Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие 3-е издание, переработанное и дополненное издательство саратовского университета 2003 (стр. 7 из 7)

7. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. 4-е изд. М., 1999. С. 325-329.

8. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX– начала ХХ века. М.,2001.С.369-381.

9. Анна Ахматова: pro et contra.Антология.Т.1.СПб.,2001: Кузмин М.А. Предисловие к первой книге стихов А. Ахматовой «Вечер».С.59-61.; Недоброво Н.Н. Анна Ахматова.С.117-137.; Жирмунский В. А. Ахматова.С.140-150.

ПОЭТИКА В. ХЛЕБНИКОВА

1. Русский футуризм и «будетлянин» В. Хлебников: проблема творческой индивидуальности.

2. Словотворчество В. Хлебникова.

3. Философия мира, времени, творчества В. Хлебникова.

4. Мифопоэтика В. Хлебникова.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Хлебников В. Творения. М., 1987 (Свояси; Стихотворения; И и Э; Шаман и Венера; Курган Святогора; Учитель и ученик; Наша основа) / Вступ. ст. М. Полякова. С. 5-35; коммент. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. С. 655-714. Собр. соч. в 3 т.Т.1.Стихотворения./ Вст.ст. В.Маркова. СПб,2001; Т.2.Поэмы и «сверхповести».Драматические произведения/ Пред.Ю.Тынянова.. СПб.,2001; Т.3. Проза. Статьи, декларации. Автобиограф. материалы/ Пред.Н. Харджиева.СПб.,2001.

2. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала ХХ века: Хрестоматия. М., 1988. С. 102-106.

3. Шкловский В. О поэзии и заумном языке. Искусство как приём // Шкловский В. Гамбургский счёт. М., 1990.

4. Тынянов Ю. О Хлебникове // Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.

5. Мандельштам О. Буря и натиск // Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.

6. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок 1: подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

7. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М., 1991.

8. Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975.

9. Дуганов В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990; Он же. Поэт, история, природа // Вопросы литературы. 1985. № 10. С. 130-162.

10. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М., 1993.

11. Клинг О.В. В. Хлебников и символизм // Вопросы литературы. 1998. № 5. С. 93-121.

12. Григорьев В.П. Велимир Хлебников // Новое литературное обозрение. № 34 (6/1998). С. 126-172.

13. Мир Велимира Хлебникова.Статьи, исследования 1911-1998 /Сост. В.В Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. М., 2000.

КОЛЛОКВИУМ

«РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХвв»

·«Вестник Европы», «Русское богатство»,«Русская мысль»;

·«Мир искусства», «Весы», «Аполлон».

1) тип, стратегия и статус, история журнала;

2) редактор и редакционная политика (атмосфера) журнала: «журнал…автопортрет его редактора»;

3) литературный отдел журнала: писатель в «своем журнале»;

4) литературная классика (классические имена, произведения) в журнале;

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Литературный процесс и русская журналистика конца Х1Х – начала ХХ века. 1890 - 1904: Социал-демократические и общедемократические издания. М., 1981.

2. Литературный процесс и русская журналистика конца Х1Х – начала ХХ века. 1890 - 1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982.

3. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Большевистские и общедемократические издания. М., 1984.

4. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905 – 1917: Буржуазно- либеральные и модернистские издания. М., 1984.

5. Азадовский К.М.,Максимов Д.Е. Брюсов и «Весы» (к истории издания)//Литературное наследство.Валерий Брюсов.М.,1976.Т.85.С.257-324.

6. Клинг О.А. Брюсов в «Весах»// Из истории русской журналистики начала ХХ века.Изд-во Моск.ун-та.1984.С.160-186.

7. Садовской Б.А. «Весы» (Воспоминания сотрудника).Публикация Р.Л. Щербакова// Минувшее.Историч.альманах.13.М.,СПб.,1993.

8. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала ХХ века.М.,1995: V. Новый тип русского журнала. «Мир искусства».«Аполлон».

IV. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

· Современные проблемы изучения русской литературы конца Х1Х– начала ХХ века.

· Своеобразие толстовской эпики конца Х1Х– начала ХХ в.(Воскресение. Хаджи –Мурат. После бала. Божеское и человеческое. Три дня в деревне).

· Драма личности в пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп».

· Чеховские драмы и комедии: специфика драматургической поэтики.

· Чеховская проза рубежа веков: герои, повествование, авторская позиция.

· Автор и герои в прозе В.Г. Короленко концаХ1Х- начала ХХ в. (Мгновенье. Огоньки. Тени. История моего современника).

· И. Бунин – поэт: природа лирической изобразительности и выразительности.

· Проза И. Бунина: проблематика и поэтика.

· Художественная философия жизни в творчестве А.И. Куприна.

· Концепция личности в прозе А.И. Куприна.

· «Смысл любви» в произведениях А.И. Куприна.

· Очерки и рассказы М. Горького конца Х1Х в.: типы героев и формы повествования.

· Повести М. Горького конца Х1Х–начала ХХ в.: проблемы, образы, жанровая поэтика.

· Драматургия М. Горького начала ХХ в.: конфликты, характеры, авторская позиция.

· Проза М. Горького 1910-х гг.: проблематика, жанрово-стилевые особенности.

· Своеобразие художественного мышления Л.Н. Андреева (произведения по выбору).

· Проза Л. Андреева: художественное выражение мира, человека, авторской позиции.

· Драматургия Л. Андреева: формы, коллизии, действующие лица.

· Русский неореализм 1910-х гг.(имена и произведения по выбору).

· Проза Б.К. Зайцева начала ХХ в.(Аграфена. Голубая звезда и др.): «тип писания».

· Проза И.С. Шмелева начала ХХ в.(Человек из ресторана. Неупиваемая чаша и др.): поиск «скрытого смысла творящейся жизни».

· Проза А.М. Ремизова: концепция мира и человека, жанрово–стилевое своеобразие.

· Философско-эстетические основы и художественная практика русского символизма ( Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, Вяч.Иванов и др.).

· Творческий путь В. Брюсова.

· «Огненный ангел» В. Брюсова: форма повествования и концепция личности.

· Символизм А. Белого: теория и практика.

· А. Блок– символист: своеобразие художественного мышления.

· «Роман в стихах» А. Блока: образ лирического героя и структура трилогии.

· 1-я книга трилогии А. Блока: композиция, образы.

· 2-я книга трилогии А. Блока: человек на перепутьях стихий.

· 3-я книга трилогии А. Блока: циклы, образы, мотивы.

· Проза русских символистов: проблематика, поэтика (имена и произведения по выбору).

· Драматургия русского символизма (имена и произведения по выбору).

· «Наследие символизма и акмеизм»: теория и художественная практика поэтов-акмеистов.

· Поэзия Н. Гумилева: слово, образы, мифы.

· Лирика А. Ахматовой 1910-х гг.: книги, образ героини, своеобразие поэтики.

· Человек и мир в раннем творчестве О. Мандельштама (Утро акмеизма. Камень).

· История, теория и практика русского футуризма.

· Творения В. Хлебникова: мировоззрение и поэтика.

· Поэтическая концепция В. Маяковского-футуриста (Простое как мычание и др.).

· Тема войны в русской поэзии 1914–1917 гг.(имена и произведения по выбору).

· Сатирико-юмористический феномен в русской литературе начала ХХ века (имена и произведения по выбору).

· Новокрестьянская поэзия начала ХХ в.: идеи, образы, стиль.(имена и произведения по выбору).

· Литературный процесс и журналистика конца XIX- начала ХХ в.(имена, произведения, журналы по выбору).

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение…………………………………………………………………………………..3

I. Художественные произведения. Критическая литература…………………………5

II. Темы письменных работ………………………………………………………………19

III. Практические занятия………………………………………………………………...23

IV. Экзаменационные вопросы…………………………………………………………..34

Учебное издание

Аркадакский Юрий Юрьевич,

Ванюков Александр Иванович,

Еременко Мария Владимировна

Русская литература

конца XIX – начала ХХ века

Серебряный век

Учебно – методическое пособие

3 –е издание, переработанное и дополненное

Технический редактор Л.В. Агальцова


Подписано в печать 6.10. 2003.

Формат 60х 84 1 /16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.

Уч.-изд.л. 1,9. Усл.печ.л.2,09 (2,25).

Тираж 200. Заказ №

© Издательство Саратовского университета.

410012, Саратов, ул. Астраханская, 83.

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства