www.pliva.ru/content/files/library/92.doc
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Минимальная мозговая дисфункция у детей
(критерии диагностики и подходы к лечению)
Методические рекомендации для студентов и врачей постдипломной подготовки
Екатеринбург, 2003
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ У ДЕТЕЙ /Методические рекомендации. Екатеринбург. Изд.2003
Методические рекомендации содержат современные сведения по распространенности, клиническим и инструментальным критериям диагностики минимальной мозговой дисфункции.
В рекомендациях выделены основные синдромы, возрастные особенности проявления симптомов и подходы к лечению распространенной формы нервно-психических нарушений детского возраста. Эти материалы необходимы педиатрам, неврологам, психиатрам в практической деятельности.
Составители:
О.П. Ковтун, д.м.н., профессор, зав. кафедрой неврологии детского возраста и неонатологии
О.А. Львова, ассистент кафедры неврологии детского возраста и неонатологии
А.В. Сулимов, зав. отделением неврологии детского возраста ДГКБ № 9, главный детский невролог г. Екатеринбурга
Рецензент:
Е.В. Левитина, д.м.н., профессор кафедры неврологии Тюменской государственной медицинской академии
Авторы выражают благодарность фармацевтическим фирмам «Никомед», «Балканфарма», «Герофарм» и «АВД фарма» за помощь в издании методических рекомендаций.
JSBN
© О.П. Ковтун, О.А. Львова, А.В. Сулимов
© Уральская государственная медицинская академия
Содержание
Введение………………………………………………………………..
Определение понятия………………………………………………….
История проблемы…………………………………………………….
Распространенность…………………………………………………..
Общие положения……………………………………………………..
Основные вопросы……………………………………………………
Факторы риска…………………………………………………………
Патогенез……………………………………………………………….
Варианты клинических проявлений…………………………………..
Возрастные особенности………………………………………………
Диагностика…………………………………………………………….
Дифференциальная диагностика………………………………………
Лечение………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………...
Введение.
Развитие неврологии ознаменовалось значительными успехами в изучении патогенеза, клиники и лечения заболеваний нервной системы.
На фоне снижения уровня рождаемости количество детей с заболеваниями ЦНС остается высоким. Отмечается несомненная связь патологических состояний перинатального периода и с рядом серьезных заболеваний нервной системы, симптомы которых проявляются спустя длительное время.
Bопросу так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД) посвящено большое количество печатных работ, однако, не сложилось единых подходов к формулировке диагноза. Противоречиво мнение об этиологии, патогенезе и необходимости лечения этой патологии. Для большинства педиатров, психологов и педагогов сам термин и его содержание остаются малопонятными, а дети с таким диагнозом не получают адекватного лечения.
В последние годы проблемы эти вопросы находятся в поле внимания широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов, социальных работников и педагогов. Нередко специалисты различных направлений используют “профильную” терминологию при описании гиперактивности и дефицита внимания, что приводит к путанице в понимании сути проблемы.
Минимальная мозговая дисфункция представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста. В настоящее время принято рассматривать ММД как последствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг, которое выражается в возрастном несоответствии отдельных высших психических функций или их дисгармоничном развитии. Интеллектуальный уровень детей с ММД находится в пределах нормы, но при этом они испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
В представленном методическом руководстве освещены современные взгляды на клиническое, психологическое и инструментальное обследование детей с трудностями обучения и поведения, подходы к коррекции этих проблем.
Определение понятия.
Минимальная мозговая дисфункция - легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы.
Такое определение говорит об очень деликатных нарушениях функционирования центральной нервной системы, каждое из которых в отдельности не является патологическим симптомом, и может отмечаться у здоровых детей, но в совокупности они “выходят” за границы нормы.
По мнению большинства исследователей, применение этого термина оправдано для обозначения трудностей обучения и особенностей поведения у детей при выявлении в анамнезе факторов, которые могли бы привести к негрубому повреждению ЦНС и повлечь за собой нарушение формирования высших психических функций.
История проблемы.
Первое описание в медицинской литературе ребенка с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания дано в 1845 году немецким психоневрологом Хоффманом. С тех пор многие ученые занимались проблемой невротических отклонений поведения, однако вопрос о терминологии оставался нерешенным.
В 30-40 годы прошлого столетия впервые было сформулировано определение “минимальное мозговое повреждение” для обозначения непрогредиентных резидуальных состояний, возникающих в результате ранних, локальных повреждений ЦНС.
1959г. - впервые термин “ММД” появился в литературе и использовался для описания поражений головного мозга, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения.
1962г. - Оксфордская группа по международным исследованиям в детской неврологии провела симпозиум по проблемам ММД, где официально признан этот термин для обозначения совокупности проблем поведения и обучения в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.
1968г. - во второй редакции американской классификации психиатрических болезней (DSM-2) был предложен термин “гиперкинетическая реакция детства”, в последующих редакциях он изменялся и принял современный вид лишь в 1994 году (DSM-4) как синдром дефицита внимания/гиперактивности. В России используется международная классификация болезней (МКБ-10), где также введено понятие “синдрома дефицита внимания с и без гиперактивности”, разработаны его диагностические критерии. По указанной классификации данной патологии присвоен шифр F 90.0 и F 90.1 в подразделах "Нарушение активности и внимания" и "Гиперкинетическое расстройство поведения" соответственно, пятый класс: “Психические заболевания и расстройства поведения”, но по сложившейся практике эти больные чаще находятся в поле зрения неврологов, нежели психиатров.
1978г. - Л.О. Бадалян, Л.Т. Журкова, Е.М. Мастюкова (Москва) внедрили этот термин в нашей стране для обозначения разных по этиологии и патогенезу клинических состояний, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения, в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.
1985г. - Ю.А. Ратнер (Казань) подчеркнул «негрубость» неврологических нарушений, предложил выделить отдельные синдромы.
1998г. - В.И. Гузева (Санкт – Петербург) подчеркнула сохранность высших корковых функций при задержке их созревания.
Распространенность минимальной мозговой дисфункции.
Частота встречаемости ММД колеблется от 2 до 20 % в популяции, по некоторым данным она доходит до 47%. Такой разброс обусловлен, прежде всего, отсутствием единых методологических подходов к формулировке диагноза. В частности, американские и европейские специалисты пользуются разными классификациями (DSM и МКБ соответственно). С введением комплексной медико-психологической системы распространенность данной патологии стала ограничиваться 3-5% среди детского населения.
Общие положения, лежащие в основе проблемы.
1. Полиэтиологичность факторов, воздействующих на развивающиеся образования головного мозга.
2. Нетяжелое поражение ЦНС, с формированием риска пограничного психоневрологического расстройства.
3. Стойко воспроизводимый дефект поведения и обучения при сохранном уровне интеллекта.
4. Симптомы заболевания могут быть как спровоцированы, так и скомпенсированы окружающей средой.
Основные вопросы, требующие решения сегодня.
· Подходы к ММД как самостоятельной нозологической единице. В настоящее время общеупотребительным является термин ММД, который принят в качестве допуска для определения границ состояния. Таким образом, употребление его оправдано в таких случаях, когда имеются трудности школьного обучения и нарушения поведения у детей с указанием на наличие в анамнезе факторов, которые могли бы вызвать органические изменения в структуре ЦНС, и повлечь за собой нарушения в формировании высших психических функций.
· Вариабельность симптоматики у детей, в зависимости от возрастного периода.
· Отсутствие единых диагностических критериев. Так, в МКБ-10 (ВОЗ, 1994) описаны только отдельные состояния, относящиеся к синдромам ММД: расстройство развития речи, школьных навыков, диспраксия, нарушения поведения.