Смекни!
smekni.com

Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью (стр. 2 из 16)

Наверное, следует согласиться, что анализ, проведенный К. Марксом, позволяет понимать под юридическим лицом некую «правовую вывеску», суть которой в абстрагировании от индивидуальных особенностей организаций и лиц.[9]

Иногда юридическое лицо больше не является экономически самостоятельным субъектом права. Существует так называемый «публичный интерес», который продвигает судебную практику в определённом направлении. Суды Англии и Франции во время 1-ой Мировой войны, под воздействием политической ситуации, для того, чтобы секвестрировать имущество Германии, вводят понятие «контролируемое юридическое лицо». И компании, контролируемые подданными Германии, признавались германскими юридическими лицами. Их имущество было успешно секвестрировано.[10]

Обособленность имущества предприятия от имущества его владельца в значительной степени условно. Собственник предприятия вправе «запустить руку в карман предприятия»[11], обставляя это соответствующими формальными операциями. Более того, и долги во многих случаях не возвращаются.

Одной из, пожалуй, самой распространенной в мировой практике разновидностью юридического лица - является общество с ограниченной ответственностью. Еще в римском праве были попытки регулирования! объединений частных лиц в форме universitas - субъектов права, все члены которого входили в образованное ими объединение. Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1892 году в Германии (с некоторыми изменениями он действует до сих пор). В дальнейшем эта конструкция была заимствована законодательством Австрии. После первой Мировой войны она стала использоваться в континентальном европейском праве, английский же (а вслед за ним и американский) правопорядок не воспринял её, используя для данной цели конструкцию «закрытой компании» (closecorporation). Последняя под именем «закрытого акционерного общества» была некритически перенесена в Российский закон «О предприятиях и предпринимательской; деятельности» 1990 г. В результате этого закон в ст. 11 отождествил конструкцию ООО и АОЗТ, выполняющие в разных правопорядках одну и ту же экономическую функцию.

Согласно статье 834 Гражданского Кодекса Лихтенштейна 1926 года физическое лицо может учредить предприятие с ответственностью в пределах тех взносов, которые оно сделало в него.[12]

Отметим, что в дореволюционной цивилистической литературе лишь велись дискуссии о возможности и необходимости законодательного закрепления подобного вида хозяйственных обществ. И теоретическая разработка вопросов правового регулирования, организации и деятельности обществ с ограниченной ответственностью не являлась достаточной. Так, из работ специально посвященных данной проблеме, может быть названа лишь монография Розенберга В.В., изданная в 1912 году.[13]

Германское торговое уложение склонно рассматривать общество с ограниченной ответственностью (сокращено GmbH) — в качестве младшей сестры акционерного общества. Оно не имело исторических предшественников в германском праве, чтобы предоставить прежде всего малым предприятиям промежуточную между акционерным обществом и товариществом, упрощенную и экономичную организационно-правовую форму с ограниченной ответственностью участников.

«Общество с ограниченной ответственностью с одной стороны в силу незначительного для современного предприятия минимального капитала представляется для кредиторов более рискованным, чем полное товарищество; с другой стороны, участники общества с ограниченной ответственностью вовлечены в игру более чем акционеры...» (статья 3.3.2. ГТУ).[14] И возможность использования данной юридической конструкции дало соответствующий практический результат. В конце 90-х годов в ФРГ насчитывалось свыше 400 тысяч товариществ с ограниченной ответственностью, из них около 80% обладали капиталом менее 100 тысяч немецких марок и лишь 4% имели капитал свыше 1 миллиона марок. При этом средний размер номинального капитала акционерного общества превышал 50 миллионов марок.[15]

В современной России первый этап возрождения хозяйственных обществ пришелся на 1990-е годы. Однако первые законодательные акты, призванные заложить базу для развития хозяйственных обществ, в ряде случаев противоречили друг другу.

Следует отметить, что в последние годы существования СССР деятельность предприятий регулировалась отдельно от деятельности индивидуальных предпринимателей. Так, правовое положение предприятий определялось Законом СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., а деятельность предпринимателей законом «Об общих началах предпринимательства граждан» от 2 апреля 1991 г.

В законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г. общество с ограниченной ответственностью (именуемое «Товариществом с ограниченной ответственностью») определялось как объединение граждан и юридических лиц для хозяйственной совместной деятельности. Таким образом, закладывалась правовая база для понимания этой организационно правовой формы, как «объединение лиц».

В экономической литературе, как правило, под предприятием понимают «экономическое единство, в котором объединяются и координируются человеческие и материальные факторы хозяйственной деятельности»[16].

1.2 Понятие и правоспособность общества с ограниченной ответственностью

Легальное понятие общества с ограниченной ответственностью даётся в ст. 87 Гражданского Кодекса РФ, а также в ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно данным статьям обществом с ограниченной ответственностью признаётся учрежденное одним или несколькими лицами, хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Характерными признаками этой коммерческой организации является деление её уставного капитала на доли участников и отсутствие их ответственности по долгам общества.

Пункт 2 статьи 2 закона, указывая на обособленность имущества, находящегося в собственности общества с ограниченной ответственностью, выделяет его в качестве основного признака данной организационно-правовой формы. Это имущество формируется, по крайней мере, при учреждении общества из долевых вкладов учредителей. Имущество общества, включая уставный капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников.

Анализ норм Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст. 66-68, 87-94) и Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» позволяет выделить основные признаки ООО, которые отражают современное понимание этого вида коммерческой организации российской правовой системой.

Не вполне можно согласиться с взглядами профессора Е.А. Суханова, что «Российский закон, следуя известной европейской (Германской) традиции, различает товарищества как объединения лиц (предпринимателей, коммерсантов) и общества, как объединения капиталов»[17]. Если рассматривать объединяющихся как лиц, допущенных к участию в предпринимательских отношениях, тогда в товариществах объединяются именно лица - предприниматели (зарегистрированные в этом качестве надлежащим образом). Но они объединяют не только свои усилия. Безусловно, любое коммерческое предприятие без материальных средств не может существовать. То есть, объединяя свой коммерческий опыт и материальные средства лица - предприниматели (ПБЮЛ, юридические лица) становятся организованной силой и участвуют в предпринимательских отношениях с помощью своего объединения, юридического лица.

В хозяйственных обществах также объединяются лица. Это могут быть и профессиональные коммерсанты (физические и юридические лица) и простые граждане (в том числе иностранные). Они объединяют свои финансовые возможности для создания нового хозяйственного субъекта - общества. Тут, безусловно, другие правила игры и никто из объединяющихся лиц не может выступать от имени общества без соответствующих на то полномочий (выбор генеральным директором, который действует от имени общества без доверенности; или полномочия, обусловленные доверенностью организации)[18]. На передний план выходят материальные возможности нового общества, с помощью которых это общество начинает зарабатывать учредителям соответствующий дивиденд. Так или иначе за любым подобным коммерческим объединением стоят лица, которые и действуют в своих интересах с целью получения дохода от использования своего имущества[19].

Неоднократные высказывания конституционного суда на эту тему окончательно расставляют все по своим местам. В частности в постановлении конституционного суда РФ 24 октября 1996 г. указано: «... акционерное общество, товарищество и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд РФ, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, 2.1. конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35,2.2. конституции РФ)».