Проблематика и поэтика цикла А. Блока «Вольные мысли».
Тема Родины в циклах «На поле Куликова» А. Блока и «Россия»
А. Белого.
Человек, история, искусство в «Итальянских стихах» А Блока.
«Правда факта» и её поэтическое претворение в цикле «Кармен» А. Блока.
Первая мировая война в лирике А. Блока (З. Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, В. Маяковского).
Лирический пейзаж А. Блока.
Символика цвета в лирике А. Блока (А. Белого, С. Есенина).
Символизм и революция в полемике А. Блока и Д. Мережковского («О современном состоянии русского символизма» и «Балаган и трагедия»).
Образ Петербурга в лирике А. Блока (А. Белого, А. Ахматовой, В. Маяковского).
А. Блок и А. Белый: история диалога.
Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
«Симфонии» А. Белого: форма и смысл.
Эпиграфы в структуре романа А. Белого «Петербург».
Пространство и время в романе А. Белого «Петербург».
Идея пути поэта (странничества) и проблема времени в дореволюционной лирике М. Волошина.
Тема любви в цикле М. Волошина «Amori amara sacrum».
Концепция творчества в книге М.Волошина «Лики творчества».
Книги стихов «Сети», «Осенние озера», «Вожатый» М.Кузмина как поэтический дневник.
«Прекрасная ясность» в прозе М.Кузмина.
Жанр баллады в поэзии русского символизма.
Жанр сонета в лирике русского символизма.
Жанр взаимопосвящений в творчестве символистов.
Поэтика символистского романа в современных исследованиях.
Драматургия русского символизма в современных исследованиях.
Проблема «вещного мира» в поэзии начала века.
Н. Гумилёв – критик и теоретик русского акмеизма.
Идеал и современность в лирике Н. Гумилёва.
Тема любви в дореволюционной лирике А. Ахматовой.
Психологизм лирики А. Ахматовой.
Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.
«Блаженное наследство» - «чужих певцов блуждающие сны» в лирике О. Мандельштама 1908-1917 гг.
Жанр элегии в лирике В. Ходасевича.
«Счастливый домик» В. Ходасевича в контексте времени.
Образ Москвы в лирике М. Цветаевой.
Жанр лирического литературного портрета в творчестве М. Цветаевой (И. Северянина).
М. Цветаева и О. Мандельштам: поэтический диалог 1916 года.
Словотворчество В.Хлебникова.
Время в поэтическом сознании В.Хлебникова.
Фольклорно-мифологические формы в творчестве В. Хлебникова.
В.Хлебников – эпик.
Народно-карнавальная основа дореволюционного творчества
В. Маяковского.
Библейские образы и мотивы в раннем творчестве В. Маяковского.
Урбанистические мотивы в русском футуризме.
Эгофутуризм Игоря Северянина.
Русский футуризм в оценке современников.
Теория, история и практика русского футуризма в литературном наследии Б. Лифшица.
Идеология, поэтика, прагматика русского футуризма в современных исследованиях.
Образ «голубой Руси» С. Есенина в постсимволистском контесте.
Символистские «соответствия» («перекликаются звук, запах, форма, цвет» Ш. Бодлер) в поэтике С. Есенина.
С. Есенин и А. Блок (Н. Клюев).
Поэтика «серебряного века» в современных исследованиях.
Концепция «книги» в литературе «серебряного века» (книги по выбору).
Поэтика «цикла» в творчестве поэтов «серебряного века» (циклы по выбору).
Мотив, системы мотивов в литературе рубежа XIX-XX вв.
Словарь поэтических образов начала ХХ века: современные проблемы изучения и составления.
Рифма в русской поэзии «серебряного века».
Воспоминания о «серебряном веке»: автор и время (источники по выбору).
Русский журнал (газета, альманах, издательство) в литературном процессе конца XIX –начала ХХ в.
Русский писатель «серебряного века» и журналистика («свой журнал») конца XIX –начала ХХ в.(имена, примеры по выбору).
«Журнал…портрет его редактора»: «Русское богатство» и В.Г.Короленко.
В.Брюсов и «Весы».
Литературная классика на страницах русских журналов «серебряного века» (произведения по выбору).
Литературная хроника года (1892,1893-1904, 1905-1916,1917- по выбору).
III. ПРАКТИЧЕКИЕ ЗАНЯТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО И.А. БУНИНА
I. И. Бунин-поэт: Листопад. Ночь. Одиночество. Запустение. Сапсан. Сенокос. Слово. Вечер. В горах.
1) поэтический мир Бунина: время, природа, память, человек;
2) эстетика и поэтика Бунина-лирика: своеобразие изобразительности и выразительности;
3) сонеты Бунина.
II. Проза И. Бунина: Суходол.
1) своеобразие повествовательной формы: контрапункт многоголосия;
2) содержательность «семейной хроники»: характеры и судьбы;
3) время в «Суходоле».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бунин И. Стихотворения. Л., 1956 / Вступ. ст. А.Н. Тарасенкова. С. 5-24.
Стихотворения. Л., 1961 / Вступ. ст. Б. Костелянеца. С. 5-82.
Собр. соч.: В 9-ти тт. М., 1965. Т. 1 / Вступ. ст. А. Твардовского. С. 7-48. Примеч. О. Михайлова. С. 503-519; Т. 3. М., 1965 / Суходол. С.133-187.Примеч. А. Мясникова. С. 447-464, А.К. Бабореко. С. 475-478.
Собр. соч.: В 6-ти тт. М., 1987. Т. 1 / Вступ. ст. А. Твардовского. С. 5-42; Т. 3. / Коммент. Л. Крутиковой. С. 593-607; А.К. Бабореко. С. 619-626.
Собр. соч.: В 8-ти тт. М., 1993. Т. 1 / Вступ. ст. Ф.А. Степуна. С. 5-18; Т. 3. / Вступ. ст. Ф.А. Степуна. С. 5-17; М. Цетлин ( «Чаша жизни»). С. 18-22. Коммент. А.К. Бабореко. С. 527-532.
2. Ширмаков П.П. И.А. Бунин и реалистическая традиция в русской поэзии конца ХIХ – начала ХХ вв. // История русской поэзии: В 2-х тт. Л., 1969. Т. 2. С. 330-349.
3. Нефёдов В.В. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. Минск, 1975; Он же. Чудесный призрак. Бунин-художник. Минск, 1990.
4. Крутикова Л.В. Иван Бунин // История русской литературы: В 4-х тт. Л., 1983. Т. 4.
5. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ вв. М., 1993. С. 127-157.М.,2002.С.115-147.
6. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. Посев, 1994.
7. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ вв. 4-е изд. М., 1999. С. 65-84.
8. Бройтман С.Н.,Магомедова Д.М. Иван Бунин// Русская литература рубежа веков(1890-начало 1920-х годов). М.,2000.Кн.1.С.540-585.
9. И.А. Бунин: pro et contra.Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология.СПб,2001: Голотина Г.А. Эволюция темы природы в лирике И.Бунина 1900-х гг.С.508-517; Двинятина Т.М. Поэзия И.Бунина и акмеизм.С.518-543.
ТВОРЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ М. ГОРЬКОГО:
«НА ДНЕ», «ГОРОДОК ОКУРОВ»
I. «На дне»:
1) действующие лица и своеобразие действия пьесы;
2) социально-нравственные коллизии и спор о человеке;
3) полифоничность драматической структуры: картины, акты.
II. «Городок Окуров»:
1) творческая история повести;
2) поэтика заглавия и образ города (городка);
3) своеобразие повествования: эпическое и лирическое, хроникальное и диалогическое начала.
4) мысль о России: русская жизнь, русский народ, русские судьбы в повести.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Горький М. Полн. собр. соч.: Худож. произвед. в 25-ти тт. М., 1970-1971. Т. 7.С.107-182;598-628; Т. 10.С.5-122,698-715.
Горький М. Рассказы. Повести. Пьесы. М., 1965 / Вступ. ст., сост., примеч. Б. Бялика.
М.Горький: pro et contra.Личность и творчество М.Горького в оценке русских мыслителей и исследователей.1890-1910 гг. Антология/Вст.ст. Ю.В.Зобнина.СПб.,1997: Горький М. Человек.С.43-48;Разрушение личности.С.49-94; Адрианов С.А. «На дне» М.Горького.Критичекий набросок.С.630-642; Чуковский К.И. Пфуль. М.Горький: «Городок Окуров».С.828-843.
2.Юзовский И. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.
3.Кузьмичёв И.К. «На дне» М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981.
4.Гачев Г. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М., 1982; или: Театр. 1966. № 12. С. 81-92.
5.Бялик Б. Что есть истина (по поводу статьи Г. Гачева) // Вопросы литературы. 1967. № 6. С. 67-87.
6.Удодов А. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.
7.Сухих И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Нижний Новгород, 1992. Гл. 2. Комплекс Луки.
8.Белова Т.Д. Драматургия М. Горького 1900-х годов. Проблемы жанрового анализа. Саратов, 2000. Гл. 2. С. 28-41; Она же. М.Горький: концепция культуры. Художественное и публицистическое воплощение. Саратов. 1999.С.64-85
9.Касторский С.В. К истории «окуровского цикла» М. Горького // Вопросы советской литературы. Т. 6. Л., 1957. С. 7-51; Он же. Повести М. Горького «Городок Окуров». «Жизнь Матвея Кожемякина». Л., 1960.
10.Овчаренко А.И. Повести М. Горького об «Окурове» // Изв. Акад. наук СССР. Отд. лит. и яз. Т. 20. Вып. 2. 1961. С. 111-121.
11.Нинов А.А. Спор о народе: Повести М. Горького и литературная полемика 1908-1910 // Максим Горький и русская литература. Горький, 1970. С. 79-104.
12.Кучеровский Н.М. Споры о русском национальном характере и «Деревня» Бунина: М. Горький и И. Бунин // Русская литература ХХ века. (Дооктябрьский период). Калуга, 1973. Сб. 4. С. 27-38.
13.Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ вв. 4-е изд. М., 1999. С. 122-127; С.146-153.
14.Басинский П.В. М.Горький// Русская литература рубежа веков (1890-начало 1920-х годов).М.,2000.Кн.1.С.505-539.
15.Максим Горький – художник: проблемы, итоги и перспективы изучения. Горьковские чтения 2000 года. Н.Новгород.2000. С. 113-118;С.280-286; С.287-292;
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Л. АНДРЕЕВА
I. «Мысль»:
1) форма повествования и герой: кто я, доктор Керженцев?
2) Мысль в рассказе «Мысль»;
3) авторская позиция в рассказе.
II. «Жизнь Человека»:
1) роль и функции пролога;
2) жизнь человека – картины представления;
3) драматургия действия;
4) варианты финала.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6-ти тт. М., 1990-1996. Т. 1 / Вступ.
ст. А.В. Богданова; Примеч. М.В. Козьменко. С. 619-623; Т. 2 / Примеч. Ю.Н. Чирвы. С. 551-558.
Андреев Л. Пьесы. М., 1959./ Примеч. В.В. Чувакова.
Андреев Л.Н. Драматические произведения: В 2-х тт. Л., 1989. Т. 1 / Вступ. ст. Ю.Н. Чирвы. С. 3-43.
Андреев Л.Н. Пьесы. М., 1991 / Вступ. ст. Б.С. Бугрова.С.3-38.
2. Блок А.А. О драме // Блок А. Собр. соч.: В 8-и тт. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 186-193.