Кроме выдающихся произведений этих писателей, в журнале публиковались научно-популярные материалы о жизни народов других стран, очерки о путешествиях, естественно-научные исследованиях и так далее. В журнале были традиционные отделы «Внутренняя хроника», «Из жизни народов в России и за границей», «Политическое обозрение» и ряд других.
Сохранив классические черты «толстого» журнала – единство направления, общественно-политическая и литературная тематика, - Миролюбов изменил форму издания. «Журнал для всех» выходил большим форматом, чем обычные журналы, он был тоньше, но текст печатался мелким шрифтом, поэтому в номер входило приблизительно столько же материала, как и в других журналах.
Известно, что Чехов считал «Журнал для всех» примером «народного издания». Размышляя о «народной газете», он задавался вопросом: «Что такое – народная? Мы все народ. Не народная, а доступная для кого угодно. Вот образец: "Журнал для всех". Прекрасно ведется. Все его читают. Вот это в самом деле народный журнал. А специфически народного журнала не должно быть. Я тоже из народа, если хотите мой дед ведь - простой крестьянин. А между тем специфически "народного" журнала читать не стану».
Журнал пользовался огромной популярностью в народной среде, но в начале XX века здесь начинаются изменения, связанные с духовно-нравственными поисками его издателя. Миролюбов был в свое время известным певцом, басом Мариинской оперы, выступавшим под псевдонимом «Миров». Со сцены он был вынужден уйти после того, как после болезни потерял голос. Несмотря на то, что он нашел себе новое, интересное занятие – издание журнала, - Миролюбов тяжело переживал личную драму. Знакомство с представителями русской интеллигенции, занимающейся поисками смысла жизни в религии и духовности, усилило интерес Миролюбова к христианству. Миролюбов был в числе организаторов религиозно-философских собраний в Петербурге, принимал активное участие в заседаниях и поднимал религиозно-философские темы в своем журнале.
В 1903 году в журнале появился новый сотрудник – критик Волжский, сторонник религиозного идеализма. В своих литературно-критических материалах Волжский дает оценки творчеству Горького, Андреева, Чехова и других писателей-реалистов со своей точки зрения, не совпадающей с устоявшимся направлением журнала. Например, начало одной из статей о Горьком: «Художественная философия Горького.. есть прежде всего философия самодовольного, любующегося собой аморалиста, и своеобразного, радостно упоенного, самодовольно улыбающегося атеиста». Конфликт был неизбежен. В начале 1904 года писатели горьковского круга подписали протест против Волжского, однако Миролюбов отдал предпочтение именно ему. После ухода реалистов их место заняли писатели-символисты: Мережковский, Гиппиус, Маковский. Они сотрудничали в «Журнале для всех» параллельно с работой в собственном издании «Новый путь», поскольку хотели донести свои идеи для широкой демократической аудитории. А ее никогда не было у журналов-манифестов.
В 1904 году «Журнал для всех» меняет оформление журнала и соотношение материалов в номере: на первое место выходят поэзия и проза символистов. Здесь были опубликованы произведения Блока, Бальмонта. Брюсова, Белого, Фофанова, Бунина – тогда еще незнакомых широкой публике поэтов. В отделе прозы публикуются и символисты, и отдельные произведения реалистов – Серафимовича, Мамина-Сибиряка и других. Стало гораздо меньше печататься научно-популярных материалов: их место заняли статьи о выставках, о творчестве художников и скульпторов, к которым прилагались соответствующие иллюстрации.
По оформлению «Журнал для всех» стал ориентироваться на «Мир искусства» - это проявилось и в особом оформлении обложки, в появлении сложных, трудночитаемых шрифтов. В то же время в публицистических отделах журнала речь шла о российском крестьянстве, земстве, проблемах самоуправления. В 1904 году журнал освещал ход русско-японской войны, публиковал карты Дальнего Востока и Японии, диаграммы, рисунки военных кораблей. То есть в 1904 году в журнале разошлись по направлению литературная и публицистическая части журнала, что было совершенно невозможным в XIX веке.
Таким образом, легальная периодика до революции 1905 года приобретает ряд новых черт, не свойственных для печати предшествующего XIX века: идет капитализация журналистики, возникают крупные издательские концерны, которые выпускают и книги, и периодику. Газеты становятся ведущим типом издания, среди них выделяется несколько крупнейших, имеющих самый большой тираж и популярность в русском обществе – газеты «Новое время», «Русское слово», журналы «Нива», «Журнал для всех». В то же время в журналистике наравне с общественно-политическими изданиями большое значение приобретают журналы, посвященные искусству и философско-религиозным вопросам, что было связано с увеличивающимся интересом общества к вопросам христианства и поиску истины.
2.3. Создание первых политических партий. Роль нелегальных периодических органов в объединении политических сил.
Новую роль играют на рубеже веков и нелегальные периодические издании: они становятся центрами формирования первых политических российских партий. В 1900 году крайние левые группы – «революционные марксисты» и «социал-революционеры» (эсеры) предприняли успешные действия по созданию собственных политических партий. Поскольку в России политическая деятельность была запрещена, первые российские партии возникли и организационно оформились за границей.
В 1900 году в Лейпциге начала выходить газета «Искра» - на ее основе формировалась социал-демократическая партия. В этом же году эсеры начали выпускать газету «Революционная Россия» - сначала в России, в 1902 года в Женеве. С 1902 года П. Струве организует журнал «Освобождение» (Штутгарт - Париж) – вокруг него группировались будущие кадеты. Таким образом, печатные издания становятся, по словам Ленина, не только коллективными «пропагандистами и агитаторами», но и «организаторами» политических партий - в этой роли газеты и журналы выступили впервые в начале XX века.
Предшественник российской социал-демократической партии: «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В конце XIX века на арену политической жизни России выступила новая общественная сила - рабочий класс. Петербургские стачки 1895-1896 годов, которыми руководил ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», положили начало массовому рабочему движению с участием социал-демократии.
До этого периода русская социал-демократия существовала в виде отдельных групп и кружков, не связанных или очень слабо связанных с рабочим движением. Рабочее же движение, предоставленное самому себе, было стихийным и разрозненным. С 1895-1896 годов начинается новый этап в развитии российской социал-демократии, от пропаганды марксизма среди небольшого круга передовых рабочих она переходит к политической агитации среди широких масс рабочего класса, начинает практически осуществлять соединение социализма с рабочим движением.
Большая заслуга в этом принадлежит Ленину, который приехал в 1893 году из Самары в Петербург и сразу же развернул деятельность, направленную на объединение разрозненных марксистских кружков и групп в единую организацию. При его активном участии был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который и объединил все марксистские кружки Петербурга. Он поставил перед Союзом задачи - теснее связаться с рабочим движением, перейти к массовой пропаганде среди рабочих, выдвигать не только политические требования, но и осуществлять политическую борьбу против самодержавия и капитализма. Петербургский «Союз борьбы» стал прообразом пролетарской партии, в дальнейшем возглавившей борьбу рабочего класса.
Переход от пропаганды марксизма в рабочих кружках к политической агитации среди широких рабочих масс, необходимость политического руководства забастовочным движением вызвали появление в России рабочей печати, призванной быстро откликаться на самые злободневные нужны пролетариата. Первыми ее произведениями были бесцензурные листки, даже не печатные, а гектографированные. Эти листки по праву занимают важнейшее место в истории большевистской печати как зачаточные органы рабочей печати, руководимой социал-демократией.
Время, в которое они стали выпускаться, годы массовых петербургских стачек, может считаться временем появления рабочей печати в России. Центральная группа, руководившая «Союзом борьбы», во главе с Лениным, придавала выпуску листков решающее значение в развертывании политической агитации, в повороте от пропаганды в небольших кружках передовых рабочих к агитации в широких массах рабочего класса.
Первую листовку составил сам Ленин при участии рабочего Ивана Васильевича Бабушкина еще в конце 1894 года. Листовка была обращена к бастовавшим рабочим Семянникова завода в Петербурге. Ленин переписал листовку от руки печатными буквами в нескольких экземплярах, а Бабушкин распространил их на предприятии. Всего за три года петербургский «Союз борьбы» выпустил 79 листков и прокламаций по самым разнообразным поводам
Листовки становились орудием сплочения рабочих. Когда на фабрике возникала стачка, «Союз борьбы» немедленно откликался выпуском листовки. Они обличали притеснения рабочих фабрикантами, учили рабочих тому, как бороться за свои интересы. В листовках говорилось о тяжелой доле рабочих, невыносимых условиях их труда, в конце обычно предъявлялись конкретные экономические и политические требования «Союза борьбы».