Произошедшие изменения были замечены не только читателями, но и цензурой, которая отреагировала на них рядом предостережений.
Публицисты «Союза Освобождения» и близкие к ним представители либерально настроенной интеллигенции выступали на страницах и других изданий. Многие из них сотрудничали с ежедневной общественно-политической и литературной газетой «Сын Отечества», выходящей с 1862 года. Во времена первой русской революции газета стала трибуной будущих кадетов, энесов и максималистов – здесь публиковались Милюков, Гессен и другие. За материалы, в которых сотрудники газеты мечтали о будущем конституционно-монархическом строе, газета получила ряд предостережений, а в ноябре 1904 года была приостановлена по распоряжению министра внутренних дел. С 29 ноября 1904 года по 6 марта 1905 года «Сын Отечества» не выходил.
После возобновления издания редакция осуществила идею выпуска под тем же названием популярного издания, приспособленного к уровню понимания народных масс. 21 июня 1905 года вышел первый пробный номер «Сына Отечества», рассчитанный на рабочих и крестьян. Вскоре массовое издание «Сын Отечества» стало выходить в свет как ежедневная общественная, политическая и литературная газета. Увеличился и основной выпуск «Сына Отечества» - по объему, и по формату. Он стал выходить на 4 страницах самого большого в то время газетного формата. Все эти нововведения дали возможность редакции широко распространять идеи либерализма и среди читателей разного уровня подготовки.
К либеральным изданиям относился и ряд новых проектов, основанных практически перед первой русской революцией и во время ее. 6 ноября 1904 года в Санкт-Петербурге стала издаваться ежедневная общественно-политическая, литературная и экономическая газета без предварительной цензуры «Наша жизнь». Ее основателем выступил профессор Ходский. Газета предназначалась исключительно для интеллигентных читателей, много внимания уделяла вопросам земства, городского самоуправления и легальной печати. С 1905 года редакция стала издавать особые приложения – «Земский двухнедельник», посвященный вопросам самоуправления, «Экономический и сельскохозяйственный двухнедельник», «Иллюстрированную и литературную неделю», «Литературно-научное приложение». После образования партии кадетов «Наша жизнь» придерживалась кадетского направления.
Ходский выступил также в качестве руководителя газеты «Товарищ», основанной в марте 1906 года. Газета заверяла своих читателей, что будет служить «интересам не какой-либо партии, а интересам освободительного движения в целом». Однако она четко самоопределилась в лагере левокадетской журналистики. Газета была тесно связана с «Нашей жизнью» и содержательно, и в отношении круга сотрудников – здесь работали Струве и его единомышленники, «беспартийцы» Кускова и Прокопович, неонародники, трудовики, меньшевики Плеханов и Мартов и другие публицисты.
К газете «Наша жизнь» была близка по своей позиции ежедневная, бесцензурная, общественная политическая и литературная газета «Наши дни». При ее основании редакция объявила о том, что газета будет высылаться «подписчикам временно приостановленной газеты "Сын Отечества" впредь до ее возобновления», то есть издание было преемником «Сына Отечества». В новом органе печати поддерживалось прежнее направление «Сына Отечества», в нем также участвовали либеральные публицисты, связанные с «Союзом освобождения»: Милюков, Гессен, Тан-Богораз, Иванчин-Писарев и другие.
Во время забастовки с 8 по 16 января 1905 года газета не выходила, однако после возобновления она продолжила дело пропаганды конституционных идей, отвергая революционные методы борьбы с самодержавием.
В период подготовки к выборам в I Государственную Думу (август 1905 года) активную позицию в отношении организации своей общественно-политической прессы заняла партия кадетов. Поскольку им необходимо было определить свою избирательную платформу, на съездах и заседаниях не только уточнялись и прояснялись программы и общественно-политические позиции, но и ставилась цель активизации устной и печатной агитации и пропаганды.
Уже в ноябре 1905 года представителям левого крыла этой партии удалось выпустить в Москве большую политическую, общественную и литературную газету «Жизнь». Поскольку позиция газеты не устраивала правых кадетов, они создали свой официальный партийный орган – политическую, общественную и литературную газету «Свободный народ», редакторами стали Гессен и Милюков. Эта газета была создана на базе «Биржевых ведомостей»: ее издатель, С.М. Проппер, передал «Биржевые ведомости» кадетам, надеясь увеличить количество подписчиков. Однако союз партийцев и деловой прессы оказался недолговечным. Проппер, по воспоминаниям, жаловался на то, что «кадеты съели всю подписку в мгновение ока и стали уже отучать публику, воюя со всеми другими партиями. А у меня правило – ни с кем не воевать».
1 декабря 1905 года вышел первый номер газеты «Свободный народ», к нему в виде приложения была издана программа конституционно-демократической партии. 2 декабря 1905 года редакция по требованию революционных партий и типографских рабочих в отделе «Хроника» поместила полный текст финансового манифеста Совета рабочих депутатов, Главного комитета Всероссийского крестьянского союза, Центрального комитета и Организационный комиссии РСДРП и Центрального комитета партии социалистов-революционеров. За публикацию этого манифеста в тот же день «Свободный народ» был приостановлен, и хотя суд признал издателей невиновными, однако газета не была восстановлена. Фактическим продолжением ее стала политическая, общественная и литературная газета «Народная свобода», которая продолжала пропаганду конституционно-демократических идей. Однако и это издание было недолговечным: 20 декабря 1905 года за публикацию материалов, в которых власти увидели «все признаки воззвания к учинению бунтовщического деяния, к ниспровержению существующего общественного и государственного строя» газета «Народная свобода» была также приостановлена.
В декабре 1905 года Струве создал легальный журнал «Полярная звезда», задуманный как новый для России тип политического еженедельника, издаваемого в форме тетрадок небольшого формата со статьями принципиального политического содержания. В статье «От редакции» он писал: «Свое название наш журнал заимствовал у Рылеева и Герцена. Это значит, что мы желаем стать под знамена тех великих революционных и культурных традиций, которые связаны именно с этим славными именами. Традиции Рылеева и Герцена для нас - не просто исторические воспоминания, а живая правда, которую мы желаем по мере наших сил внедрять в умы и воплощать в дела». С журналом сотрудничали преимущественно кадеты, что определило программный характер «Полярной звезды», по сути ставшей «журналом-манифестом» правого крыла кадетской партии.
Задачу «Полярной звезды» видели в том, чтобы «подвести под широкое демократическое движение, не укладывающееся в русло социалистических партийных организаций, самостоятельный и прочный идейный фундамент». Однако ее не удалось выполнить в полном объеме, поскольку на 13-м номере (март 1906 года) журнал был прекращен по постановлению суда.
Позицию, близкую к позиции «Полярной звезды» и правым кадетам, заняли и умеренно-либеральные «Русские ведомости», которые в 1905 году насчитывали 42 года своего существования. Вокруг этого авторитетного издания в годы первой русской революции группировались правые кадеты и неонародники, что отразилось на содержании газеты. С начала 1905 года в «Русских ведомостях» публикуются Струве, Милюков, Котляровский – представители правого кадетства, и неонародники, главным образом Тан-Богораз и его единомышленники.
«Русское слово» - российская «фабрика новостей» - встретила Манифест 17 октября с восторгом, поскольку не приветствовало насильственного решения проблем страны, рассчитывая на реформы и культурологическую работу. 18 ноября газета писала: «Призыв всех к общей культурной работе и содействие справедливому распределению благ культуры между всеми сынами России без различия племени, вероисповедания и сословий – вот слово, с которым «Русское слово» шло и идет к своим читателям». Формально «Русское слово» не было связано с какой-либо партией и было прежде всего коммерческим, а не «идейным» изданием, однако, учитывая настроение читателей, оно в годы революции значительно «полевело» и на деле придерживалось кадетской ориентации.
В 1905 году Дорошевич писал Сытину, что газета, чтобы иметь успех, должна стараться «выкрикнуть погромче». В погоне за популярностью в период первой русской революции газета публикует боевые, с резкими нападками на существующие порядки статьи, за которые получала предостережения от цензурного ведомства (материалы «Союз Союзов», «Напоследях», «Успокоение и избиение» - в номерах 128, 150, 153 за 1905 год). Одновременно с предостережением последовало запрещение розничной продажи номеров газеты, однако в обстановке революции это распоряжение практически не выполнялось и в Москве открыто продавали «Русское слово».
В ноябре 1905 года было возбуждено судебное преследование против редактора «Русского слова» за публикацию отчетов о Всероссийском крестьянском съезде. Отчеты заняли в газете видное место и включали выступления как представителей революционного крестьянства, так и сторонников мирной реформы. Цензурное ведомство, зная о популярности «Русского слова» среди крестьян, боялось усиления революционного движения в деревне, хотя газета никогда не призывало к восстаниям.
Правые также считали «Русское слово» ультрареволюционной и умоляли «изолировать народ от вредного, преступного влияния» путем закрытия газет «Русское слово», «Путь» и «Новости дня».