3. Беззубов В.И. Л. Андреев и Московский Художественный театр // Уч. зап. Тартусского ун-та. 1968. Вып. 209. С. 147-226; Он же. Л. Андреев и традиции русского реализма. Таллинн, 1971.
4. Бабичева Ю.В. Три «мысли» Леонида Андреева // Филологические науки. 1969. № 5. С. 30-41; Она же. Драматургия Л.Н. Андреева периода первой русской революции. Вологда, 1971. С. 77-114.
5. Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева. 1892-1906. Л., 1976.
6. Михеичева Е.А. О психологизме Л. Андреева. М., 1995.
7. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ вв. 4-е изд. М., 1999. С. 383-392; 395-396.
8. Татаринов А.В. Леонид Андреев// Русская литература рубежа веков (1790-начала 1920-х годов).М.,2000.Кн.2.С.286-339.
9. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века.М.,2001.С.183-210.
РУССКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ:
«ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА» И.С. ШМЕЛЕВА,
«КРЕСТОВЫЕ СЕСТРЫ» А.М. РЕМИЗОВА
I. И.С. Шмелёв «Человек из ресторана»:
1) творческая история повести И.С. Шмелёва;
2) образ главного героя и авторская концепция личности и гуманизма;
3) «исповедь обнажённого сердца» и своеобразие повествовательной формы;
4) быт – бытие – «бегущая жизнь времени» - «лик скрытый» – «золотое слово» в повести.
II. А.М. Ремизов «Крестовые сёстры»:
1) символика заглавия повести и авторская позиция;
2) структура повести и судьба главного героя;
3) своеобразие повествования: лейтмотивы, слова-образы, символы, сны;
4) литературные традиции и новаторство.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Шмелёв И.С. Человек из ресторана. М., 1957 / Предисл. Б.Михайловского.
Повести и рассказы. М., 1960, 1966, 1983 / Вступ. ст. О. Михайлова.
Избранное. М., 1989 / Вступ. ст. О. Михайлова.С.3-20.
Сочинения: В 2-х тт. М., 1989. Т. 1 / Вступ. ст. О Михайлова.С.5-28.
Шмелёв И.С. Автобиография / Публикация А.П. Черникова // Русская
литература. 1983. № 4. С. 141-146; или: Шмелёв И. Светлая страница. Калуга, 1995. С. 35-41.
2. Ремизов А.М. Избранное. М., 1978 / Вступ. ст. Ю. Андреева.С.3-33.
Повести и рассказы. М., 1990 / Вступ. ст. М.В. Козьменко.
Избранное. Повести. Литературные силуэты. Воспоминания. М., 1992 / Вступ. ст., коммент. В.А. Чалмаева.
Избранные произведения/ Предисл. М.Козьменко. М.,1995.
Переписка Л. Шестова с А. Ремизовым // Русская литература. 1992. № 4.
Ремизов А.М. Избранное. Л., 1996.
3. Муратова К.Д. Реализм нового времени в оценке критики 1910-х гг. // Судьбы русского реализма начала ХХ века. Л., 1972. С. 135-163; Крутикова Л.В. Реалистическая проза 1910-х гг. Рассказ и повесть // Там же. С. 164-227.
4. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975. Гл. 4. Реализм и модернизм. С. 267-277; Он же .Реализм и неореализм// Русская литература рубежа веков(1890-начало 1920-х годов).М.,2000.Кн.1.С.259-335.
5. Дунаев М. Работа И.С. Шмелёва над повестью «Человек из ресторана» // Филологические науки. 1978. № 1; Дунаев М., Черников А. Творческая история повести И.С. Шмелёва «Человек из ресторана» // Записки отдела рукописей Гос. библиотеки СССР. М., 1986. Вып. 45. С. 47-60.
6. Черников А.П. Проза И.С. Шмелёва. Концепция мира и человека. Калуга, 1995.
7. Давыдова Т.Т. Духовные искания в неореалистической прозе начала ХХ века. Повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана» // Литература в школе. 1996. № 6. С. 43-48.
8. Андреев Ю. Пути и перепутья А. Ремизова // Вопросы литературы. 1977. № 5. С. 216-243.
9. Козьменко М. Мир и герои Ремизова: к проблеме взаимосвязи мировоззрения и поэтики писателя // Филологические науки. 1982. № 1. С. 24-30.
10. Топоров В.Н. О «Крестовых сёстрах» Ремизова: поэзия и правда. Статья 1 // Учён. зап. Тарт. ун-та. 1989. Вып. 857. Блоковский сборник IX. С. 138-158; Он же. Статья 2 // Учён. зап. Тарт. ун-та. 1988. Вып. 822. С. 121-138.
11. Колобаева Л. «Право на субъективность». А. Ремизов и Л. Шестов // Вопросы литературы. 1994. Вып. 5.
12. Слобин Грета Н. Проза Ремизова. 1900-1921. СПб., 1997.
13. Тырышкина Е.В. «Крестовые сёстры» А.М. Ремизова: концепция и поэтика. Новосибирск, 1997.
14. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. 4-е изд. М., 1999. С. 38-43,398-407.
15. Смирнова Л.А. Русская литература концаXIX-начала ХХ века.М.,2001.С.38-42, 210- 228.
СИМВОЛИЗМ В. БРЮСОВА
1. Проблема искусства и образ поэта в статьях и лирике В. Брюсова.
2. Экзотика и её функция в раннем творчестве поэта.
3. Историософская проблематика В. Брюсова: поэма «Замкнутые», «Грядущие гунны», «К русской революции» и др.
4. Символ и миф в циклах «Любимцы веков», «Правда вечная кумиров».
5. Урбанистическая тема В.Брюсова: «Конь Блед» и др..
«Огненный ангел»
1. История создания.
2. Проблема «правды» в творческом сознании В. Брюсова и жанровое своеобразие «Огненного ангела».
3. Концепция личности и форма повествования.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Брюсов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1961 / Вступ. ст. Д.Е. Максимова. С. 5-66; примеч. М.И. Дикмана. С. 713-859.
Собр. соч.: В 7 тт. М., 1973-1975. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909 / Вступ. ст. П.Г. Антокольского. С. 7-28; Т. 2. Стихотворения. 1909-1917 / Примеч. А.А. Козловского; Т. 4. Огненный ангел / Послесл.
Б. Пуришева. С. 328-341; Е. Чудецкой. С. 341-349; Т. 6. Статьи и рецензии. 1893-1924. Из книги «Далёкое и близкое». «Miscellanea» / Вступ. ст. Д.Е. Максимова. С. 5-23; примеч. Д.Е. Максимова и Р.Е. Помирчего.
Огненный ангел. М., 1993./ Вступ. ст. С.П. Ильёва. С. 6-20. Вокруг романа: Ходасевич В. Конец Ренаты; Белецкий А. Первый исторический роман В. Брюсова; Пуришев Б. Брюсов и немецкая культура XIX века./Коммент. С.П. Ильева.М.,1993.С.365-478.
Огненный ангел. Роман. Повести. Рассказ. СПб., 1993 / Сост. и примеч. Н. Климова. Прилож.: Ходасевич В. Конец Ренаты.
2. Брюсов В.Я. Очерк истории русского стиха и рифмы // Вопросы языкознания. 1970. № 2.
3. Ходасевич В. Брюсов // Ходасевич В. Некрополь. Воспоминания. М., 1991.
4. Тынянов Ю. Валерий Брюсов // Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.
5. Максимов Д.Е. Брюсов: Поэзия и позиция. Л., 1969.
6. Гаспаров М.Л. Академический авангардизм: Валерий Брюсов «на рынке белых бредов» // М.Л. Гаспаров. Избранные статьи. М., 1995. С. 237-245; Он же. Академический авангардизм: Природа и культура поэзии позднего Брюсова. М., 1995.
7. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург. 1996. Гл. 2. Романы-стилизации В. Брюсова.
8. Мочульский К. Валерий Брюсов // Мочульский К. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997. С. 375-439.
9. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. 4-е изд. М., 1999. С. 252-271.
10. Смирова Л.А. Русская литература конца –начала ХХ века.М.,2001.С.280-314.
ПОЭЗИЯ А. БЛОКА.
«НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ», «СОЛОВЬИНЫЙ САД»
«На поле Куликовом»
1. Цикл как этап творческой эволюции поэта.
2. Традиционная и современная трактовки цикла:
1) Куликовская битва как «символическое событие»;
2) Идея «вечного возвращения» в исторических аналогиях цикла;
3) Историческое и современное в образах Руси и героя цикла.
«Соловьиный сад»
1. Творческая история поэмы.
2. Образ лирического героя и авторская концепция пути.
3. Жанровое своеобразие: лирическое и эпическое, действительность и сон, мотивы, символы, текст и подтекст.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Блок А. Соб. Соч.: В 8-ми тт. М.; Л., 1960. Т. 3. На поле Куликовом. Соловьиный сад / Примеч. В. Орлова. С. 587-589, 579-585; Т. 5. М.; Л., 1962. О современном состоянии русского символизма. С. 425-436; Народ и интеллигенция. С. 318-328; Душа писателя.С.367-371.Т.8. Письмо К.С.. Станиславскому. 9 дек. 1908.С.265-267;С.С.Маковскому.23 дек.1908. С.269-270;Матери,1913.С.423-424,424-425; А.Н.Чебатаревской.С.451;
Стихотворения: В 3 кн./Под общ.ред. и с послесл. Ю.Г. Герасимова. СПб.,1994.Кн.3.
О литературе. М., 1989 / Вступ. ст. Д.Е. Максимова.
2. Жирмунский В.М. Поэтика Блока // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
3. Федотов Г. «На поле Куликовом» (Блок) // Литературная учёта. 1989 № 4.
4. Андреев Д. Роза мира. М., 1993. Гл. «Падение вестника».
5. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; Л., 1964. Гл. «Наследие и открытия».
6. Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. Л., 1973.
7. Колобаева Л. Встреча времён. Художественное время в цикле «Родина» Блока // Вестник МГУ. 1980. № 6; Она же. Русский символизм. М., 2000. Гл. 6. «Символы и творческая мифология поэта. Лирика А. Блока и А. Белого».
8. Ильёв С.П. Куликовская битва как «символическое событие». Цикл «На поле Куликовом» Блока и роман «Петербург» А. Белого // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1991.
9. Исупов К.Г. Историзм Блока и символическая мифология истории. Введение в проблему // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1991.
10. Мочульский К. Александр Блок // Мочульский К. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997. С. 128-210.
11. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. 4-е изд. М., 1999. С. 283-305.
12. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX– начала ХХ века. М.,2001.С.314-357.
ЛИРИКА А. АХМАТОВОЙ:
«ВЕЧЕР». «ЧЁТКИ». «БЕЛАЯ СТАЯ».
1. Тема любви.
2. Образ Музы и тема вдохновения.
3. «Вещизм» и своеобразие психологизма.
4. Быт и бытие.
5. Творческая эволюция: от «Вечера» к «Белой стае».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ахматова А. Сочинения: В 2-х тт. М., 1990. Т. 1 / Вступ. ст. Н. Скатова; примеч. М. Кралина.
Вечер. Стихи. М., 1988 / Предисл. М. Кузмина, послесл. Н.Котрелева.
Собр.соч.:В 6 т./Сост., коммент. Н.В. Королевой.М.,1998-2001.Т.1,5.
2. Гумилёв Н. Письма о русской поэзии. Письмо 38 // Гумилёв Н. Сочинения: В 3-х тт. М., 1991. Т. 3.
3. Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой. Л., 1990; или: Ахматова А. «Я стала песней и судьбой». Саратов, 1991.
4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977; Он же. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973.
5. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.
6. Гурвич И. Художественное открытие в лирике Ахматовой // Вопросы литературы. 1995. Вып. 3. С. 153-174; Он же. Любовная лирика Ахматовой (Целостность и эволюция) // Вопросы литературы. 1997. № 5. С. 22-38.