Е.Г.ТРУБЕЦКОВА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА:
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Лекционный курс «Русская литература ХХ века: синергетический аспект» адресован магистрам второго года обучения (6 курс) факультета нелинейных процессов, специальность 511500 – Радиофизика.
Цель курса – показать единство культурной и научной парадигмы ХХ века, продемонстрировать точки пересечения поисков современного искусства, литературы, философии с концепцией синергетики в естественных науках.
Предлагаемый лекционный курс пока не имеет аналогов. Впервые русская литература ХХ века подается с точки зрения теории синергетики. Избранный аспект позволяет не только обеспечить необходимую составляющую гуманитарного образования специалиста с университетским дипломом, но и предоставляет возможность увидеть единые закономерности развития науки и искусства, продемонстрировать универсальность моделей нелинейной динамики для разных областей знания, в частности, для литературоведения.
Необходимость данного курса обусловлена самой спецификой нелинейной (синергетической) картины мира, лежащей в основе концепции образования студентов и магистров факультета нелинейных процессов. Синергетика как наука о самоорганизации сложных систем позволяет решить не только конкретные задачи в естественных науках, но и ориентирована на изучение «сложных систем» в других областях знания – экономике, социологии, медицине, в истории, философии. На смену противопоставления гуманитарных и естественных наук, «двух культур» (Ч.Сноу) приходит их синтез – складывается «Новый альянс» (название книги И.Пригожина). Литература, с одной стороны, чутко улавливает изменения парадигмы мышления, с другой – в ряде случаев - генерирует ее.
В курсе лекций выделяются два центральных блока. Первый - новые концепции пространства и времени в науке, философии, искусстве и их развитие / переосмысление в литературе ХХ в. Второй - кризис детерминизма и новое осмысление роли Случая в естественных науках, философии и искусстве. Рассматриваются также точки притяжения и отталкивания между синергетикой и постмодернизмом.
На протяжении ХХ века не раз можно было видеть, как естественнонаучные концепции и открытия были вдохновлены художественными текстами (Эйнштейн – Достоевский, Флоренский – Данте), одновременно методология естественных наук оказывалась актуальной для литературоведения (концепция хронотопа М. Бахтина сложилась под воздействием теории относительности; культурологические модели Ю.Лотмана – после нового осмысления порядка и хаоса, синтеза детерминизма и случайности в развитии сложных систем нелинейной динамикой.)
Методология синергетики, как пишут ее создатели, рождается на стыке наук. Изучение ключевых произведений русской литературы ХХ века в синергетическом аспекте и демонстрация разных методик анализа художественного текста представляются продуктивными для воспитания нелинейного мышления выпускников факультета.
Курс читается на материале произведений авторов русской литературы ХХ века (отечественной и эмигрантской), проводятся параллели с тенденциями живописи, театра, кинематографа, а также с философскими концепциями ХХ века.
Курс рассчитан на 1 семестр и завершается сдачей зачета.
ПРОГРАММА КУРСА
СМЕНА ПАРАДИГМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
РУБЕЖА ХIХ-ХХ ВЕКОВ
Необходимость осмысления русской литературы ХХ века как целостной системы в ее взаимосвязи с другими видами искусства, наукой и философией.
Кризис европейской культуры рубежа веков, связанный с:
изменением картины мира в науке (зарождение и развитие квантовой физики, открытие общей теории относительности А.Эйнштейна);
кризисом позитивистской философии и расцветом философии интуитивизма А.Бергсона, иррационализма А.Шопенгауэра, русской религиозной философии В.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского;
социальными потрясениями рубежа веков, особенно сильными в России - волна терроризма, поражение в русско-японской войне, первая русская революция 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года, гражданская война.
Изменение концепции личности. "Дегуманизация искусства" (Х.Ортега-и-Гассет). Философия сверхчеловека Ф.Ницше. "Аналитическое распластование" человека (Н.Бердяев), отразившееся в живописи кубизма и, на другом художественном языке, в произведениях символистов.
Кризис традиционных средств изображения. Необходимость нового языка описания в литературе, музыке, живописи, театре.
Перспективность изучения глобальных изменений в литературе рубежа ХIХ-ХХ веков в контексте смены общей парадигмы мышления. (О.Шпенглер, Н.Бердяев, Р.Якобсон, Е.Замятин, Ю.Лотман, И. Смирнов).
Признаки новой культурной парадигмы:
· переосмысление концепций пространства и времени (общая теория относительности А.Эйнштейна, пятимерная теория поля Т.Калуци, "пленочное пространство" П.Флоренского, теория о времени как четвертом измерении пространства Г.Минковского и П.Успенского, разъятие формы на полотнах кубистов, разрушение традиционных пространственно-временных параметров в поэзии и музыке авангарда, теория хронотопа М.М.Бахтина).
· отказ от статической картины мира. (Применение «стрелы времени» при описании физических явлений и введение «временной координаты» в изначально пространственное искусство живописи: процессуальность "аналитических" полотен П.Филонова, стремление запечатлеть сам темп изображения художников группы «Тринадцать».)
· "упадок потому что" (В.Шкловский). Разрушение привычных представлений о причинно-следственных связях, обусловленное катастрофичностью социальной атмосферы эпохи, кризисом позитивистского мышления в философии и строгого детерминизма в науке. ([alex1] В литературе – техника «потока сознания», синтаксис футуристов и О.Мандельштама.);
· осознание того, что объективное познание - главное требование классической парадигмы - невыполнимо, так как нельзя исключить наблюдателя из процесса наблюдения. (Теория относительности А.Эйнштейна, поворот от исследования объекта к исследованию субъекта в искусстве модернизма, мощное развитие романа о художнике в литературе.);
· переосмысление роли языка описания, который перестает быть только средством изображения и становится самоценным элементом произведения искусства. (Супрематизм в живописи; «театрализация театра» В.Мейерхольда, перенос внимания на форму слова и структуру произведения в поэзии символистов и футуристов; актуализация метаповествования и расцвет «романа авторефлексии».);
· смещение границ между реальностью и искусством. (Жизнетворчество символизма, эксперименты в изобразительном искусстве П.Кончаловского, В.Татлина, И.Пуни, И.Клюна, отказ от рампы у В.Мейерхольда, жанр театрально-кинематографических гибридов, введенный М.Мельесом);
· многовариантность описания. (Принцип дополнительности Н.Бора; сведение в одной плоскости разных точек зрения, масштабов в живописи М.Шагала и П.Филонова; монтаж и объединение разных ракурсов в кинематографе; прием альтернативного повествования в произведениях Б.Брехта, Ф.Кафки, В.Фолкнера, М. Фриша, Э.Хемингуэя.)
· проблематизация "мимезиса": не столько узнавание объекта, как это было в традиционном искусстве, сколько его понимание. Дистанция художника по отношению к языку - "отчуждение" (Б.Брехт), "остранение (В.Шкловский). Изменение роли читателя/зрителя, который взамен готового образа объекта получает новую композицию различных форм его восприятия. Включение работы по созданию художественного образа - миметического акта - в само содержание образа. Творческий процесс как предмет изображения в искусстве ХХ века.
Преломление и - одновременно - генерирование новой культурной парадигмы в литературе.
Основная литература:
Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема // Ученые зап. Тартуского государственного университета . 1988. № 831.Труды по знаковым системам. № 22.
Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. (гл. Вызов науке)
Рымарь Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре ХХ века // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 3 (5).
Дополнительная литература:
Замятин Е. О синтетизме. Новая русская проза. О революции, энтропии и прочем // Замятин Е. Избранные произведения. М., 1990.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Трубецкова Е.Г. Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века. М., 2003.
НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ, КУЛЬТУРОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
КОЛЛОКВИУМ
· Время как четвертое измерение пространства в теории П.Успенского.
· Концепция «пленочного пространства» и обратной перспективы П.А.Флоренского.
· Теория хронотопа М.М.Бахтина и ее развитие в работах Ю.М.Лотмана..
· Неомифологическое пространство и время.
· Множественность хронотопов в произведениях постмодернизма.
Основная литература:
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975.
Лотман Ю.М. О семиосфере. Он же. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.
Успенский П. Tertium Organum. М., 1912.
Флоренский П.А. Мнимости в геометрии/ Опыт нового истолкования мнимостей. М., 1922.
Дополнительная литература: