В свою очередь революционные марксисты не только участвовали в легальной печати, но также создавали бесцензурные газеты и журналы, количество которых, начиная с 1870-х годов, неуклонно возрастало.
Необходимо отметить, что на рубеже веков появляется целый ряд новых типов изданий, направление которых определить довольно трудно, либо оно не играет особой роли для участников этих органов печати – например, массовые газеты, или журналы русского модернизма.
Типология легальных периодических изданий конца XIX века. Типологическое разнообразие легальной периодики конца XIX века определяется несколькими факторами:
1) активизацией общественной жизни России;
2) процессом капитализации, проникающим во все сферы российской жизни, в том числе в журналистику;
3) появлением новых аудиторных групп: крестьян, рабочих, провинциальных жителей, городских «низов», торговцев;
4) техническим прогрессом, увеличивающим возможности издателей периодики.
В конце XIX века заканчивается господство «толстого» журнала – ведущим типом периодики становится газета. Статистические данные показывают стремительный количественный рост газетной периодики: если в 1891 году издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет, то к 1912 году ежедневных выходило уже 417, из них 10 выходили два раза в день. Этот процесс связан, прежде всего, с капитализацией России, поскольку производство газет становится доходным делом и позволяет охватывать массовую аудиторию. Развитие типографской техники и удешевление бумаги позволяло значительно увеличить тираж: в конце XIX века тиражи некоторых газет достигали 70 тысяч экземпляров (газета «Свет»). К тому же развитие железных дорог, совершенствование телеграфной и телефонной связи позволяли более оперативно распространять газету, доставлять ее в самые отдаленные уголки российской империи.
Современники отмечают появление двух типов прессы – «большой» и «малой», что в общих чертах соответствует делению современной печати на качественную и массовую. Это деление отражало реальную разницу не только в содержании, но и в аудиторной направленности, в целевом назначении и даже в оформлении газет и журналов.
Газетная периодика: формирование типологической картины. Говоря о формировании новых типов газет в конце XIX века, необходимо отметить, что в это время главным из основных типологических признаков, выделенных Е.А. Корниловым: аудитория, издатель, целевое назначение (функция) издания[1] - является появление нового демократического читателя. Развитие капитализма в России способствовало демократизации аудитории, вовлечению в информационный поток новых слоев населения. Так, в 1890-е годы читатели периодики – не только российская «элита», дворянская и разночинская интеллигенция, но и городские обыватели, и крестьяне, которые охотно выписывали дешевые газеты: «Свет», «Московский листок», «Петербургскую газету», а также иллюстрированные журналы («Нива).
Часть изданий начинает ориентироваться на определенную аудиторию: «Биржевые ведомости» выходили с расчетом на представителей делового мира, «Петербургскую газету» охотно читала молодежь, «Неделя» пользовалась спросом в провинции, и так далее.
Издатель газетной периодики конца XIX века – прежде всего предприниматель, для которого немаловажное значение имеет прибыль от издательского дела. Вкладывая в прессу значительные средства, капиталисты рассчитывали на доход, и для этого вынуждены были определяться со своей аудиторией, изучать ее и удовлетворять (интуитивно или целенаправленно) запросы публики. Часть издателей сделала ставку на массового, неприхотливого читателя, часть - на традиционную российскую аудиторию, интеллигентного образованного читателя, который ценит прежде всего факты, мнения, аналитику.
Эти факторы определили формирование типа качественной и массовой газеты.
Качественная газета конца XIX века – большого формата, строгая в оформлении, с дорогой годовой подпиской (16-18 рублей в год), оперативная и информационно насыщенная. Ее отличают взвешенность суждений, стремление создать объективную картину мира. Качественные издания предназначены для образованных слоев с довольно высоким уровнем дохода. Это такие газеты, как «Голос», «Новое время», «Русские ведомости», «Московские ведомости» и другие.
Массовая газета имела небольшой формат и разностилевое, броское оформление, была относительно дешева (3-4 рубля в год). Ее содержание – городские новости, сенсации, бульварные романы, фельетоны, - все, что могло привлечь малообразованного читателя. Особенностью всех материалов была установка на развлекательность и сенсационность, обличительная тенденция и своеобразный «фельетонный» стиль изложения. Серьезных политических, экономических тем эти газеты не касались. Однако при всех недостатках главным достоинством массовой прессы можно считать вовлечение неподготовленного читателя в информационное пространство, воспитание у него привычки к чтению периодики. Вл. Гиляровский, который начинал свою журналистскую карьеру в «Московском листке» Пастухова, писал: «Безграмотный редактор приучил читать безграмотную свою газету охотнорядца лавочника, извозчика, трактирного завсегдатая и обывателя, мужика из глухих деревень». Здесь же появился и новый жанр российской периодики – репортаж. Массовые газеты – «Петербургская газета», «Петербургский листок», «Московский листок», «Новости дня» и ряд других.
Массовыми и качественными были и общественно-политические, универсальные газеты, и специализированные – религиозные, военные, педагогические, искусствоведческие и так далее.
Изменения в системе журнальной периодики России. Несмотря на то, что классический русский «толстый» журнал ушел с первых позиций в системе печати, он не потерял своего влияния на читателей. Ведущие журналы конца XIX века – «Русское богатство», «Вестник Европы», «Русская мысль» и другие - продолжали пользоваться популярностью вплоть до своего закрытия в 1917-1918 годах. К ним на рубеже веков присоединились и новые «толстые» журналы, такие, как, например, «Мир божий» (1892 – 1906). Развивалась отраслевая журналистика: выходят статистические, технические, научные, экономические, детские, педагогические, спортивные и другие и специализированные журналы.
Однако научно-технический прогресс и демократизация российской аудитории также оказали свое влияние на систему журнальной периодики России. С одной стороны, развитие фотографии привело к тому, что в конце XIX – начале XX века фотоиллюстрации появляются на страницах многих журналов, и это привлекало внимание малообразованной аудитории, которые не готовы были к восприятию «серьезных», аналитических материалов. Визуальная составляющая оказалась путем к расширению читательских масс, которые благодаря фотографиям приобщались к чтению периодики. Количество иллюстрированных журналов возросло в 5-6 раз, при этом издавались иллюстрированные юмористические («Осколки», «Стрекоза»), религиозные («Русский паломник»), литературно-художественные («Россия», «Север») журналы.
Тонкий еженедельник в начале XX века стал «переходным звеном» - изданием, в котором сочетались достоинства и газеты, и ежемесячного журнала. Еженедельники были оперативнее классического «толстого» журнала, позволяли быстрее откликаться на события – это качество было очень востребованным в бурное время рубежа веков. В то же время еженедельники позволяли добиваться большей аналитичности, чем в ежедневной газете, и публиковать материалы большего объема. Еженедельники были богаче иллюстрированы, это также относилось к их преимуществам.
Хотя сам тип еженедельного журнала не было новым для русской журналистики – еженедельники возникли еще в XVIII веке, развивались в течение XIX века, но стали чрезвычайно востребованы именно на рубеже XIX – XX веков: в 1900-1917 годах на их долю приходилось около трети выпускаемых органов печати. «Тонкий» журнал пользовался и большим спросом, чем интеллектуальный «толстый» - на рубеже веков самым популярным оказался иллюстрированный еженедельник «Нива» (1870-1917) А.Ф. Маркса (9 тысяч экземпляров в 1870 году, 235 тысяч в 1900 году).
Сатирическая журналистика конца XIX – начала XX веков. Отряд сатирических изданий, являющийся неотъемлемой частью системы российских СМИ, в 1870-80-х годах пополнился новыми изданиями: «Стрекоза» (начал издаваться с 1875 года), «Свет и тени» (с 1878 года), «Шут» и «Мирской толк» (с 1879), «Осколки и зритель» (с 1881 года). Сатирические издания появлялись и в провинции – журналы «Фаланга» и «Гусли» выходили в Тифлисе, «Маяк» - в Одессе.
После 1881 года юмористическая журналистика пополнилась тремя изданиями – «Русский сатирический листок», «Сверчок» и «Гусляр». Однако часть журналов прекратили свое существование, и в результате через испытания 1880-х годов прошли только самые жизнеспособные издания: «Развлечение», «Будильник», «Стрекоза» и «Осколки».
«Будильник» (1871 – 1917) переехал из Петербурга в Москву в 1872 году, а в 1877-м умер его основатель и редактор Н.А. Степанов. С этого времени журнал редактировали Л.Н. Уткин, Н.Г. Кичеев, Е.Г. Арнольд, А.Д. Курепин. Несмотря на то, что московский период начался с публикации стихотворения Некрасова и сотрудничества в журнале Г.И. Успенского, Н.Н. Златовратского, А.П. Чехова, В.А. Гиляровского, сатирическая острота его выступлений явно шла на убыль. Это связано было и с цензурными преследованиями «единственного сына «Искры» и его законного наследника», и с обстановкой реакции, усиливавшейся после 1881 года.