НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ СЛУЧАЯ
В ЕСТЕССВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ ХХ ВЕКА
Кризис детерминизма в естественных науках конца Х1Х - начала ХХ в. в связи с развитием термодинамики и появлением общей теории относительности А. Эйнштейна. Осмысление ключевой роли случая в развитии открытых систем в синергетике. «Порядок из хаоса» - синтез детерминизма и случайности.
Новое понимание исторического процесса и роли случая в нем в исторической науке ХХ в. Точки бифуркации в истории. Включение наблюдателя в систему наблюдения - переосмысление позиции историка. История как текст.
Модели культуры в семиотике. Семиосфера Ю.М. Лотмана. Роль случайных факторов в истории культуры и создании текста. Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Две формы динамики и момент непредсказуемости. Развитие через взрыв.
Преодоление пропасти между «двумя культурами».
Основная литература:
Ласло. Э. Век бифуркаций. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1994. № 7.
Лем С. Философия случая. М., 2005.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
Лотман Ю.М. Проблема исторического факта. Исторические закономерности и структура текста. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? // Лотман Ю.М. Семиосфера Спб., 2000.
Лотман Ю.М. Клио на распутье// Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.
Лотман Ю.М. О роли случайных факторов в истории культуры // Там же.
Пригожин И., Стенгрес И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Дополнительная литература
Амстердамский А. Разные понятия детерминизма // Вопросы философии, 1966, № 7.
Горелов А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М., 1998. Пойзнер Б., Ситникова Д. Самообновление культуры и синтез научных знаний. Томск, 2002.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1995.
Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
Синергетическая парадигма. В. 1,2. М., 2000, 2002.
Трубецков Д.И. Колебания и волны для гуманитариев. Саратов, 1997.
ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКА СЛУЧАЙНОСТИ В ИСКУССТВЕ РУССКОГО АВАНГАРДА
Роль случайных факторов в творческом процессе и создании художественного текста.
Актуализация роли случая в живописи нач. ХХ в. («Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Осмысление случая как агента подсознания: использование поэтики безумия и сновидения.
Случай в художественной системе русского футуризма. Эстетика «произвола». «Сдвигология» и «наобумное» творчество А. Крученых. Поэтика ошибки. Нарушение синтаксиса как отказ от детерминизма. Разрушение причинно-следственных связей текста («Мирсконца» В. Хлебникова) Закономерное и случайное в художественной системе В. Хлебникова.
Философия и поэтика случайности в творчестве ОБЭРИУтов. Орфографический «сдвиг» в текстах Д.Хармса. Причинно-следственный релятивизм в текстах ОБЭРИУтов. Алогичность текста как отражение абсурдности мира. («Старуха», «Случаи» Д.Хармса)
Основная литература
Григорьев В. Свобода и небходимость поэта.// Литературная учеба. 1985. № 4.
Иванюшина И.Ю. Философия и поэтика случайности в художественной системе русского футуризма // Иванюшина И.Ю. Русский футуризм. Идеология. Поэтика. Прагматика. Саратов, 2003.
Кобринский А. Система причинно-следственных связей в поэтике ОБЭРИУтов // Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда. М., 2000.
Крученых А. Декларация заумного слова // Крученых А. Апокалипсис в русской литературе. М., 1923.
Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.
Хансен-Леве А. Концепция случайности в художественном мышлении обэриутов // Русский текст. 1994. № 2.
Хлебников В. Слово о числе и наоборот // Вопросы литературы. 1985. № 10.
Дополнительная литература:
Марков В. Феномен случайности. Методологический анализ. Рига, 1988.
Ревзина О. Качественная и фнкциональная характеристика времени в поэзии А.Введенского // Russian Literature. 1978. Vol .6.
Силард Л. Математика и заумь // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре (материалы международного симпозиума). Bern, 1991.
Смирнов И. Причинно-следственные структуры поэтических произведений.// Исследования по поэтике и стилистике. Л. 1972.
Терентьев А. Маршрут шаризны: Закон случайности в искусстве. // Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.
СИНТЕЗ ДЕТЕРМИНИЗМА И СЛУЧАЙНОСТИ
В ИСТОРИОСОФИИ М.АЛДАНОВА
Романы Алданова как единый метатекст об истории России и Европы 18-20 вв. Скепсис к традиционной исторической науке («законам историков») и осмысление ключевой роли случая в истории человечества и судьбе личности.
Понимание переломных моментов истории (Французской революции «Девятое Термидора», убийства Александра II, Берлинского конгресса («Истоки»), 1 съезда РСДРП, Октябрьской революции 1917 г. «Самоубийство», «Ключ. Бегство.Пещера»)) как «развилок», где выбор пути осуществлял случай. (Ср. с т. бифуркации в нелинейной динамике) Применение к истории математических моделей («Ульмская ночь», гл. «Диалог о Случае в истории»).
Птатекст об истории России и Европы 18-20 вв.ИИ М.АЛДАНОВАов дений. ого симпозиума) Вуризма Портреты «великих личностей» как «точки отсчета» изображаемой эпохи.
Диалог и полемика с Л.Н.Толстым.
Основная литература
Дронова Т.И. Ирония в идейно-художественной проблематике тетралогии М.Алданова «Мыслитель» // Филология. Саратов. 1996.
Солженицын А. Приемы эпопей // Новый мир. 1998. № 1.
Трубецкова Е.Г. Философия случая в романах М.А.Алданова: синергетический аспект // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1998. № 2.
.
Чернышев А. Гуманист, не веривший в прогресс // Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1991.
Дополнительная литература:
Адамович Г. Мои встречи с Алдановым // Современная драматургия. 1991. № 1.
Трубецкова Е.Г. М.Алданов и В.Набоков: диалог и случае в истории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Т.8. Вып.2.
Чернышев А. Алдановские «Десять лет спустя»// Алданов М. Сочинения: В 6 т. Т.4. М., 1995.
Щедрина Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья: М.Алданов, В. Максимов, А. Солженицын. Уфа, 1993.
«СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ» В РОМАНЕ Б.ПАСТЕРНАКА
«ДОКТОР ЖИВАГО»
Судьба писателя в тоталитарном государстве: "Вся жизнь <…> единоборство с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант".
"Доктор Живаго". Варианты заглавия романа.
Эпическая и лирическая разработка образа главного героя. Двойной финал романа. "Доктор Живаго" - роман о художнике (параллели с "Даром" В.Набокова и "Мастером и Маргаритой" М.Булгакова), подводящий итог и являющийся своеобразным синтезом творчества писателя. Концепция личности Юрия Живаго. Отношение к революции и гражданской войне. Философия истории в романе; авторское понимание роли личности в истории.
Особенности композиции. Роль случая и ритм человеческих судеб. Принцип временного контрапункта в композиции романа (Б.Гаспаров)
.
Основная литература
Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как структурообразующий принцип романа Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. М., 1994.
"Доктор Живаго" Б.Пастернака. С разных точек зрения. М., 1990.
Куликова С., Герасимова Л. Полидискурсивность романа «Доктор Живаго» // В кругу Живаго. Пастернаковский сборник. Stanford Slavic Studies. Stanford, 2000.
Лавров А. «Судьбы скрещенья»: Теснота коммуникативного ряда в "Докторе Живаго"// Новое литературное обозрение. 1993. № 2.
Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. № 1.
Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. М., 1997.
Смирнов И.П. Двойной роман: О «Докторе Живаго»// Пастернаковские чтения. Вып.2. М., 1998.
Дополнительная литература
Бак Д. "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака. Функционирование лирического целого в романном целом // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь. 1990.
Вейдле В. Пастернак и модернизм // Литературная учеба. 1990. № 1.
Воспоминания о Б.Пастернаке. М., 1993.
Витт С. Мимикрия в романе «Доктор Живаго» // В кругу Живаго. Пастернаковский сборник. Stanford Slavic Studies. Stanford, 2000.
Иванов Вяч.Вс. Пастернак и ОПОЯЗ: к постановке вопроса //Тыняновский сб.: Третьи Тыняновские чтения. М., 1988.
Переписка Бориса Пастернака. М., 1990.
Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1997.
Флейшман Л. Борис Пастернак в тридцатые годы. Иерусалим, 1984.
УЗЛЫ ИСТОРИИ В ИЗОБРАЖЕНИИ А. СОЛЖЕНИЦЫНА
"В круге первом". Творческая и цензурная история романа. Особенности хронотопа. Математическое мышление автора в выборе "узловых точек" повествования. Интертекстуальные связи заглавия. Полифоничность восприятия (Ж..Нива). Судьбы трех главных героев и их прототипы. Проблема внутренней свободы человека в тоталитарном государстве. Особенности повествовательной структуры и стиля романа.
"Архипелаг ГУЛаг". Специфика жанра "художественного исследования". "Тоннельный метод" А.Солженицына (Ж.Нива). Осмысление истории России ХХ века. Вопрос о свободе человека в условиях лагеря. Спор с В.Шаламовым. Метод "бессносочного повествования" А.Солженицына.
«Узлы» «Красного колеса». Выбор переломных точек в истории. «Сгущение времени». Отношение автора к «великим личностям» и «делателям» истории.
Основная литература
Белопольская Е.В. Роман А.И.Солженицына "В круге первом". Опыт интерпретации. Ростов н/Д., 1997.
Герасимова Л. Этюды о Солженицыне. Саратов. 2006.
Нива Ж. Солженицын. М., 1992. (публ. глав из книги: Дружба народов. 1990. №. 4, 5).
Паламарчук П.Т. Александр Солженицын: Путеводитель. М., 1991.