Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие 3-е издание, переработанное и дополненное издательство саратовского университета 2003 (стр. 1 из 7)

Ю.Ю.АРКАДАКСКИЙ, А.И.ВАНЮКОВ, М.В.ЕРЕМЕНКО

Русская литература

конца XIX – начала ХХ века

Серебряный век

Учебно-методическое пособие

3-е издание, переработанное и дополненное

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2003

УДК 682,, 18/19,, (075.8)

ББК 83.3РIя73

А82

Аркадакский Ю.Ю., Ванюков А.И., Еременко М.В.

А82 Русская литература конца XIX – начала ХХ века. Серебряный век: Учеб.-

метод. пособие.– 3-е изд., перераб. и доп.– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,

2003. –36 с.

ISBN – 5-292-03100-3

В пособие включены список художественных произведений изучаемых авторов ( от А.Аверченко, Л.Андреева до Саши Черного, И.Шмелева), рекомендуемая критическая литература, темы письменных работ и практических занятий, а также вопросы для подготовки к экзаменам.

Для студентов филологического факультета.

Р е к о м е н д у ю т к п е ч а т и:

Кафедра русской литературы ХХ века

Саратовского госуниверситета

Доктор филологических наук Т.Д. Белова

УДК 682,, 18/19,, (075.8)

ББК 83.3РIя73

Работа издана в авторской редакции

ISBN 5-292-03100-3 © Ю.Ю.Аркадакский,

А.И. Ванюков,

М.В.Еременко, 2003

В В Е Д Е Н И Е

Данное учебно-методическое пособие, подготовленное преподавателями кафедры русской литературы ХХ века СГУ, выходит третьим изданием, переработанным и дополненным, – ориентированным на современную академическую концепцию истории русской литературы рубежа XIX– ХХ веков («серебряный век»). Оно включает в себя перечень художественных произведений активных творцов русского серебряного века, рекомендуемую литературу, учебную и исследовательскую; темы письменных работ, выполняемых по учебного графику, материалы практических занятий,коллоквиума, проводимых в соответствии с рабочей программой лекционного курса, и экзаменационные вопросы, нацеливающие студентов на основную проблематику истории русской литературы конца XIX – начала XX века.

В учебном пособии приведены основные имена и произведения писателей русского культурного ренессанса конца XIX – начала XX вв.; они могут быть скорректированы, дополнены в процессе чтения лекционного курса, но этот «ядерный» состав должен быть заново прочитан, освоен, осмыслен студентами в соответствующем семестре. Список рекомендуемой литературы также незамкнут, он только намечает основные библиографические разделы: учебные, хрестоматийные, антологические, мемуарные, научно-исследовательские издания как по общим проблемам исторической поэтики русской литературы рубежа 19-20 века, так и по частным – изучению жизни и творчества отдельных писателей, а приведенные библиографические указатели дают возможность студентам организовать самостоятельный поиск нужной для разработки конкретных тем литературы.

Углублению самостоятельной подготовки студентов по истории русской литературы конца XIX – начала XX века служит и написание контрольной (письменной) работы по одной из предложенных тем, которые охватывают широкий спектр изучаемого материала. Работа должна быть самостоятельной, творческой, филологически грамотной, демонстрирующей знание художественных текстов, овладение основной исследовательской литературой, понимание существа поставленной проблемы и соответствующее оформление. Возможны и другие, предложенные студентами темы письменных работ, предварительно согласованные с преподавателями. Они могут возникнуть в процессе практических занятий, которые проводятся в течении всего семестра на дневном отделении ( в сессионный период – на заочном) и концентрируют в себе главные, узловые темы, проблемы, писательские имена, произведения, изучаемые в этом историко-литературном курсе.

Планы практических занятий дают основные подходы(аспекты) к прочтению, анализу рассматриваемых проблем, произведений, тексты ( с опорой на собрания сочинений) и рекомендуемую литературу.

Завершают пособие вопросы для подготовки к экзамену. Экзаменационные вопросы являются своеобразной призмой, через которую просматриваются основные тенденции, течения, феномены русской литературы конца XIX – начала XX века, и вместе с тем определенным срезом (программой и итогом) вузовского курса, синтезирующим все формы изучения литературного процесса (лекции, практические занятия, письменные работы, коллоквиумы, тематические кафедральные дни и др.).

Желаем студентам плодотворных занятий

и успешной сдачи экзамена!

I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

· Аверченко А.Г. Рассказы (Юмористические). Сорные травы. О маленьких для больших. Подходцев и другие.

· Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Большой шлем. Бездна. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Тьма. Рассказ о семи повешенных. Мои записки. Полет. Дневник Сатаны.

Жизнь Человека. Дни нашей жизни. Мысль. Собачий вальс.

Письма о театре.

· Анненский И.Ф. Тихие песни. Кипарисовый ларец.

Фамира-кифарэд.

Книги отражений: О современном лиризме. Бальмонт-лирик. Драма на дне

· Арцыбашев М.П. Санин. У последней черты.

· Ахматова А.А. Вечер. Четки. Белая стая.

О стихах Н. Львовой.

· Бальмонт К.Д. Под северным небом. В безбрежности. Горящие здания. Будем как солнце. Только любовь. Литургия красоты. Ясень. Сонеты солнца, мёда и луны.

Из записной книжки. Элементарные слова о символической поэзии. Поэзия как волшебство.

· Белый Андрей. Золото в лазури. Пепел. Урна. Симфония (2 драматическая). Петербург. Первое свидание.

Символизм как миропонимание. Апокалипсис в русской поэзии. Магия слов. Священные цвета. Символизм. Символизм и современное русское искусство. Линия, круг, спираль – символизма. Воспоминания о А. Блоке. Почему я стал символистом…

· Блок А. Ante Lucem. Стихи о Прекрасной Даме. Распутья. Пузыри земли. Город. Снежная маска. Фаина. Вольные мысли. Страшный мир. Возмездие. Ямбы. Итальянские стихи. Кармен. Соловьиный сад. Родина. О чем поет ветер.

Балаганчик. Песня Судьбы. Роза и Крест.

Автобиография. Безвременье. О лирике. О драме. Народ и интеллигенция. Стихия и культура. Душа писателя. О современном состоянии русского символизма.

· Брюсов В. Juvenilia. Chevfs D-oeuvre. Me eum esse. Tertia vigilia. Urbi et orbi. Stephanos. Все напевы. Зеркало теней. Семь цветов радуги.

Огненный ангел. Земная ось. Ночи и дни.

Русские символисты: От издателя. Ответ. Зоилам и аристархам. О искусстве. Владимир Соловьев: Смысл его поэзии. Ключи тайн. Свобода слова. Священная жертва. Театр будущего. О «речи рабской» в защиту поэзии. Здравого смысла тартарары: Диалог о футуризме. А. Блок. И. Северянин.

· Бунин И.А. Стихотворения 1896-1917 гг.: Листопад. Ночь. Одиночество. Запустение. Сапсан. Сенокос. Слово. Вечер. В горах и др.

На перевале. Антоновские яблоки. Тень птицы. Деревня. Суходол. Иоанн Рыдалец. Братья. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Чаша жизни.

Автобиографическая заметка. Происхождение моих рассказов. Как я пишу. Недостатки современной поэзии. Речь на юбилее газеты «Русские ведомости». Интервью.

· Вербицкая А.А. Дух времени. Ключи счастья. Иго любви.

· Вересаев В.В. Без дороги. Поветрие. На повороте. К жизни. Записки врача. Живая жизнь.

· Волошин М.А. Годы странствий. Amori amara sacrum. Звезда Полынь. Corona astralis. Anno mundi ardentis. 1915. Киммерийские сумерки. Selva oscura.

Автобиография. Лики творчества.

· Гиппиус З.Н. Собрание стихов (1889-1909). Последние стихи 1914-1918.

Новые люди. Зеркала. Лунные муравьи.

Автобиографическая заметка. Литературный дневник.

· Горький Максим. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Челкаш. В степи. На плотах. Ярмарка в Голтве. Однажды осенью. Мальва. Двадцать шесть и одна. По Руси.

Фома Гордеев. Мать. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях.

Мещане. На дне. Дачники. Враги. Васса Железнова (Мать).

Поль Верлен и декаденты. Разрушение личности. Две души.

· Гумилев Н.С. Путь конквистадоров. Романтические цветы. Жемчуга. Чужое небо. Колчан. Костер. Шатер. Огненный столп.

Письма о русской поэзии: Наследие символизма и акмеизм. Анатомия стихотворения. Читатель.

· Есенин С.А. Радуница.

· Зайцев Б.К. В дороге. Тихие зори. Деревня. Миф. Аграфена. Голубая звезда.О себе.

· Замятин Е.И. Уездное. На куличках. Алатырь. Островитяне.

· Иванов В.И. Кормчие звезды. Прозрачность. Cor ardens. Нежная тайна.

Поэт и чернь. Ницше и Дионис. Две стихии в современном символизме. Заветы символизма. О поэзии Иннокентия Анненского.

· Клюев Н.А. Сосен перезвон. Лесные были. Мирские думы. Избяные песни.

· Короленко В.Г. Слепой музыкант. Тени. Река играет. Парадокс. Огоньки. История моего современника.

· Кузмин М.А. Сети. Осенние озера. Вожатый.

Крылья. Плавающие – путешествующие.

О прекрасной ясности.

· Куприн А.И. Впотьмах. Молох. Олеся. Поединок. Белый пудель. Штабс-капитан Рыбников. Река жизни. Гамбринус. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет. Листригоны. Жидкое солнце. Каждое желание (Звезда Соломона).

О Кнуте Гамсуне. Редиард Киплинг. Десять заповедей для писателя- реалиста.

· Мандельштам О.Э. Камень. Tristia.

Утро акмеизма. О собеседнике. Франсуа Виллон. Барсучья нора (А. Блок). О природе слова. Буря и натиск.

· Маяковский В.В. Стихотворения 1912-1917 гг. Простое как мычание. Владимир Маяковский: трагедия. Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Война и мир. Человек.

Театр, кинематограф, футуризм. Живопись сегодняшнего дня. Будетляне. Капля дегтя. О новейшей русской поэзии. Пришедший сам. Достижения футуризма.

· Мережковский Д.С. Символы (1892): Собрание стихов. Старинные октавы.