Стратегия грамотного письма включает в качестве ведущей системы зрительную и кинестетическую модальности. Ребенок отыскивает необходимый ему эталон слова, перебирая зрительные образы. В сознание информация вводится также при помощи зрительного и мышечного канала, но оценка соответствия написанного слова эталону осуществляется посредством кинестетических ощущений. Ребенок просто чувствует, правильно или неправильно написано слово. При ошибочном написании слова у него возникает своеобразное ощущение в области средней линии тела. Именно оно сигнализирует ему, что при написании допущена ошибка. Этой стратегии можно обучить всех других детей.
Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся человеку зрительно предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать. Затем эти же карточки последовательно показываются на мгновение. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх и влево относительно средней линии взора. Это обеспечивает легкий доступ к зрительной памяти, в которой необходимо хранить эталон написания слова.
Кратковременный показ карточки позволяет узнать слово, но не прочитать его, проговаривая про себя. Иначе эталон сформируется сразу в двух формах образов — зрительном и слуховом. В этом случае может возникать конфронтация эталонов в момент написания слова, особенно если произношение и написание не совпадают.
Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх и влево относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов не формируются, так как в этом случае доступ к зрительной памяти затруднен.
Предъявив несколько карточек, следует попросить человека написать те слова, что были на них. Наблюдение за движением глаз позволит контролировать используемую внутреннюю стратегию. Относительно наблюдателя глаза при написании слова первоначально уходят в верхний правый угол (зрительный доступ), а затем в нижний левый (доступ к кинестетическим ощущениям).
Рекомендации для формирования грамотности
· Научитесь внутренне визуализировать слово (представлять), начиная с маленьких и простых слов.
· Посмотрите вверх и влево и напишите слово на «внутреннем экране».
· Глядя на внутренний образ слова, назовите его по буквам (именно по буквам, а не по слогам).
· Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите его в обратной последовательности (справа налево). Проверьте написанное слово.
· Разбейте слово на группы и постройте картинку слова из этих групп последовательно.
· Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.
· Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.
· Если слово длинное, мысленно уменьшите размер букв так, чтобы слово целиком легко представлялось.
· Нарисуйте в воздухе пальцами слово в прямом и зеркальном отражении.
· Начиная конструирование слова визуально, заканчивайте в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).
· Для запоминания согласных шипящих (ж. ч, ш, щ) прошипите эти звуки.
· Если есть ошибки, повторите все снова.
Организуя образовательный процесс, всегда следует помнить, что одновременная работа двух полушарий эффективна в любой области деятельности, и в творчестве в том числе. Творчество не является функцией только правого полушария. Этот процесс требует от левого полушария техники и деталей, а от правого — образов, непрерывности, инсайта, эмоций и чувств.
Приложение №1
Тест «Гомункулюс»
Тест предназначен для диагностики соматических нарушений. Рисунок следует увеличить до стандарта А4. Тест выполняется ведущей рукой. Ребенку предлагается раскрасить рисунок. Все, что для него актуально, он отметит на рисунке. Важно обращать внимание на то, с чего начинается раскраска. По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы по рисунку: Кого ты раскрасил? Как его зовут? Сколько ему лет? Что он сейчас делает? Чем он вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
Рис. 3.1 «Гомункулюс» |
Интерпретация А.В. Семенович некоторых элементов тес та «Гомункулюс».
• Пуговицы, деление туловища пополам — желудочно-кишечные заболевания. Искривленная линия пуговиц — сколиоз позвоночника. Пуговицы до конца — запоры, энурез, энкопрез.
• Цветные руки — не развита тонкая моторика рук.
• Красные уши — недоразвитие фонематического слуха, слуховые галлюцинации.
• Красные волосы, дорисованная шапка — вегетососудистая дистония, гидроцефалия.
• Красный рот — астма, кашель.
• Красные волнистые линии — сосудистые нарушения.
• Перевязка на горле, бусы, воротник — воспаленные миндалины, ситуативные воспоминания, обвитие пуповиной во время беременности, дисфункция щитовидной железы, тахикардия.
• Румянец на щеках — дисфункция щитовидной железы.
• Маленький рот, его отсутствие — логопедические проблемы.
• Нераскрашенная фигура — асоматогнозис (невосприятие собственного тела).
• Не раскрашена нижняя часть тела — энурез, энкопрез.
• Сильный нажим на рисунке — обозначено больное место.
• Пятно на теле — гипертонус обозначенной части тела.
• Затемненная левая сторона — функциональные на рушения сердечной деятельности.
• Помеченные суставы — подвывихи при рождении, роль в суставах.
• Крупные штрихи раскраски — органические нарушения, эписиндром.
Приложение №2
Методы диагностики ведущей модальности
Вербальные тесты (вопрос—ответ) являются приемлемыми при условии адекватной самооценки испытуемого, поэтому вербальное тестирование у детей проводят не ранее 12—15 лет. Именно в этом возрасте при нормальном онтогенезе заканчивают свое формирование лобные отделы коры головного мозга (особенно левого полушария), ответственные за самооценку. Детей, не достигших этого возраста, а также с дизонтогенетическим развитием рекомендуется исследовать, используя аппаратурные или проективные методики.
Методика быстрого тестирования модальностей (J. Kaluger, С. Kolson)
Необходимым условием ее использования является умение ребенка считать до 30.
Тест включает следующие задания.
1. Визуальная модальность, «Посчитай, сколько кружков на этой карточке», — предлагают ребенку. При этом он не должен пересчитывать их пальцем (только визуально).
2. Аудиальная модальность. Ребенку предлагают закрыть глаза. «Я буду стучать по доске. Скажи: сколько раз я ударил?» Инструктор делает 13 ударов с неравными интервалами.
3. Кинестетическая модальность. Обследующий дает ребенку карандаш с резинкой на тупом конце, предлагает закрыть глаза и 15 раз постучать по руке обследующего.
4. Кинестетическая модальность. «Я постучу тебя по спине. Скажи: сколько раз я постучал?» Обследующий делает17 ударов с неравными интервалами.
5. Зрительно-моторные, речевые и пространственные способности. Задание ребенку: «Перечисли направления, которые указывают эти стрелки. Если стрелка указывает вправо, скажи "вправо", если влево — "влево", вниз —"вниз", вверх — "вверх"». Объясняя, используют другие стрелки (не тестовые).
6. «Снова покажи направление стрелок, но сделай это молча. Показывай рукой направление, которое указывает эта стрелка». При этом задании можно использовать легкое прикусывание языка для исключения вербального контроля.
7. Способность к интеграции слухового и кинестетического анализаторов. «Снова покажи направление стрелок, но теперь делай это в такт с моими постукиваниями». Обследующий отстукивает ритм — удар в секунду.
8. «Возьми лист бумаги и карандаш. Когда я скажу "начинай", положи себе лист на лоб и напиши на нем слово "КОТ"». Если слово оказывается написанным сзади наперед, то кинестетический анализатор доминирует над зрительным. Если слово написано слева направо, то зрительный анализатор является ведущим.
Методика «Наблюдение ведущей модальности» (В.В. Авдеев)
№ п/п | Признаки | Визуальная модальность | Аудиальная модальность | Кинестетическая модальность |
1 | Жесты | На уровне плеч | На уровне груди | На уровне живота |
2 | Дыхание | Верхнее (ключичное) | Среднее (межреберное) | Нижнее (диафрагменное) |
3 | Голос | Высокий | Средний | Низкий |
4 | Положение глаз | Вверх | Перед собой | Вниз |
5 | Ключевые слова | Смотреть, представлять | Слушать, говорить | Чувствовать, ощущать |
Приложение №3