторский час – форма организации культурного досуга студентов, проводимая под руководством куратора (от лат. curator – попечитель). Куратор – лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; в учебных заведениях – преподаватель, воспитатель, наблюдающий за ходом учебно-воспитательного процесса в студенческой группе. Кураторские часы, как правило, имеют тематическую направленность. |
Цель, задачи | Организация досуга студентов академической группы; формирование у студентов социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений; приобщение студентов к общественной жизни вуза; сплочение академической группы. |
Субъекты | Куратор академической группы; студенты группы. |
Содержание | Содержание кураторского часа определяется его темой. В свою очередь, содержательные формы кураторских часов могут быть различны: беседа, диспут, лекция-беседа, игра, встреча и т.п. |
Виды деятельности субъектов | Виды деятельности определяются темой, содержанием и формой кураторского часа и могут сочетать: познавательную, художественно-творческую, информационно-поисковую и др. |
Условия проведения | Для проведения кураторского часа необходимо помещение – классная комната, зал и т.п., оформленный в соответствии с его тематикой и содержанием. |
Примеры | Тематика кураторских часов: «Конституция – гарант мира и спокойствия»; «Государственные символы Республики Казахстан»; «Астана – символ нового Казахстана»; «Я – патриот своей страны»; «Уроки мужества»; «Наурыз – праздник дружбы и единения» и др. |
Характеристика | Круглый стол – форма организации культурно-досуговой программы, предусматривающая беседу, обсуждение «за круглым столом» некоторого вопроса с целью обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы. |
Цель, задачи | Организация досуга студентов, студенческих объединений; формирование у студентов основ общественно-политической грамотности; формирование и развитие умений вести дискуссию, формулировать свою точку зрения по обсуждаемой проблематике. |
Субъекты | Все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников). Все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. |
Содержание | Круглый стол проводится в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции) или как самостоятельное мероприятие. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. |
Виды деятельности субъектов | Интеллектуально-познавательная; беседа, диалог. |
Условия проведения | Помещение – конференц-зал. Атрибуты: стол (желательно овальный или круглый), за которым собираются участники. |
Примеры | Тематика «круглых столов»: «Язык – душа нации»; «Роль государственных символов Республики Казахстан в воспитании гражданственности и патриотизма»; «Роль женщины в современном обществе»; «Я – патриот своей страны» и др. |
Характеристика | Акция (лат. actio – действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели (например, политическая акция, дипломатическая акция). Патриотическая акция – форма организации досуга молодёжи, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности. |
Цель, задачи | Организация досуга студентов; формирование у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Казахстана; формирование патриотического сознания, чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Республики Казахстан. |
Субъекты | Студенты вуза, студенческие объединения; представители профессорско-преподавательского состава; общественно-политических организаций города и пр. |
Содержание | Официальная часть: торжественный митинг; выступления официальных лиц, руководства вуза, представителей молодёжных организаций города, вуза; массовое исполнение государственного гимна; массовое шествие; концерты; спортивные состязания; танцевальные шоу, дискотеки; праздничные фейерверки и пр. |
Виды деятельности субъектов | Участие в шествиях, концертах, направленных на популяризацию государственных символов Республики Казахстан. |
Условия проведения | Площади вуза, города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр. |
Примеры | Патриотические акции «Это наш гимн!», «Это наш флаг!», «Мой Казахстан!» и др. |
Характеристика | Флешмоб (флеш-моб, флэш-моб) (от англ. flash mob; flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало. Главный принцип: «Флешмоб вне политики и экономики». Флешмобы не могут проводиться как рекламные или общественно-политические акции. |
Цель, задачи | Организация досуга студентов, студенческих объединений; привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; развитие креативного мышления, способностей нестандартно мыслить; создание условий для самореализации. |
Субъекты | Организаторы, мобберы: студенты вуза, студенческие объединения и пр. Зрители – случайные прохожие; студенты и пр. |
Содержание | Флешмоб – это представление, рассчитанное на случайных зрителей. Содержание флешмоба заключается в следующем: мобберы действуют по заранее разработанному сценарию, создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся. Флешмоб вызывает неоднозначные чувства и эмоции: от полного непонимания до интереса и пр. Правила флешмоба: 1. флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег); 2. действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции); 3. точное время начала и конца проведения (каждый мобер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы); |
4. должно сложиться впечатление, что моберы – такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения); 5. сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению); 6. точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях); 7. флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей; 8. действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора; 9. флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех; 10. после акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное; 11. запрещена фото-видео съемка сторонними лицами с целью афиширования (акция может быть снята самими моберами при условии, что информация не выйдет за пределы их круга). | |
Виды деятельности субъектов | Организационно-творческая: разработка идеи и сценария; участие в реализации сценария. |
Условия проведения | Площади вуза, города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр. |
Примеры | Флешмоб «Нет курению!»; «За чистоту окружающей среды!»; «Ура, светофор!»; «Я – студент!»; «Сессия!»; «Мой город»; «Прощание с летом»; «Здравствуй, Дед Мороз!»; «Спортивный флешмоб»; «Танцы плюс» и пр. |
Театрализованное шествие