Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 36 из 55)

Осенью 1912 года прошла шумная избирательная кампания в IV Государственную Думу. Было избрано 438 депутата, по партийному составу новая Дума немногим отличалась от предыдущей. Однако она оказалась более оппозиционной по отношению к правительству, чем предыдущая. Председателем ее был выбран М.В. Родзянко. В работе Думы был заметен рост буржуазной оппозиции, стремление крупной буржуазии к политической консолидации и усилению влиянию на государственные дела. Тон задавали представители блока прогрессистов, возникшего в ноябре 1912 года.

В международном масштабе это были предвоенные годы. Происходило обострение противоречий между крупнейшими европейскими державами, Англией и Германией, возглавивших два противостоящих друг другу военно-политических блока - Тройственный союз (Германия) и Антанту (Англия). Россия в этой ситуации попыталась выступить в роли миротворца, по ее инициативе в 1907 году состоялась вторая Гаагская конференция, на которой был принят ряд конвенций, в том числе об ограничении вооружений, о введении третейского суда для мирного разрешения международных конфликтов и др.

В 1908-1909 году Россия оказалась втянутой в Боснийский кризис. Однако правительство заняло твердую позицию: избежать войны любыми средствами. Столыпин был твердо убежден: «развязать войну – значит развязать силы революции». Поэтому Россия согласилась на требования германского ультиматума (признать аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отказаться от созыва международной конференции по боснийскому вопросу и др.).

Прямым следствием Боснийского кризиса явилось усиление гонки вооружений. В России началась разработка программы по реорганизации армии и флота, оснащению их новыми видами вооружения. С целью централизации всего военного дела в 1909 году был упразднен Совет государственной обороны, а все учреждения военного ведомства перешли в подчинение военному министерству. В 1910 году утверждается новая дислокация армии по принципу более равномерного распределения войск на территории России, отодвинуты от границ районы сосредоточения войск и техники с тем, чтобы не подставить их под удар противника в первые дни войны, расширен офицерский корпус. Российский Генштаб, готовясь к войне, был убежден в том, что вероятными противниками России в ней станут Австро-Венгрия и Германия.

При новом министре иностранных дел, С.Д. Сазонове, был предпринят ряд шагов с целью нормализации русско-германских и русско-австрийских отношений. Сазонов, как и Столыпин, не желал ввязываться в общеевропейскую войну, понимая ее опасность для нарушения социальной стабильности внутри России. Более того, все наиболее дальновидные политики русского дипломатического корпуса предостерегали правительство от участия в войне.

В результате долгих русско-германских переговоров в 1911 году было заключено Постдамское соглашение, которое, хотя и не устранило противоречий между Россией и Германией, но несколько смягчило отношения между ними.

В 1912 -1913 году вновь произошло обострение военно-политической ситуации на Балканах. Балканские войны стали прологом Первой мировой войны, и в последние предвоенные годы во всех странах, в том числе в России, началась невиданная гонка вооружений. Резко возросли военные ассигнования, расширился численный состав армии, увеличился срок военной службы.

Но, несмотря на сложную международную обстановку и угрозу мировой войны, в России на волне нового общественно-политического подъема, а в известном смысле благодаря ему, отмечается зарождение целого ряда новых направлений в литературе и искусстве.

В 1910 году символизму стало противостоять новое течение в русской поэзии – акмеизм (от греческого «акмэ» - высшая ступень, цветущая пора). Главным идеологом русского акмеизма был Н.С. Гумилев, основавший в 1911 году «Цех поэтов» - в него вошли С.М. Городецкий, А.А. Ахаматова, О.Э. Мандельштам.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 годы возникло другое модернистское течение в русской литературе и искусстве – футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего» (отсюда и название этого течения), отрицали традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности. Принципы футуризма были изложены в своеобразном манифесте под названием «Пощечина общественному вкусу». К кругу футуристов принадлежали В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, Игорь Северянин (И.В. Лотарев). С футуризмом были связано начало поэтического творчества В. Маяковского, Н. Асеева и Б. Пастернака.

В предвоенные годы возникли и новые модернистские течения в русской живописи. Идеи символизма были характерны для художественного объединения «Голубая роза» - оно возникло в 1907 году в Москве, наиболее видными его представителями были Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов. В 1910-1911 году возникло объединение московских художников импрессионистского направления «Бубновый валет». В ноябре 1910 года объединение провело серию выставок, а в 1911 году приняло свой устав. Представителями этого объединения были П.П. Кончаловский, А.В.Лентулов, Р.Р. Фальк и И.И. Машков. В конце 1911 года от них отошла группа, тяготевшая к авангардизму и абстракционизму, которая устроила в 1912 году в Москве выставку «Ослиный хвост».

Продолжал свою деятельность С.П. Дягилев: с 1909 года он организовывал ежегодные «Русские сезоны» в Париже, которые были прерваны войной в 1914 году. В программу «Русских сезонов» входили симфонические, оперные и балетные произведения русских композиторов. В 1911 году была создана труппа «Русский балет Дягилева». Сам же Дягилев осуществил 80 оперных и балетных постановок, в которых участвовали ведущие русские певцы, балерины, композиторов и дирижеры. Он устраивал выставки картин русских художников и концерты русских артистов в Берлине, Венеции и Монте-Карло.

Новым культурным явлением было кино, или, как его тогда называли, «иллюзион». В России два первых кинотеатра (в Москве и Петербурге) появились вскоре после изобретения кинематографа братьями Люмьер, а в 1905 году только на Невском проспекте в Петербурге действовало около 100 «иллюзионов». К 1914 году в России насчитывалось до 4 тысяч кинотеатров, которые ежедневно посещали около 2 миллиона зрителей. Это был массовый и популярный вид искусства. В России создавали хроникальные и игровые картины, в 1908-1917 годах было снято свыше 1 тысячи художественных фильмов. Демонстрация фильма длилась 10-15 минут. Первыми знаменитыми актерами русского «немого» кино были Вера Холодная и Иван Мозжухин.

В быт людей в начале XX века прочно вошел граммофон. За 1910-1915 годы в России было продано 500 тысяч граммофонов, ежегодно выпускалось 20 миллионов грампластинок с записями классической музыки и народных песен в исполнении популярных тогда певцов и композиторов.

Все эти явления международной, общественно-политической и культурной жизни получили широкое освещение на страницах российской периодической печати.

5.1. Русская печать в предвоенные годы.

Оживление политического движения в стране вызвало к жизни рост прессы различных направлений и типов. По официальным данным, в 1908 году выходило 2028 изданий, в 1910 – 2391, в 1911 – 2543, в 1912 – 2784, в 1913 – 2915 газет и журналов. Москва, отстававшая от Петербурга по количеству газет, в 1910-1912 годах сравнялась с северной столицей. В 1910 году очередной подъем забастовочного движения вызвал появление новых газет именно в Москве. Расширяется аудитория политической прессы, во всех политических лагерях российской печати окончательно формируется тип качественно-массовой и массовой ежедневной печати.

Газета безусловно лидирует в этот период на рынке печати. В 1913 году в России издавалось 417 ежедневных газет, из них 10 выходили два раза в день.

В 1910-х годах возникает большое количество акционерных обществ, которые занимались изданием периодики. Так, акционерное общество «Издатель» выпускало «Новости» и «Сын отечества». К нему примыкало крупное бумажное производство Пализена – бумага, производимая на фабриках, поступала в собственную типографию, выпускавшую две газеты, журнал «Живописное обозрение» и книги.

Акционерным обществом было издательство «Копейка», оно находилось в Петербурге и выпускало, кроме «Газеты-Копейки», журнал «Солнце России» и книжную продукцию. На акционерных началах было организовано «Московское издательство»: здесь выходили газеты «Коммерсант», «Вечерние известия», «Трудовая копейка», журналы «Женское дело» и «Детский мир». Акционерные общества возникали и в провинции: так, например, Донское акционерное общества печати и издательского дела выпускало газету «Приазовский край».

В 1908-1914 годах усилилась роль банковского капитала в издательском деле. Частные издательства вытесняются трестами, в которых главная роль принадлежала банкам. Банки и банкирские дома начинают участвовать не только в деловой, но и в «идейной» прессе. Так, центральный орган партии кадетов – газета «Речь» - в первые годы своего существования терпела огромные убытки, так что разорился е основатель и первый издатель инженер Ю.Б. Бак. «Речь» поддержал Азовско-Донской и еще несколько банков, что вызывало нападки противников партии. Банкирский дома П.П. Рябушинского финансировал ряд московских газет, а газета «Голос Москвы» существовала на средства братьев Гучковых.

В издательское дело в 1910-х годах начал проникать и иностранный капитал. «Утро России» было связано с французскими и английскими банками. «Новое время» в 1915 году было продано русско-французскому банку после смерти Суворина, поскольку наследники не смогли сами справиться с изданием. Газета «Русская воля», основанная во время первой мировой войны, поддерживала отношения с германскими банками, хотя Россия и воевала против немцев. Германские банки также участвовали в финансировании черносотенной газеты «Русское знамя», что дало основание современникам называть ее «Прусским знаменем».