Среди других исходных посылок, касающихся механизма взаимодействия Конституции США с политической системой, следует выделить положение о том, что не все разделы Основного закона имеют одинаковое отношение к политической системе общества. Одни из них имеют прямые, непосредственные связи с политической системой и ее составными элементами, другие – косвенные, опосредствованные.
Прямые связи проявляются, например, в ст. I (разд.1) конституции, провозглашающей, что «все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей»; в ст. II (разд.1), устанавливающей, что «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки»; в ст. III (разд.1) Конституции, закрепляющей, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».
Что же касается других статей и поправок к Конституции США, то их взаимоотношения с политической системой общества и ее отдельными структурными элементами носят косвенный характер. Взаимосвязь и взаимодействие конституционной системы с политической в данном случае выступает не прямо, а через посредство экономической, социальной, духовной, правовой и других систем, в той или иной мере закрепляемых с помощью норм, содержащихся в конституции.
В качестве примеров можно сослаться на такие статьи и разделы Конституции США, имеющие лишь опосредствованное отношение к политической системе общества, как ст. I (разд.7), гласящая, что «все билли по сборам поступлений дохода, исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям»; ст. IV (разд.1), устанавливающая, что «в каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого штата»; ст. VI, провозглашающая, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления»; XVI поправка к Конституции, закрепляющая, что «Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, вне зависимости от их распределения между отдельными штатами и безотносительно к каким-либо переписям или исчислениям населения» и др.
Разумеется, подразделение взаимосвязей, существующих между Конституцией и политической системой США, на прямые и косвенные, носит условный характер. Помимо статей Конституции, имеющих прямое или косвенное отношение к политической системе США, существуют такие ее составные части, которые практически не поддаются классификации.
В числе таковых можно назвать, например, III поправку к Конституции США, устанавливающую, что «в мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом»; VIII поправку, декларирующую, что «не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания»; и др.
Конституция США закрепляет, сложившееся в обществе, соотношение социально-классовых сил и характер взаимоотношений отражающих их общественно-политических институтов. Речь идет о соотношении сил и характере взаимосвязей, существующих между различными общественно-политическими институтами и движениями.
Применительно к политической системе и Конституции США последнее проявляется, в частности, в том, что конституция закрепляет «систему разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», а также характер взаимоотношений облеченных властными полномочиями институтов, «устанавливает различные организационные формы деятельности данных институтов, предусматривает определенный порядок и процедуру избрания или назначения должностных лиц, а также различные виды и формы их ответственности».
Конституция США создает политико-правовые гарантии прав и свобод граждан, но в тоже время закрепляет и охраняет экономическую, социально-политическую и духовную власть правящего эстаблишмента. Разумеется, Конституция США, подобно конституциям других государств, всячески избегает прямого и открытого закрепления власти последнего. Более того, в преамбуле, ряде статей и поправок она последовательно стремится представить власть господствующих кругов и механизм реализации этой власти как систему властвования всех слоев общества, всего американского народа.
Об этом говорят, в частности, такие зафиксированные в ней положения и формулировки, которые прямо или косвенно прокламируются от имени всего народа. «Мы, народ Соединенных Штатов, – говорится, например, в преамбуле Конституции США, – в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Именем народа, «принадлежностью» ему прав и свобод оперирует также поправка II к Конституции, прокламирующая неограниченность права народа хранить и носить оружие; поправка IV, провозглашающая «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов ...», и другие составные части Конституции США.
Исходя из вышесказанного, нельзя не согласиться с мнением о том, что «сущность содержащихся в конституции положений и предписаний невозможно установить посредством логико-юридического анализа соответствующих статей и разделов. Она глубоко скрыта, завуалирована и ее можно определить лишь на основе обобщения и анализа практики реализации конституционных положений, процесса проведения конституционных установлений и предписаний в жизнь»[2].
Конституция США и развивающее основные конституционные положения законодательство фиксируют структуру политической системы американского общества, наиболее важные принципы ее организации и деятельности, закрепляют ее экономические, социально-политические и идеологические основы. В первоначальном тексте Конституции США, как известно, основной акцент делался на закреплении структуры и компетенции центральных органов государственной власти, суда и управления, порядка взаимоотношений федерации в целом и ее отдельных субъектов, процедуры принятия, изменения и дополнения текущего законодательства, а также порядка и условий принятия Основного закона. «Только с постепенным прибавлением поправок, – констатируется в специальной литературе, – Основной закон США стал регулировать тот комплекс вопросов, который мы привыкли относить к конституционному регулированию». Речь при этом идет о провозглашении и закреплении в конституции США свободы слова, печати, «не ограниченной» законами или другими нормативно-правовыми актами свободы вероисповедания, «права народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений», «права на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных» в случае уголовного преследования лица, и др.
Кроме того, имеются в виду конституционные нормы и положения, создающие основу для «формирования и развития избирательной системы», общие конституционные принципы организации и деятельности государственного и общественно-политического механизма США, принцип разделения властей, ответственности Президента США и других должностных лиц (ст. I, разд. 3), принцип (доктрина) делегирования или, точнее, «неделегирования законодательства» (поскольку «теоретически этот процесс имеет определенные ограничения»), принцип строгой субординации государственных органов и издаваемых ими нормативно-правовых актов и др.
Значительно расширив круг вопросов, выходящих за рамки «чисто» государственной жизни и деятельности и подлежащих непосредственному конституционному регулированию, Конституция США тем не менее не превратилась, по справедливому замечанию В.А.Туманова, из «конституции государства» в «конституцию государства и общества»[3]. В ней, равно как и в конституциях других государств, напрасно было бы искать указания на социально-классовую структуру общества, формы собственности, господствующие экономические отношения, тип государства и права и др.
Конституция США призвана создавать предпосылки и условия для дальнейшей институционализации американского общества и его политической системы, для последовательного упорядочения и развития системы общественно-политических и иных организаций, повышения их роли и эффективности.
Более 200 лет конституция США остается основным законом успешно развивающегося государства, территория и население которого увеличились во много раз, а общественно-политическая и экономическая жизнь изменилась кардинальным образом. Каждое поколение американцев рассматривает Конституцию не как исторический, а как современный документ, потенциально содержащий все юридические нормы, необходимые для разрешения текущих проблем. Благодаря гибкости политико-правовой системы США Конституция действительно до сих пор выполняет эту роль. Американская Конституция оказала влияние на законотворчество многих стран мира (особенно федеративных), ее нормы использовались при составлении конституций Мексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, России и др. Подлинник Конституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где он выставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе с Декларацией независимости.
Список использованных источников
1. Ильинский И.П., Мишин А.А., Энтин Л.М. Политическая система современного капитализма. М.,1983.
2. Конституция США: история и современность. Под ред. А.А. Мишина и Е. Ф. Язькова. М.,1988.
3. Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976.
4. Практика буржуазного конституционализма (критические очерки) Отв. ред. В.А.Туманов. М., 1982.
5. Становление американского государства. Под ред. А.А. Фурсенко. СПб., 2006.
[1]Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. С. 10-35
[2]Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. C.16.
[3]Практика буржуазного конституционализма (критические очерки) Отв. ред. В.А.Туманов. М., 1982. С.3-18