Издателем и редактором журнала стал Поляков, но его душой был Брюсов.
В первый год «Весы» имели два отдела: общие статьи по вопросам искусства, науки и литературы и «Хроника литературной и художественной жизни». Самым необычным в журнале был полный отказ от отдела беллетристики. «Стихи, рассказы, все создания творческой литературы сознательно исключены из программы "Весов", - говорилось в обращении "К читателям", - таким произведениям место в отдельной книжке или в сборнике». Это было решение Брюсова: чем печатать плохую беллетристику, лучше не публиковать ее вообще. Однако попытка доказать, что журнал может существовать без привычного «материала для чтения», оказалась неудачной. Дело было не только в том, что читатели не принимали журнала без беллетристики: пропагандируя «новое» искусство, публикуя теоретические материалы, журнал не давал образцов этого «нового искусства». Через два года, столкнувшись с неуклонным падением тиража, «Весы» вернули отдел беллетристики.
«Весы» отличались изящностью в оформлении - журнал выходил объемом в 6-7 печатных листов, печатался на хорошей бумаге, в состав номеров входили иллюстрации, иногда цветные. Художественным оформлением занимался Бакст, поэтому в облике «Мира искусства» и «Весов» было что-то родственное.
Основными теоретиками «Весов» стали Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис. Очень много писал в первые годы издания и сам Брюсов: в 1904 году он опубликовал 81 статью, в 1905 году - 58.
Первый номер нового издания открывался знаменитой статьей «Ключи тайн» - манифестом символизма. Идеи символизма развивались и в «Священной жертве», и в статье «Страсть», которая должна была стать началом серии ежемесячных бесед Брюсова с читателями по вопросам современности. Эта серия носила название «Вехи», и в ней была опубликована статья Брюсова «Свобода слова», подписанная одним из его псевдонимов - Аврелий. Она явилась ответом на опубликованную в ноябре 1905 года в большевистской газете «Новая жизнь» статью Ленина «Партийная организация и партийная литература». Брюсов ответил практически сразу, уже в ноябрьском номере «Весов» за 1905 год. Очень подробно цитируя положения статьи Ленина, что само по себе было важно, так как читатели могли сопоставить мнения спорящих, а не только принимать доводы одного из них, Брюсов противопоставлял требованию подчинения личности воле союза или партии идею свободы личности, свободы слова и мнения. Очень горячо и искренне написанная, эта статья, совершенно неизвестная в последующие годы в России, широко обсуждалась в западном литературоведении.
Хотя, по утвержденному Главным управлением по делам печати плану, политического отдела в «Весах» не было, но журнал умел выразить свои политические симпатии и антипатии собственным способом. Например, в октябре и ноябре 1904 года появились «японские» номера «Весов», в которых были воспроизведены образцы японской графики, опубликованы статьи о японском искусстве. Брюсов так объяснил появление подобных публикаций: «Весы» должны в «дни, когда разожглись политические страсти, с мужеством беспристрастия исповедать свое преклонение перед японским рисунком. Дело "Весов" руководить вкусом публики, а не потворствовать ее инстинктам». В примечании к «японским» номерам говорилось, что журнал хочет напомнить читателю о Японии, о стране художников, а не солдат.
Практически на всех русских символистов оказала мощное влияние революция 1905 года. Революционные события они восприняли романтически, как апокалипсическую борьбу космических сил; символисты были убеждены, что социальная революция – пролог к вселенскому пожару, в котором сгорит старый мир. Протест против «страшного мира» самодержавной России привел некоторых из них к принятию революции, этот мир разрушающей. Отсюда - внимание к программе социал-демократов, которое ощущается в статьях Андрея Белого, писавшего, что «социализм - действительно объединяющее учение». Внимательно всматривался в революционные события и Брюсов. Но общественный подъем отрицательно сказался на судьбе «Весов», поскольку количество подписчиков журнала было небольшим: в конце 1904 года - 670, в 1906 - 845, в 1907 - 1095, в 1908 - 1692. Некоторый рост наметился благодаря печатавшейся со второй половины 1905 года хорошей беллетристике, но для журнала, существующего только на деньги от подписки, этого было мало. «Весы» расходились лишь в столицах, найти подготовленного читателя в провинции журнал не смог.
Вторым московским журналом, посвященным проблемам символизма, стал журнал «Золотое руно», вышедший в 1906 году. Деньги на издание дал Н.П. Рябушинский, представитель известной семьи московских текстильных фабрикантов: он создал самый дорогой и роскошный русский журнал. Рябушинский тратил на «Золотое руно» около 100 тысяч в год, это позволяло не считаться с расходами при оформлении журнальных книжек. Великолепно иллюстрированные, отпечатанные на прекрасной бумаге, номера «Золотого руна» приходили подписчикам в изящных футлярах, перевязанных золоченым шнуром. Название также было придумано Рябушинским, и по его идее, «сотрудники должны были сплотиться подобно отважным аргонавтам» (Бенуа).
Но Рябушинский не ограничивался ведением материальных дел журнала, он претендовал на редакторские функции, брал на себя диктаторскую роль в журнале, Это стало причиной постоянных внутриредакционных столкновений и смены сотрудников, требовавших устранения Рябушинского.
Несмотря на внешнюю пышность и великолепие «Золотого руна», его оформление и внутреннее содержание было достаточно вторичным по сравнению с «Миром искусства». В оформлении участвовали «мирискусники» Бакст, Лансере, Сомов и другие, поэтому рисунки, виньетки, заставки напоминали первый журнал-манифест. Так же как и «Мир искусства», «Золотое руно» печатало альбомы репродукций: первый номер был посвящен работам Врубеля, в следующих читатель знакомился с творчеством Бакста, Сомова и других художников. Литературной частью журнала заведовал в первое время Соколов (псевдоним Кречетов) - руководитель московского издательства символистов «Гриф»; уже в 1906 году он ушел, что привело к конфликтам в «Золотом руне».
Весной 1907 года во главе редакционных дел встал секретарь журнала Тастевен - филолог, автор статей по философско-эстетическим проблемам. Он попытался изменить идейно-эстетические позиции «Золотого руна». Тастевен сблизился с Чулковым, вместе с которым в журнал пришли петербуржцы - А. Блок, Вяч. Иванов, С. Городецкий. В 1907-1908 году Блок опубликовал ряд статей-обзоров о современном искусстве, в том числе нашумевшую статью «О реалистах» Она вызвала бурную реакцию со стороны Белого. В начале августа он посла Блоку оскорбительное письмо, на которое Блок ответил вызовом на дуэль. К счастью, в последующей переписке конфликт был разрешен.
История «Золотого руна» изобилует скандалами, накал которых отражался в письмах его сотрудников. Белый, Вяч. Иванов постоянно писали своим корреспондентам о разногласиях в редакции, предлагали различные «договоры» и «конституции», главным требованием которых было удаление Рябушинского, но этого сделать не удалось. Кроме того, велась изнурительная и некорректная полемика о символизме с «Весами». Брюсов писал: «Скорпионы, Золоторунцы, перевальщики и оры в ссоре друг с другом и в своих органах поносят один другого. Слишком много нас расплодилось, и приходится поедать друг друга, иначе не проживешь».
В «Золотом руне» публиковались материалы, знакомящие русского читателя с наиболее заметными явлениями западного искусства, прежде всего французской. Вообще французская часть журнала находилась в ведении А.Мерсеро, известного в то время искусствоведа и литератора. Благодаря ему в русском журнале раньше, чем во Франции, появились обстоятельные статьи о Матиссе. В 1908 здесь публикуется серия статей о новых тенденциях французского искусства.
Тем не менее журнал был ориентирован прежде всего на инновации в русском искусстве. Первый номер этого роскошного издания был посвящен Борисову-Мусатову и Врубелю, в трех следующих были воспроизведены работы Сомова, Бенуа, Бакста. Русское искусство всегда занимало большое место в материалах журнала.
Кроме того, под эгидой «Золотого руна» одна за другой организовывались выставки французской и русской живописи. В марте 1907 года на средства Рябушинского была открыта «Голубая роза»: эта выставка по своему содержанию, составу, оформлению, которое служит не просто фоном или обрамлением, но как бы продолжением экспонатов, стала в живописи высшей точкой русского модерна.
В 1908 году Рябушинский утратил интерес к журналу, его материальные дела пошатнулись, а в 1909 году прекратились оба издания московских символистов – и «Весы», и «Золотое руно». Если «Весы» много сделали для разработки основ символизма как искусства, то «Золотое руно» внесло вклад в распространение образцов нового искусства в более широкой и русской, и европейской публике. Текст в журнале печатался параллельно на двух языках - русском и французском, и хотя переводы не всегда удовлетворяли авторов, знакомство Запада с русским модернизмом - одна из основных заслуг «Золотого руна».
Вопросы для повторения.
1. Положение прессы во время революционных событий 1905-1907 годов.
2. Активизация сатирической журналистики в период первой русской революции.
3. Политические партии России и партийно-политическое оформление русской легальной печати.
4. Журналистика РСДРП в 1905-1907 годах. Газета «Новая жизнь».
5. Журналы русского модернизма и их отношение к первой русской революции.
Глава 4.
Смена идейных приоритетов в системе российской журналистики в период политической и экономической стабилизации (1907 – 1910 гг.)
4.1. Общая характеристика периода.
После того, как 3 июня 1907 года министр внутренних дел Столыпин распустил II Государственную думу, в России установилась так называемая «третьеиюньская» монархия. Этот период исследователи определяют также как годы политической и экономической стабилизации (1907-1910 гг.).