Авторы сборника не во всем и не всегда были согласны друг с другом, но в одном они сходились: в признании «первенства духовной жизни над внешними формами общежития». Необходимо отказаться от идеи переустройства общества революционным путем и начать работу по возрождению духовных, культурных, религиозных основ бытия народа и общества, считали они.
Все авторы говорили о наболевшем, продуманном, видимо, они не рассчитывали на большой общественный резонанс своего сборника. Розанов, например, считал, что «Вехи» - «самая грустная и самая благородная книга, какая появилась за последние годы. Книга полная горечи и самоотречения». Ее авторы - и это подчеркнул Розанов, - «все бывшие радикалы, почти эсдеки… когда-то деятели и ораторы шумных митингов (Булгаков), вожди кадетов (Струве), позитивисты и марксисты не только в статьях журнальных, но и в действии, и в фактической борьбе с правительством». Они говорили в своих статьях «о себе и своем прошлом, о своих вчерашних страстнейших убеждениях, о всей своей собственной личности».
Читателями «Вех» были люди, еще не остывшие от бури 1905 года, тяжело пережившие свое поражение. Их реакция на сборник была очень резкой – «Вехи» критиковали и правые и левые. Очень немногочисленные одобрительные отклики принадлежали людям, которых рассматривали как врагов прогресса и трудового народа – брат министра внутренних дел А.А. Столыпин поддержал «Вехи» в «Новом времени», и архиепископ Антоний в газете «Слово». Остальные рецензенты, представлявшие часто полярные политические и общественные группировки, были единодушны в оценке сборника. И министр внутренних дел Столыпин, и лидер кадетов Милюков, и вождь большевиков Ленин в самых резких выражениях осудили авторов «Вех», назвали их «ренегатами, оскорбившими русскую интеллигенцию». Наиболее резкая критика прозвучала со страниц социал-демократических изданий, в первую очередь со стороны «Современного мира». В газете «Новый день» Ленин опубликовал статью «О «Вехах» (под псевдонимом В. Ильин), где назвал сборник «энциклопедией либерального ренегатства». Резко осудил «Вехи» А.В. Пешехонов в «Русском богатстве».
Сатирическая журналистика периода реакции. В самые мрачные годы реакции, в 1908 году, в России вышел новый журнал – «Сатирикон». Это был реорганизованный юмористический журнал «Стрекоза», выходивший в Санкт-Петербурге: получив его в наследство после смерти отца, издатель М.Г. Корнфельд с друзьями, художниками Н.В. Ремизовым-Васильевым, А.А. Радаковым и сатириком А. Аверченко изменили концепцию журнала и превратили его в сатирическое издание. Название было заимствовано у романа Гая Петрония «Сатирикон», в котором высмеивалась эпоха Нерона. В начале XX века, во времена реакции, российский «Сатирикон» также должен был критически изображать современность и общественные нравы, сохраняя спокойствие и здравый смысл.
В журнале активно работали многочисленные поэты и прозаики – Саша Черный, Н.А. Тэффи, П.П. Потемкин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, А.Н. Толстой. Здесь публиковались работы известных художников – кроме постоянных карикатуристов Н.В. Ремизова, А.А. Радакова, А. Юнгера, А. Яковлева, в оформлении «Сатирикона» принимали участие А. Бенуа, Б. Кустодиев, К. Коровин, М. Добужинский, Л. Бакст.
Издание приобрело неожиданное для его основателей и участников влияние. Материалы журнала не только горячо осуждались в обществе – они цитировались с трибуны Государственной Думы. «Сатирикон» стал не только заметным явлением в истории русской журналистики, но и феноменом общественно-политической и культурной жизни страны.
Особенность ведения журнала заключалась в том, что периодически выпускались тематические номера под собственными заголовками: «Военный» «Сатирикон», «Еврейский», «Полицейский», «Экзаменационный». После убийства П.А. Столыпина, которого постоянно критиковал «Сатирикон», был выпущен «провокаторский» номер.
Рисунок и текст в журнале были тесно связаны между собой, текст мог дополнять рисунок, или пояснять карикатуры. Однако нередко изобразительный материал занимал целые страницы, существуя как самостоятельный содержательный элемент.
Журнал не отличался особой радикальностью, но умел придать политическую окраску на первый взгляд нейтральным материалам. Например, в «экзаменационном» номере (№ 20 за 1910 год) главной темой стали студенческие экзамены и сопутствующие им шпаргалки, зубрежка и так далее. Здесь был опубликован материал «Экзамен на фельетониста», где на вопрос экзаменатора будущий фельетонист должен ответить ассоциациями, связанными с реакционными деятелями V Думы:
«Теперь внутренняя политика.. Кто Пуришкевич?
- Балаганный шут, фигляр…
-Марков?
- Который темные деньги… курский зубр.. реакционные вожделения».
Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко «Веселые устрицы» (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.
К 1911 году политическая острота журнала ослабела. Общественный подъем поставил перед редакцией новые задачи: по мнению Аверченко, необходимо было помочь читателям стряхнуть с души кошмар столыпинщины, свободно и весело засмеяться. Смех – вот лекарство от тоски и уныния. Однако с мнением Аверченко были согласны далеко не все авторы «Сатирикона», в частности, Саша Черный вышел из состава редакции в 1911 году из-за неприятия нового направления. Крупный раскол произошел в редакции в 1913 году, когда А. Аверченко и целая группа «сатириконцев» покинула журнал и основала «Новый Сатирикон».
4.3. Нелегальная и легальная большевистская печать в годы реакции.
С особенной силой наступившую после разгона II Государственной думы реакцию почувствовали на себе большевистские издания. Начались многочисленные аресты, были запрещены все легальные издания большевиков. В 1907 году в Москве разновременно выходило 36 ежедневных газет: 4 официозные, 4 октябристские, 23 кадетские, 4 народно-социалистических, 1 эсеровская. Также выходили 80 еженедельных газет, 44 двухнедельные и 36 ежемесячные издания. Среди них были издания меньшевиков и эсеров, но ни одного большевистского печатного органа.
Издательская деятельность РСДРП в годы реакции приостановилась и из-за отсутствия средств. Если в 1904-1905 годах русское общество помогало революционным партиям значительными суммами (по воспоминаниям участников революционного движения, доход Одесской группы за май и июнь 1905 года составил более 4,5 тысяч рублей, Сибирского Союза с февраля по июнь составил 7.475 рублей, а бюджет столичных отделений РСДРП выражался десятками тысяч), то после разгрома революционного движения доходы снизились довольно сильно.
Обстановка в стране, сложившаяся в связи с наступлением реакции, вынудила большевистскую партию уйти в глубокое подполье. Не отказываясь от использования легальных возможностей, в частности думской трибуны, партия считала необходимым обратить главное внимание на нелегальную работу в массах. Именно в это время меньшевики начали агитировать за созыв так называемого «рабочего съезда». Большевики оценили этот призы как план ликвидации партии пролетариата, прекращения нелегальной работы, отказа от революции и примирения со столыпинским режимом. Говорили, что «ликвидаторы» хотят создать «столыпинскую рабочую партию».
Меньшевики проповедовали свои взгляды в издаваемой ими за границей газете «Голос социал-демократа», а также в легальной газете «Товарищ», продолжавшей выходить в России. В связи с этим большевики по инициативе Ленина приняли на 4-й конференции РСДРП (ноябрь 1907 года) решение «Об участии в буржуазной прессе»: конференция запретила социал-демократам входить в редакции буржуазных газет и журналов, а также публиковать свои статьи без подписи.
Борьбу с меньшевиками осложняли «центристы» во главе с Каутским, троцкисты, а в 1908 году была образована фракционная группа отзовистов во главе с Богдановым, которые призывали к отказу от легальной работы в любых формах. Но большевики продолжали вести свою линию, учили массы готовиться к новой революции. В этой деятельности большевиков огромную роль играла нелегальная газета «Пролетарий», которая издавалась в 1906-1907 годах. До мая 1907 года было издано 16 номеров газеты. С отъездом Ленина и других членов редакции в Лондон на V съезд РСДРП «Пролетарий» временно перестал выходить, и возобновить издание удалось лишь осенью 1907 года в Выборге, где вышел 17-й номер. В передовой статье этого номера была помещена статья Ленина «Революция и контрреволюция», в которой был дан анализ обстановки в стране и сформулированы задачи социал-демократов. Эта статья на длительный период определила линию партии и ее периодической печати.
С октября до конца 1907 года в Выборге вышли 4 номера «Пролетария», а затем из-за усиления слежки и угрозы провала редакции дальнейший выпуск «Пролетария» в России стал невозможен. В связи с этим было решено перенести издание газеты за границу.
С 1908 года начался второй, заграничный период существования «Пролетария»: он издавался в Женеве, затем в Париже. Вышло 30 номеров газеты, тиражом по 10 тысяч экземпляров. После 5 съезда РСДРП газета издавалась расширенной редакцией «Пролетария», которая являлась также Большевистским партийным центром.