Наряду с хорошо известными русской публике журналами «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль» и другими в конце XIX века возникает новый «толстый» журнал, который приобрел популярность среди широких демократических кругов читателей. В нем также принимали и «легальные марксисты».
Речь идет о журнале «Мир божий» - «ежемесячном литературном и научно-популярном журнале для юношества» (с 1893 года – «ежемесячный политический литературный и научно-популярный журнал для юношества и самообразования»), который был основан в 1892 году и выходил до 1906 года. Его издавали А.А. Давыдова, затем М.К. Куприна-Давыдова. В роли редакторов выступали В.П. Острогорский и Ф.Д. Батюшков. Однако фактическим руководителем журнала с 1894 года являлся А.И. Богданович.
Многие члены редакции приходились друг другу родственниками: издательница, Александра Аркадьевна Давыдова, приходилась матерью Лидии Карловне Туган-Барановской и приемной матерью - Марии Карловне Куприной-Иорданской; в редакции принимали активное участие и Куприн, и Иорданский, замужем за которыми была Мария Карловна, и Туган-Барановский, муж Лидии Карловны.
Благодаря Туган-Барановскому в журнал пришли его единомышленники - Струве, Бердяев, Сергей Булгаков. Кроме того, в «Мире божьем» сотрудничали Мамин-Сибиряк,
«Мир божий» был задуман как журнал для подростков, однако со временем планы издателей изменились, издание расширило свою аудиторию – от подростковой до широкого демократического читателя. Однако название осталось прежним – «Мир божий», то есть весь мир с его загадками и тайнами. Сохранилась и концепция «самообразования», что объясняет многочисленные научные и научно-популярные статьи в «Мире божьем» и в то время, когда он стал классическим «толстым» журналом.
Большую роль в эволюции журнала от научно-популярного к общественно-политическому, «толстому», сыграл А.И. Богданович, который пришел в журнал в 1894 году. Богданович стал неофициальным редактором «Мира божьего» - официально он не мог быть не только утвержденным на этой должности, но даже подписывать публикации своим именем, поскольку был осужден как участник подпольного кружка. Богданович долго время работал в провинции, в Нижнем Новгороде, где познакомился с Короленко, затем в Казани, где выступал в местной прессе одновременно с Дорошевичем: «полемика этих двух бойких соперников вызывала звон в ушах», писали современники. Вернувшись в Петербург, он сотрудничал в «Русском богатстве», а затем перешел в «Мир божий», где и работал до своей смерти в 1907 году.
Богданович определил аудиторную политику журнала как учет интересов «среднего читателя». Когда же его спрашивали, кто это такой, Богданович отвечал: «Я сам средний читатель. Я долго жил в провинции, оторванный от всех центров просвещения, не имея возможности ни выписывать много книг, ни пользоваться богатыми библиотеками. Я не кончил курса в университете. Я знаю, что значит жить в глуши и чего ожидает от ежемесячного журнала наш средний обыватель». В итоге «Мир божий» завоевал популярность в широких кругах читателей, преимущественно провинциальных. Если в конце 1890-х годов тираж его составлял 8 тысяч экземпляров, то в 1903 году – 16 тысяч.
В журнале существовали традиционные для «толстого» журнала отделы – «Внутреннее обозрение», «Иностранное обозрение», «Критические заметки», хорошо был представлен беллетристический отдел. Особенной популярностью пользовалась переводная литература. Научно-популярные статьи отличались разнообразием тем, однако заметен преимущественный интерес к естественнонаучной проблематике. Много места уделялось рассказам о жизни и творчестве выдающихся ученых, философов, общественных деятелей.
В 1902 году в журнале произошел ряд перемен в составе сотрудников. Умерла Л.К. Туган-Барановская, затем первая издательница Давыдова. Журнал возглавила Куприна-Иорданская, в редакции появились новые сотрудники – Батюшков, Куприн, Иорданский. В то же время «легальные марксисты» в основном покинули журнал, поскольку стали сотрудниками зарубежного журнала «Освобождение».
Новая редакция придала журналу ярко выраженный оппозиционный характер, на первом месте теперь – общественно-политические отделы «На Родине», «Внутреннее обозрение», «Разные разности», «Из русских журналов».
Перед революцией вокруг «толстых» журналов группировались кружки людей, придерживающихся одного направления, совпадающего с позицией журнала. Если вокруг «Русского богатства» объединились поздние народники, то «Мир божий» собрал вокруг себя социал-демократов.
Русский религиозный ренессанс и русские символисты. Журнал-манифест «Мир искусства» и его последователи; «Журнал для всех». Журнал «Мир божий» имеет особое значение для истории не только русской журналистики, но и для русской философской мысли: именно здесь появляются статьи Н.А. Бердяева, который в 1901 году заявил об отказе от марксизма и о переходе на позиции идеалистической философии. Его поддержал бывший «легальный марксист» С.Н. Булгаков. Философы пришли к идее христианства, обновленного современной философской мыслью. В 1902 году был издан сборник философских статей «Проблемы идеализма», где Н. Бердяев, С. Булгаков и С.Франк окончательно переосмысляют проблемы идеализма и марксизма, отказываются от него в пользу нравственности, духовности, христианства.
В начале двадцатого века к представителям духовного ренессанса оказались близки русские символисты – Мережковский, Гиппиус, Минский, которые группировались вокруг «Религиозно-философского общества», до революции 1905 года вместе издавали журнал «Новый путь».
Две линии - русской религиозно-философской и литературно-эстетической мысли - формировались в конце XIX века практически одновременно. Часть интеллигенции, пережившей кризис народнических идей, обратилась к религии и нравственным проблемам, отказываясь от атеизма и материализма «шестидесятников» и народников. В 1891 году В.В. Розанов опубликовал в «Московских ведомостях» четыре фельетона, в которых он обосновывал отказ от «наследства 60-70-х годов», поскольку «мир поэзии, религии и нравственности остался непонятным и навсегда закрытым» для поколения 60-70-х годов.
Розановские идеи оказались созвучны поиску смысла жизни, предпринятому создателями нового литературного движения – модернизма. Они заявили о себе в 1892 году, когда Д.С. Мережковский в манифесте «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» обосновал философские и эстетические принципы нового искусства. Одновременно проблемы идеалистической философии и эстетики разрабатываются Мережковским, Гиппиус, Минским, Волынским в журнале «Северный вестник». Несколько позже В.Я. Брюсовым в сборниках «Русские символисты» (1893-94) были показаны образцы творчества символистов.
Первый журнал русского модернизма – «Мир искусства» - выходил в 1898-1904 годах. Поскольку новое искусство испытывало необходимость обосновать свои эстетические принципы, объяснить обществу свои цели и задачи, то после выпуска отдельных статей и брошюр был создан новый тип издания – журнал-манифест. Задачей такого издания было, во-первых, теоретическое обоснование модернизма, во-вторых – демонстрация образцов нового искусства.
Особенность журнала «Мир искусства» состояла в том, что первоначально это был журнал художников, создавших целое направление русской живописи. Издание основали и поддерживали высокообразованные представители творческой интеллигенции, связанные узами тесной дружбы и родства и объединенные общими идеями: Бенуа, Нувель, Философов, Лансере, Нурок, Бакст, Сомов и Дягилев.
Идейным вождем журнала стал А. Бенуа, Дягилев же выступил в роли главного организатора, добившегося воплощения в жизнь давней мечты художников – издания собственного журнала. В квартире Дягилева находилась и редакция «Мира искусства».
К выходу первого номера «мирискусники» готовились очень тщательно. Журнал не только по содержанию, но и по оформлению должен был быть предметом искусства. Много внимания уделялось оформлению журнальных обложек, этим занимался Бакст: он рисовал подписи, виньетки, заглавия, ретушировал фотографии, которые затем отправлялись в Германию для изготовления из них клише. Особые требования организаторы журнала предъявляли и к качеству полиграфии, в этом смысле они открыли новую страницу в развитии дизайнерского и издательского дела в России. Чтобы воспроизвести в журнале подлинный «елизаветинский» шрифт, они нашли матрицы в Академии наук; старый фотограф научил их работать с репродукциями. В «Мир искусства» было много фотографий, виньеток, заставок, рисованных шрифтов, графики, что было необычным для русских журналов, создавало особый своеобразный стиль издания.
Необходимо заметить, что в первые два года репродукции помещались в тексте независимо от содержания. Например, к статье Бальмонта о Гойе «Поэзия ужаса» заставкой послужила цветная репродукция эскиза майолики К.Коровина с белыми парусами на синих волнах. Это вызывало недовольство авторов, поэтому с 1901 года репродукции стали печатать отдельно в начале номера.
Первая обложка, созданная Коровиным, поразила читателей: на ней «плавали в одиночестве на бело-сливочном фоне две таинственные рыбы». В 1900 году обложку рисовал Сомов, в 1901 года – Лансере. Для названия использовался особый шрифт.
Первый номер открывался статьей Дягилева «Сложные вопросы», в которой обосновывалась программа журнала. Несмотря на некоторые различия во взглядах редакционного коллектива, все сходились в борьбе против академизма и одновременно против «передвижников». Главным образом полемика велась со Стасовым и журналом «Искусство и художественная промышленность», в котором он сотрудничал: здесь по-прежнему пропагандировалось искусство передвижников и других представителей реалистического искусства.
Поскольку одной из главных задач журнала было знакомство читателей с образцами модерна, в «Мире искусства» пропагандировались работы Левитана, Коровина, Васнецова и других художников. Много внимания уделялось и русской портретной живописи XVIII века, в частности творчеству Левицкого. Журнал писал о театре, о художественном оформлении спектаклей, декорациях и костюмах, об архитектуре – особенно о красотах Петербурга, о музыке.