Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 22 из 55)

Среди неонароднических социалистических партий видное место занимала «Трудовая народно-социалистическая партия» (народные социалисты, или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 года. Идеологами энесов были профессора и публицисты А.В. Пешехонов, В.Я. Мякотин, Н.Ф. Анненский и другие легальные народники. Официальным органом партии был бюллетень «Народно-социалистическое обозрение».

Кроме того, в I – IV Государственной думе существовала так называемая «Трудовая группа» (трудовики) – демократическая фракция депутатов-крестьян и народнической интеллигенции. Печатный орган – газета «Трудовой народ». В июне 1917 года группа слилась с народными социалистами.

Конечно, разобраться сразу во всех программах вновь появившихся многочисленных партий было очень сложно и читателям, и властям.

Создание партий и партийной прессы сделало систему русской журналистики более разнообразной и «напоминающей политическую прессу Западной Европы и Америки», по замечанию журнала «Русское богатство». Правда, при одинаковой партийной ориентации различные газеты и журналы сохраняли собственные взгляды, не совпадающие в нюансах и оттенках. Чисто партийными становились официальные и неофициальные центральные органы, в основном газеты. Кроме того, уже к концу революции общественно-политические издания - газеты и журналы - поняли, что партийная принадлежность уменьшает количество читателей. Пропаганда партийных программ неизбежно сужает возможности периодического органа в освещении широкого круга проблем: осознание этого факта привело русскую журналистику к отказу от признания своих связей с партиями. Скрывать партийные симпатии необходимо было и из-за цензуры, которая усилилась в годы реакции после 1907 года. На титульных листах можно было увидеть подзаголовки «Беспартийный орган прогрессивной мысли», «Беспартийная газета экономики, политики и литературы» и другие.

Организация взаимодействия первой государственной Думы и журналистов. В. Дорошевич, руководивший «Русским словом», высказал мнение о том, что Дума будет «страшно интересовать» общество лишь в первое время. Действительно, в преддверии открытия первой государственной думы практически все газеты писали о подготовке к выборам, о концепции Думы, о деятельности правительства в этот период и так далее. Пресса отразила историю зарождения отечественного парламентаризма, трудность и многоступенчатость этого процесса.

Перед открытием Думы в среде журналистов начались волнения, связанные с предстоящей работой в парламенте – далеко не все желающие смогли обрести места. За пять дней до открытия Думы, 22 апреля, представители прессы собрались в помещении Государственного Совета (Мариинский дворец), чтобы обсудить вопрос распределения мест, отведенных печати в Думе. Всего было выделено 35 мест, и журналисты должны были сами распределить их. Проблема решалась в ходе бурных обсуждений с двух часов дня до десяти вечера.

Всего на места для прессы претендовали около ста изданий – причем не только общественно-политические, но и специализированные, музыкальные и так далее. После предварительного отсева осталось около 60 претендентов. Полемика достигла своего накала, провинциалы нападали на столичных журналистов, те отвечали им собственными претензиями. В результате петербургским газетам отдали 13 мест, московским – 4, провинциальной прессе – 8, национальной – 8, одно место зарезервировали для рабочей газеты и одно – для еженедельных и ежемесячных изданий. Этого было явно мало, и собрание русских парламентских журналистов решило хлопотать об увеличении мест для печати в Думе и Государственном Совете. Для этой цели собрание избрало бюро, в которое вошли: В.В. Святловский (председатель), А.А. Пиленко («Новое время»), И.В. Гессен («Речь»), В.А. Бонди («Биржевые ведомости»), Н.А. Ашешов – от московской печати, и другие журналисты. В задачи бюро также входило посредничество между прессой и Госдумой, содействие приезжающим в Петербург сотрудникам провинциальных газет.

Присутствие в Думе собственных корреспондентов было важным шагом в развитии журналистики, так как теперь общество могло получать альтернативную официозной информацию о ходе думских дебатов. Несмотря на то, что парламентские журналисты «первого созыва» проработали всего два с небольшим месяца до роспуска первой Думы, это оказалось для них хорошей политической и профессиональной школой.

3.3. Система российских СМИ в 1905-1907 годах. Революционный подъем обусловил бурный рост периодической печати, продолжающийся и в период спада революции. В 1905-1907 годах было основано 1143 новых общественно-политических органа: в 1905 году - 128 изданий (118 газет и 10 журналов), в 1906 - 684 изданий (608 газет и 76 журналов), в 1907 – 331 издание (303 газеты и 28 журналов). Всего в этот период в России издавалось 3310 газет и журналов, из них 1467 органов было общественно-политическими. В Санкт-Петербурге выходило 1120 периодических изданий, в Москве - 418, в провинции - 1772.

В годы революции газета как тип издания заняла господствующее положение, и среди газет особое значение приобрели ежедневные общественно-политические издания. Они явились мощным социальным инструментом, при помощи которого оказывалось сильное идейное, психологическое и организационное воздействие на общественные классы, на классовую борьбу, социально-экономическую и духовную жизнь России. Эта роль газет особенно ценилась политическими партиями.

Изменения в блоке правительственной печати. Сложившаяся система правительственной и проправительственной печати в годы революции перестала удовлетворять высшую власть. «Правительственный вестник» - центральная официальная газета России, носила преимущественно информационный характер, и слабо подходила для пропаганды официальной идеологии. Кроме рескриптов, манифестов, указов, распоряжений, циркуляров, в «Правительственном вестнике» и его приложениях появлялась «публицистика», но в этом отношении газета не могла конкурировать с частными изданиями. В 1880-х годах была предпринята попытка влияния на крестьянство, которая выразилась в выпуске прибавления к «Правительственному вестнику» под названием «Сельский вестник». Успехом он не пользовался, но выходил довольно долго, в 1905 году отметил своей 24-летие. Во время русско-японской войны в «Правительственном вестнике» велась пропаганда войны, прославлялись успехи русского оружия; для освещения хода сражений в Манчжурию были командированы писатели Анушкин и Добровольский, которые писали для рубрик «Письма с войны» и «Письма с театра войны».

События 1905 года заставили правительство не только заговорить об ослаблении цензуры, но и задуматься о создании журналистики, пропагандирующей устои русской государственности, православной веры, служащей единству и нераздельности Российской империи.

С 16 по 21 октября 1905 года «Правительственный вестник» выходил в уменьшенном объеме, и его редакция, видимо, также находилась в своеобразном шоке после Манифеста 17 октября. Однако постепенно власть стала обращать на газету более пристальное внимание. Прежнего редактора Кулаковского сменили на графа Татищева, который предложил издавать вечернюю газету «Правительственного вестника» - издание «с публицистикой». 1 февраля 1906 года такая газета под названием «Русское государство» вышла в свет. В свою очередь «Правительственному вестнику» окончательно был придан характер официального бюллетеня, печатающего правительственные акты и сообщения.

«Русское государство», вечерняя газета «Правительственного вестника», выходило под непосредственным руководством председателя Совета министров графа Витте, в роли «исполнителя должности главного редактора» выступал С. Ширяев. Газета печаталась в типографии Министерства внутренних дел. Поскольку «Русское государство» выражало правительственную политику, главным здесь был «Официальный отдел», но публиковались также передовые и авторские статьи по всем вопросам государственной жизни, публицистические заметки и фельетоны на общественные темы, критические очерки по русской и иностранной литературе, научные статьи, очерки по музыке, беллетристика и так далее. В номере было от 4 до 8 страниц, существовали постоянные рубрики «Последние известия», «Внешний отдел», «Корреспонденции», «Иностранное обозрение», «Газетный день», «Театр и музыка» и другие.

Издатели «Русского государства» пытались представить его своим читателям как беспартийный орган, хотя связь газеты и власти была очевидной. В связи с образованием в стране политических партий редакция «Русского государства» хотела служить целям объединения всех монархических организаций и союзов, которые желают «спокойствия и блага родной земле», призывала к совместной работы и помощи правительству. Газета ставила задачей «не только сообщать правительственные акты, но и объяснять основания и цели более важных правительственных действий и мероприятий». В первом номере редакция писала: «Вполне очевидно, что в стране с прогрессирующим общественным «самосознанием» для правительства возникает возможность не ограничиваться одними лишь категорическими формулами, но аргументировать свою деятельность доводами логики, действующими на внутреннее убеждение каждого гражданина».

Газета уделяла большое внимание выборам в Государственную Думу (в каждом номере присутствовали рубрики «К выборам в Государственную Думу», «Задач Государственной Думы», особым приложением выходил бюллетень «Ход выборов в Государственную Думу», занимающий целую полосу), а после того, как стали известны результаты выборов, анализировала причины провала «октябристов» и других правых партий и победы кадетов.