Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 2 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «философия» (стр. 3 из 5)

4. Как соотносится категории «вера» и «разум» в понимании христианских философов? Прокомментируйте следующие высказывания: «Верую, ибо нелепо» (Тертуллиан), «верую, чтобы понимать» (Августин), «понимаю, чтобы верить» (Абеляр). Какую тенденцию они выражают?

5. Какие идеи античных философов повлияли на развитие схоластической философии?

6. Охарактеризуйте различия между номиналистами, концептуалистами и реалистами.

7. В чём виделся смысл земной жизни человека мыслителям средневековья?

Литература

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб, 1998. – т.1

Спиркин А.Г. Философия.М.1998

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.1991

Вариант №5

Философия эпохи Возрождения.

1.Исторические рамки эпохи Возрождения, соотношение и взаимообусловленность основных принципов философской мысли эпох Средневековья и Возрождения. В чем и почему проявилась особенность «восприятия» и «возрождения» наследия Античности в обозначенный период?

2.Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?

3.Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм?

4.Почему в период Ренессанса стало возможно открытие «эстетики природы»? Что давало это «открытие» человеку, имеющему за плечами духовный и интеллектуальный опыт Средневековья и чего лишало ?

5.Идеи Ренессанса в медицинском знании: Теофраст Парацельс(1493-1541).

6.Политическая философия Гуманизма. Переворот в политическом мышлении Николо Макиавелли. В чем проявился «возрожденческий пафос» работы «Государь»?

7.Специфика Северного Возрождения. Христианский гуманизм Эразма. Гуманизм Томаса Мора (1478-1535).

Литература

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1987

Очерки по истории мировой культуры (под ред.Кузнецовой Т.Ф.)М.1997

Парацельс и его мир. Медицинские воззрения Парацельса. Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. М.2003

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.т.2

Тарнас Р. История западного мышления. М.1995

Человек в XV веке. Возрождение и возвращение. Ортега – и – Гассет Х. Избранные труды. М. 2000

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности.

Вариант№ 6

Философия Нового времени

  1. В чём новизна и особенности философии Нового времени? Назовите её основные направления, представителей?
  2. Что предлагают в качестве научного метода познания эмпирики?
  3. Как Вы понимаете бэконовское утверждение: «Знание – сила!»?
  4. Почему рационалисты критически относятся к позиции эмпириков по вопросу об истинных методах познания? Что они сами предлагают?
  5. Каковы основные идеи декартовского метода? Что такое интеллектуальная интуиция? Что такое дедукция?
  6. Какие аргументы приводил Дж.Беркли и Д.Юм для обоснования невозможности философии и теоретических наук?
  7. Прокомментируйте утверждение Беркли о том, что мир-это комплекс наших ощущений.

Литература

АлексеевП.В., ПанинА.В. Философия.

Антисери Д.,Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Губин В.Д.Философия.М.2001

История философии (под ред. Кохановского)

История философии. Запад-Россия –Восток. Ч.1

Канке В.А. Философия

Рассел Б. История западной философии.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.

Тарнас Р. История западного мышления.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М.1976

Вариант № 7

Немецкая классическая философия

1.В чём сущность коперниканского переворота в философии, совершённого И.Кантом?

2.Как можно проинтерпретировать кантовские знаменитые вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

3.Какие философские идеи Фихте и Шеллинга нашли дальнейшее развитие в философии Гегеля?

4.В чём вы видите достоинства идеализма Гегеля?

5.Сущность диалектического мышления Гегеля. В какой степени состоятельна диалектика?

6.Человек в гегелевской системе философии.

10.Гегель и современность: что сейчас может быть актуальным, взволновать и заинтересовать в гегелевской философии?

Литература

Алексеев П.В.,Панин А.В., Философия.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Губин В.Д.Философия.

История философии (под ред.В.П. Кохановского)

История философии. Запад-Россия –Восток. Ч.1

Канке В.А. Философия

Рассел Б. История западной философии.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии

Тарнас Р. История западного мышления.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в.

Гулыга А. Немецкая классическая философия. М. 2001

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-XIX в. М.1989

Нарский И.С. Западноевропейская философияXIX в. М. 1976

Вариант № 8

Философия К.Маркса и Ф.Энгельса

1. В чём особенность марксистской диалектики по сравнению с гегелевской? Прокомментируйте слова Маркса: «У Гегеля диалектики стоит на голове. Надо её поставить на ноги».

2. Какова роль практики в познании?

3. В чём заключается основное содержание материалистического понимания истории?

4. Какие факторы, с точки зрения Маркса и Энгельса, способствовали возникновению человека?

5. Прокомментируйте тезис К.Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его?»

6. С какими социальными силами и процессами связывал Маркс и Энгельс грядущее справедливое социальное переустройство общества на коммунистических началах?

7. Что можно отнести к достоинству, а что – к недостаткам марксистской философии?

Литература

АлексеевП.В.,ПанинА.В. Философия.

Антисери Д.,Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Губин В.Д.Философия.М.2001

История философии (под ред. Кохановского)

История философии. Запад-Россия –Восток. Ч.1

Канке В.А. Философия

Рассел Б. История западной философии. М.2000

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии

Тарнас Р. История западного мышления. М. 1995

Гулыга А. Немецкая классическая философия. М. 2001

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-XIX в. М.1989

Вариант № 9

Современная западная философия (экзистенциализм и феноменология)

  1. В чём заключается иррационализм Шопенгауэра? В чём состоит суть учения Шопенгауэра о воле как основе мира и человека?
  2. Объясните слова Ф.Ницше «Бог умер». Раскройте смысл новой морали как учения о сверхчеловеке.
  3. Теория психоанализа З.Фрейда. Структура личности З.Фрейда
  4. Дайте общую характеристику понятию экзистенция.
  5. Как Сартр рассматривает проблему бытия и проблему свободы человека?
  6. Как А.Камю определяет абсурд человеческой жизни?
  7. Каковы достоинства философии жизни?

Литература

Рассел Б. История западной философии. М.2000

Антисери Д.,Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М. 2001

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М. 2001

Вариант № 10

Аналитическая философская традиция

  1. Предпосылки и причины возникновения позитивизма. Гносеологическая модель О. Конта, роль и место философии и науки в процессе познания мира, прогресс науки. Роль позитивизма в развитии европейской науки.
  2. Логический позитивизм (Б. Рассел, «Венский кружок», Л. Витгенштейн) и возникновение аналитической традиции. Основные проблемы и направления исследований (язык науки, атомарные предложения, истинностные высказывания).
  3. К. Поппер: критика позитивистской традиции и новая философия науки. Проблема производства, передачи и приращения научных знаний. Концепция «трех миров» и кумулятивистская модель прогресса науки.
  4. Проверяем ли принцип верификации? Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации? Каковы основания лингвистического поворота в философии XX века?
  5. Философия науки Т. Куна: нормальная наука, кризис парадигмы, научная революция; проблема развития научных знаний. Признание «человеческого» измерения в процессе научного познания.
  6. Методология исследовательских программ И. Лакатоса как руководство к строительству научного исследования. Структура «исследовательской программы» и ее развитие. Борьба программ как способ развития науки.
  7. Методологический анархизм П. Фейерабенда как отражение кризиса аналитической традиции в философии науки. Научное знание как вероятностное и непредсказуемое.

Литература

АлексеевП.В.,Панин А.В., Философия.

Антисери Д.,Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.

Губин В.Д.Философия.

История философии (под ред.А.П. Кохановского)

История философии. Запад-Россия –Восток. Ч.1

Канке В.А. Философия

Рассел Б. История западной философии.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии

Тарнас Р. История западного мышления.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в.

Гулыга А. Немецкая классическая философия.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-XIX в. М.1989

Нарский И.С. Западноевропейская философияXIX в. М. 1976

Вариант№11

Русская философия

1.Чем определяется развитие русской философской мысли? Правомерно ли говорить о религиозном характере русской философии?

2. «…Русский ум не расположен к философским мудрствованиям, а если философия и есть, то как результат искусственного воспитания здравого русского ума…» - разделяете ли Вы эту точку зрения? Обоснуйте Ваш ответ.