Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына. Новый взгляд. М., 1998.
Струве Н. О Солженицыне // Струве Н. Православие и культура. 2-е изд. М., 2000.
Дополнительная литература:
Голубков М. Александр Солженицын. М., 1999.
Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1997.
А.И.Солженицын и русская культура. Саратов. 1999.
А.И.Солженицын и русская культура. Саратов. 2004.
Урманов А. Поэтика прозы Александра Солженицына. М., 2000.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПОЭЗИИ И.БРОДСКОГО
Поэзия потерь, утрат. Время и пространство как оси координат творчества Бродского. «Материя времени» в «Петухах», «Колыбельной Трескового мыса», «Моллюске», эссе «Путешествие в Стамбул». Пронизанность вещи и человека временем. Поэт как носитель времени. («Глаголы») Метафоры пространства и времени в поэзии Бродского.
Борьба пространства и вещи (ср. «Открытка из города К.» и «Посвящается стулу»).
Философия языка у Бродского. Поэт как «продукт языка» и «средство существования языка» (Нобелевская лекция). Стихотворение как «реорганизованное время». Творчество против времени и смерти.
Жанр «большого стихотворения» в поэзии Бродского («Большая элегия Джону Донну», «Т.С.Элиоту», «Колыбельная Трескового мыса», «Последний крик ястреба»). Длиннота стиха как бытие поэта, ритмически не совпадающего с миром, со своим временем (Е.Курганов).
Особенности синтаксиса Бродского.
Основная литература:
Иосиф Бродский. Размером подлинника: Сб.ст. Таллинн, 1990.
Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. СПб., 1998.
Иосиф Бродский. Труды и дни. М., 1998.
Ваншенкина Е. Время и пространство в лирике И.Бродского // Литературное обозрение. 1996. № 3.
Измайлов Р. Хронос и топос: поэтический мир И.Бродского. Саратов, 2006.
Лосев Л. Иосиф Бродский.Опыт литературной биографии. М., 2006.
Лотман М.Ю., Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой / из наблюдений над поэтикой сб. И.Бродского «Урания»// Ученые записки Тартуского ун-та. 1990. Вып. 883.
Полухина В. Бродский глазами современников. СПб., 1997.
Дополнительная литература:
Баткин Л. Тридцать третья буква. М., 1997.
Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // Литературное обозрение. 1990. № 8.
Волков С. Диалоги с И. Бродским. М., 1998.
Кекова С.В., Измайлов Р.Р. Сохранившие традицию: Н.Заболоцкий, А.Тарковский, И.Бродский. Саратов. 2003
Лазарук Р. «На смерь Жукова» И.Бродского и «Урания» Г.Державина // Русская литература. 1995. № 2.
Кузнецов С. Распадающаяся амальгама: О поэтике Бродского // Вопросы литературы. 1997. Май-июнь.
Лосев Л. Реальность зазеркалья: Венеция И.Бродского// Иностранная литература. 1996. № 5.
Памяти И.Бродского // Литературное обозрение. 1996. № 3.
Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского // Звезда. 1992. № 5-6.
Стрижевская Н. Письма перспективы: О поэзии Иосифа Бродского. М., 1997.
ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Постмодернизм: многозначность терминологии. Дискуссии о времени возникновения.
Культурное состояние эпохи постмодерн: менталитет постиндустриального общества, влияние масс-медиа, крушение "метаповествований" (Лиотар), фрагментарность сознания, постмодернистская чувствительность.
Постмодернизм как теоретическая рефлексия в гуманитарных науках. Постструктурализм и деконструктивизм (работы Р.Барта, Ж.Деррида, М.Фуко): от произведения - к тексту; "смерть автора", интертекстуальная критика, деконструкция смысла.
Отношения постмодернизма и модернизма. Игра традициями, стилями, жанрами. Снятие этических и эстетических иерархий.
Постмодернизм и современная парадигма естественно-научного знания.
Особенности русского постмодернизма. Время возникновения. Истоки постмодернизма в поэме В.Ерофеева «Москва-Петушки» и романе А.Битова «Пушкинский дом». Анализ постмодернистских текстов. Многовариантность судьбы, нелинейность сюжета в «Бесконечном тупике» Д.Галковского, «Линиях судьбы, или сундучке Милашевича» М.Харитонова, парадоксы времени, раздробленность человеческого сознания («Школа для дураков» С.Соколова), текст как метатекст («Крошка Цорес» А.Синявского), центонность повествования («Сюжет» Т.Толстой), герои как пучки разноречивых культурных представлений и ассоциаций («Палиссандрия» С.Соколова, «Чапаев и Пустота» В.Пелевина).
Основная литература
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика.Поэтика. М., 1989.
Вельш В. Постмодерн: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 1.
Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюдция научного мифа. М., 1998.
Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. Уч. пособие. Изд-ие 2-е., доп. СПб., 2002.
Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
Дополнительная литература
Генис А. Вавилонския башня. М., 1997.
Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск, 2001.
Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.
Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. 1997. №28.
Косиков Г. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.
Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000.
Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.
Постмодернизм / Материалы круглого стола// Вопросы философии. 1993. № 3.
Постмодернисты о посткультуре: интервью с современными писателями и критиками. М., 1998.
Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм // Знамя. 1998. №4.
Русский постмодернизм: предварительные итоги. Ставрополь. 1998
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1987.
Эко У. Заметки на полях «Имени розы»// Иностранная литература. 1988. № 10.
Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва-Петушки» В.Ерофеева. М., 1996.
Художественный мир Венедикта Ерофеева / Под ред. К.Ф. Седова. Саратов, 1995.
Аверин Б. История моего современника А.Г.Битова // Звезда. 1996. №1.
Андрей Битов: Пятое измерение.
Лавров В. Три романа А Битова или воспоминания о современнике // Нева, 1997. №5.
Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. 1995. №11.
Роднянская И. Преодоление опыта, или двадцать лет странствий: о творческом пути А.Битова // Новый мир. 1994. № 8.
Вайль П., Генис А. По поводу романа С.Соколова «Школа для дураков» // Вопросы литературы. 1992. № 3.
Генис А. Беседа седьмая: Горизонт свободы. Саша Соколов // Звезда. 1997. №8.
Генис А. Виктор Пелевин: Границы и метаморфозы //Знамя. 1995. №12.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Смена парадигм мышления и формирование новой культурной парадигмы в начале ХХ века
2. Концепция хронотопа М.М.Бахтина и ее развитие в работах Ю.М.Лотмана.
3. Время как четвертое измерение пространства в теории П. Успенского.
4. Концепция «пленочного пространства» и обратной перспективы П.А.Флоренскогою
5. Неомифологическое пространство и время.
6. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте современных ему научных и культурологических концепций.
7. Особенности композиции и хронотопа романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
8. Особенности утопического хронотопа романа Е.Замятина «Мы».
9. Исследование «ереси утопизма», мотивы пути, поиска смысла жизни в прозе А. Платонова.
10. Оппозиция Россия/Европа в романах В.Набокова «Машенька», «Подвиг».
11.Смещение границ между реальностью и искусством в романе «Защита Лужина», «Дар».
12. Новое осмысление роли случая в естественных и гуманитарных науках ХХ века.
13. Философия и поэтика случайности в эстетике русского авангарда.
14. Синтез детерминизма и случайности в историософии М.А.Алданова.
15. Контрапункт времени и судьбы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
16. Особенности хронотопа романа А.Солженицына «В круге первом».
17. «Узлы» истории в «Красном колесе» А. Солженицына.
18. Синергетика и постмодернизм: точки притяжения и отталкивания.
19. Многовариантность судеб героев и нелинейность сюжета постмодернистских текстов (автор и произведение – на выбор).
20. Особенности хронотопа постмодернистских текстов.