В 80-е годы журнал перестроился внешне: в нем появились новые рубрики, стали печататься цветные литографии разных художников. Однако содержание «Будильника» по-прежнему далеко от проблем социальной значимости, здесь популярна тема жениховства, внимание привлекают различные скандальные происшествия и так далее. Тем не менее здесь появляются и публикации, в которых проскальзывает обличительная струя.
Более ярким изданием конца XIX века был юмористический журнал «Стрекоза» (1875-1918). Его издателем с 1875 года до своей смерти в 1904 году был купец и фабрикант Г.К. Корнфельд. Официальным редактором с 1875 по 1879 годы числился художник Н.А. Богданов, но фактическим руководителем был известный журналист И.Ф. Васильевский.
Среди постоянных сотрудников «Стрекозы» в 1870-80-е годы были пятнадцать бывших «искровцев», среди них П.И. Вейнберг, Н.А. Лейкин, Д.Д. Минаев, И.В. Федоров-Омулевский и другие. Сам редактор И.Ф. Васильевский еще в студенческие годы тоже дебютировал в «Искре». Кроме того, вокруг нового журнала объединилась группа известных писателей и публицистов – Н.С. Лесков, Я.П. Полонский, Вл.И. Немирович-Данченко. В 1879 году здесь дебютировал и 19-летний Чехов. Из художников в «Стрекозе» участвовали А.И. Лебедев, Н.А. Богданов, М.О. Микешин, В.С. Шпак, Н.П. Чехов и другие.
Значительную роль в журнале играл его издатель, который не ограничивался материальной стороной дела, но и руководил художественной частью «Стрекозы», подбирал карикатуры. Он впервые ввел в журнальное дело печатание иллюстраций цинкографским способом. Журнал выходил продуманно и умело сверстанным, безукоризненно оформленным полиграфически и на хорошей бумаге.
Программа журнала был объявлена в первом номере 1875 года: «указывать на комические стороны общественной и домашней жизни». Однако редакция постоянно выходила за предписанные законом рамки, что приводило к цензурным вмешательствам. С момента основания журнала до 1890 года было запрещено около 170 литературных произведений и рисунков.
Постоянными отделами журнала были «Всякие злобы дня» - обозрение столичных событий, его вели Лейкин, затем Васильевский, и «Цветы и ягоды прогресса» - обозрение провинциальной жизни, ведущий отдела Васильевский (псевдоним «Аз»). Наряду с крупными отделами в журнале публиковалось много произведений малой формы – каламбуры, комические советы, куплеты, эпиграммы, забавные документы, псевдоцитаты, посвящения, объявления-шутки и так далее.
Стараясь избежать цензурных нападок, «Стрекоза» старалась по возможности придать своим шуткам характер легкой безобидной болтовни. Наиболее острый сатирический материал проходил под видом многочисленных словарей и энциклопедий Васильевского. Самыми известными и значительными из них были «Настольный словарь неунывающих современников» и «Новая энциклопедия». Здесь наряду с сатирически обличительными материалами о дворянах, литературных противниках, реакционных общественных деятелях публиковались положительные характеристики прогрессивных писателей, российских и зарубежных.
Большой популярностью на рубеже веков пользовался также сатирико-юмористический журнал «Осколки» (1881-1916). Его с № 49 1881 года и до своей смерти в 1906 году возглавлял Н.А. Лейкин. В журнале участвовали основном те же сотрудники, что и в «Стрекозе» - Н.С. Лесков, В.А. Гиляровский, К.С. Баранцевич, Л.И. Пальчин и другие. Активно сотрудничал с «Осколками» Чехов: Амфитеатров считал Лейкина одним из «литературных крестных отцов» Чехова, поскольку издатель «широчайше» открыл ему свой журнал «для практики маленького рассказа, в которой Антон Павлович выработал свою сжатую технику». Чехов писал для журнала с 1882 по 1887 годы, и опубликовал здесь 270 произведений – больше, чем в каком-либо другом издании.
Лейкин в журнале печатал самый разнородный материал, что обеспечивало хорошую подписку и розничную продажу. Здесь публиковались юмористические бытовые сценки, заметки, рассказы, пословицы, эпиграммы – как правило, рассчитанные на нетребовательного читателя.
Постоянными отделами журнала были обозрения под рубриками «Осколки петербургской жизни» и «Осколки московской жизни». Основные темы этих материалов – лопнувшие банки, недоброкачественные продукты, скандалы в клубах, новости международной жизни, железнодорожные катастрофы и другие «злобы дня». Значительное место в журнале занимали карикатуры на самые разные темы.
Российские телеграфные агентства. В конце XIX века в формировании информационной картины дня принимали активное участие телеграфные агентства – зарубежные и русские, возникшие несколько позже. Если первое в мире телеграфное агентство Гавас возникло в 1835 году, Вольфа – в 1849, агентство Рейтер – в 1851 году, то первое русское телеграфное агентство – РТА – было создано в 1866 году. В 1872 году было учреждено Международное телеграфное агентство, в 1882 году появилось Северное телеграфное агентство (СТА).
Необходимо отметить, что до 1866 года периодические издания получали информацию о заграничных политических делах через Министерство иностранных дел, а большинство газет и журналов черпало такие сведения из официальных газет. Первое Русское телеграфное агентство способствовало как раз прямому получению коммерческих и политических телеграмм из-за рубежа без цензурного вмешательства и распространению их на территории России. Газеты охотно пользовались услугами РТА, что было особенно важно для провинциальной прессы.
Деятельность последующих телеграфных агентств – Международного и Северного – строилась уже не только на распространении полученной из-за рубежа информации, но включала в себя и сбор внутренних российских новостей. Телеграммы издавались и отдельными бюллетенями; в программе издания телеграмм МТА было завялено, что «телеграммы Международного телеграфного агентства содержат в себе известия политические, общественного интереса, финансовые и биржевые. Срок выхода – несколько раз в день, по мере получения их в Петербурге из-за границы и из внутренних мест России».
В 1894 году было учреждено новое Российское телеграфное агентство, о чем было сообщено в «Правительственном вестнике»; оно начало свою деятельность с января 1895 года. Теперь российская информация, собранная агентами РТА, передавалась за границу в обязательном порядке. Также агентство было обязано поддерживать связь с зарубежными агентствами (Гавас – в Париже, Рейтер – в Лондоне, Вольфбюро – в Берлине) и иметь и в России, и за границей своих постоянных и временных агентов. РТА действовало до 1907 года, поскольку телеграфные агентства действовали на основании аренды в течении 12 лет.
Итак, основные тенденции развития легальной российской журналистики – демократизация аудитории, расширение читательских кругов, капитализация издательского дела, разделение прессы на качественную и массовую, «большую» и «малую» - были продолжены в XX века.
В 1870-1890-х годах значительно расширяется и провинциальная печать, представленная научными журналами, местными информационными листками и по большей части недолговечными общественно-политическими газетами и журналами. Основные типы периодических изданий в 80-90-е годы XIX века - это качественные и массовые газеты и журналы, местные информационные листки.
1.2. Русская бесцензурная печать за рубежом и в России.
Положение российской периодики, цензурные притеснения еще в 1840-х годах привели к осознанию необходимости бесцензурной печати. Первые представители вольной печати за рубежом – «Полярная звезда» и «Колокол» А.И. Герцена и Н.П. Огарева, - стали образцом для создания подобных органов периодики.
После прекращения в 1868 году «Колокола» (последние номера вышли на французском языке), в Швейцарии вышло несколько изданий «молодой эмиграции»: журнал «Современность» (апрель-сентябрь 1868 года), «Народное дело» (1868-1870). В 1869-70-х годах вышло также несколько номеров журналов «Народная расправа», «Колокол» и «Община», которые были организованы по инициативе только что эмигрировавшего из России Нечаева. Однако особенно бурно бесцензурная печать стала развиваться, начиная с 1870-х годов, что было связано с ростом народнического движения.
В России в это время отсутствовали условия для создания бесцензурных органов периодики, поэтому они выходили, как и в 1850 и 60-х годах, за границей. Бесцензурная печать революционных народников отразила взгляды различных направлений внутри народнического движения, хотя в целом в ней присутствовали все его основные положения: утверждение «случайности» капитализма в России, мечты о крестьянской революции, во главе которой встанет интеллигенция, а также изучение крестьянской общины как зародыша социалистических отношений.
Характер изданий определялся задачами, стоящими перед народниками – это, с одной стороны, обращение к читателям-единомышленникам, теоретическое осмысление происходящих в России процессов, разоблачение политики самодержавия, пропаганда революции, с другой - полемика с различными направлениями, агитация в среде сочувствующей разночинной интеллигенции. Поэтому газеты и журналы народников - в основном теоретико-политические и агитационно-пропагандистские. Однако в 1870-х годах в связи с расширением круга читателей нелегальной периодики выходили и специальные агитационные издания для крестьян и рабочих.
Необходимо подчеркнуть, что издание и распространение нелегальной периодики было делом чрезвычайно трудным и опасным. Такая работа требовала больших материальных затрат на создание типографии и тиражирование изданий; кроме того, необходимо было поддерживать связи с Россией, чтобы получать необходимую информацию, перевозить нелегальную литературу и распространять ее в России. Все это делалось в условиях, когда даже простое хранение нелегальных изданий влекло за собой суровые наказания. Поэтому бесцензурная печать могла существовать и развиваться только благодаря величайшей самоотверженности ее сотрудников, их готовности на любые жертвы.