Смекни!
smekni.com

Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью (стр. 4 из 16)

Так «Учительская газета» сообщала о некоем обществе с ограниченной ответственностью «Белизна», занимавшемся стиркой белья. 15 учредителей внесли в уставной капитал по 2000 рублей, и на эти деньги было куплено оборудование. Общество с ограниченной ответственностью арендовало первый этаж жилого дома, и однажды по вине работников общества возник пожар. Однако возместить убытки, нанесенные жильцам дома, оказалось нечем, поскольку все имущество общества с ограниченной ответственностью сгорело во время пожара. 1 Нам представляется, что тут могло бы быть применено положение о субсидиарной ответственности учредителей хотя бы в рамках декларированного уставного капитала.

Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков (утраты вкладов)[32].

Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечает по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которое соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п.1 ст.87 ГК РФ). Как мы видим, определенные противоречия существуют даже в рамках одного закона.

Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица.

В статье 50 Гражданского Кодекса РФ указано, что хозяйственные общества относятся к категории коммерческих организаций, которые в качестве основной цели своей деятельности ставят извлечение прибыли.

В этом закрытом «клубе» коммерческих организаций эта же статья называет состоящие там хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (это все общества ООО, ОД О, закрытые и открытые АО), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Императивно излагая в пункте 2 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ перечень организационно-правовых форм, законодатель делает его исчерпывающим.

Из принципа «закрытости» перечня организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц следует, что гражданской правоспособностью могут обладать только такие коммерческие организации, которые прямо названы в законе.

Хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью относится именно к ним) определяются в законе как коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом (п.1 ст. 66 Гражданского Кодекса РФ).

Согласно статьи 27 ФЗ «Об ООО» участники общества обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников общества вносить вклады в имущество общества.

Внесение вкладов подлежит регулированию положениями устава, который может ограничивать и размер вклада, определяя максимальную величину, и круг участников, чьи вклады не могут превышать установленный предел. А.также, в какой форме вклад может вноситься, исключая отдельные виды имущества (в т.ч. и имущественные права).

В связи с тем, что Общество с ограниченной ответственностью — коммерческая организация, характер её деятельности носит предпринимательский, а значит рисковый характер.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке[33].

Фактически вся деятельность общества с ограниченной ответственностью как коммерческой организации направлена на получение прибыли. Но прибыли может и не быть. Более того, общество с ограниченной ответственностью, как собственник своего имущества несет риск утраты имущества (в т.ч. и риск случайной утраты).

Поэтому, стремясь защитить интересы кредиторов и партнеров Общества с ограниченной ответственностью, закон и говорит о минимальном уставном капитале, как о некой гарантии. В ст. 20 ФЗ «Об ООО» указывается, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.[34]

Этот же пункт 3 статьи 20 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» говорит об обязательной регистрации уменьшения стоимости своего уставного капитала, даже если он превышает установленный законом минимум для Обществ с ограниченной ответственностью.

Все это призвано сделать сотрудничество с обществом менее рискованным, а так же, безусловно, стабилизирует предпринимательские отношения и гражданский оборот в целом.

Участниками предпринимательского оборота, т.е. носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.[35]

Но все же предпринимательский оборот направлен на получение прибыли, т.е. все-таки цель «заработать», а не «потерять». И в ООО, деятельность которого полностью подчинена этой функции, прибыль распределяется между участниками.

Ст. 28 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предоставляется возможность распределить прибыль между соучредителями. Решение о распределении чистой прибыли принимается общим собранием участников по результатам хозяйственной деятельности общества за квартал, полугодие, год. Учитывая все факторы перспективного развития общества, участники на общем собрании принимают решение о направлениях использования прибыли, включая и распределение между участниками.

Распределению между участниками, подлежит прибыль, полученная обществом за отчетный период после уплаты всех налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) как федерального, так и регионального значения. Оставшаяся часть прибыли называется чистой и может быть распределена между участниками, если не существует никаких обстоятельств, препятствующих её распределению.[36]

В ст. 29 ФЗ «Об ООО» перечислены такие обстоятельства, когда общество не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между участниками общества.

Все предусмотренные статьей случаи, связаны с финансовыми положениями общества, которое станет еще хуже или просто обусловит ликвидацию общества, если участники примут решение о распределении прибыли. Руководствуясь интересами не только общества, но и всех заинтересованных лиц (кредиторов), законодатель устанавливает соответствующие ограничения.

Осуществление предпринимательской деятельности связано с реализацией определенных прав и исполнением определенных обязанностей. Здесь встает вырос о правоспособности коммерческих организаций.

До принятия нового Гражданского Кодекса РФ, законодательные акты, регулирующие деятельность юридических лиц, придерживались принципа специальной правоспособности, т.е. юридические лица наделялись гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями их деятельности (ст. 26 Гражданского Кодекса РФСФР 1964 г.). Более того, в соответствии со ст. 50 Гражданского Кодекса РСФСР недействительной признавалась сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями, указанными в его уставе.

Впервые попытка полностью отказаться от этого принципа была предпринята в Положении об Акционерном обществе, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г., в которой устанавливалось, что общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность общества не ограничивается той, что оговорена в уставе. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными (п. 6 ст. 1 Положения). Однако, в условиях действия Гражданского Кодекса РСФСР (1964 г.) и Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик (1991 г.), продолжал действовать принцип специальной правоспособности юридических лиц (ст. 12 Основ).

Статья 50 Гражданского Кодекса РСФСР была использована в свое время, когда суд признал недействительными договоры продажи компьютеров различным организациям, поскольку в Уставе кооператива-продавца содержалось указание на то, что цель его деятельности составляет удовлетворение потребностей граждан (не юридических лиц).[37]

ГК РФ 1994 г. отменил действие принципа специальной правоспособности для большинства видов коммерческих организаций. В статье 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливается, что коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.