Смекни!
smekni.com

История российской печати конца XIX – начала XX веков (стр. 7 из 55)

Последним крупным заграничным изданием, связанным с революционным народничеством, стал журнал «Вестник Народной воли». Он выходил в Женеве в 1883-1886 годах. Руководителями журнала выступили Лавров, Кравчинский, Тихомиров. Созданный во времена углублявшегося кризиса народнического движения, журнал не занял положения ведущего в среде революционных демократов, хотя на его страницах были опубликованы интересные теоретико-политические статьи, воспоминания, документы и материалы о революционном движении в России, впервые было напечатано письмо Маркса в редакцию «Отечественных записок».

Зарождение нелегальной печати в России. Цензурная политика самодержавия и условия политической жизни в России способствовали тому, что в обществе постоянно «ходили по рукам» запрещенные книги, брошюры, прокламации, журналы и другие нелегальные произведения, либо рукописные, либо изданные за границей. В конце 1870-х годов в связи с ростом освободительного движения, вовлечением в процесс множества людей все более острой становилась нужда в российской подпольной типографии, которая более оперативно отражала бы события и не требовала от распространителей дополнительного риска при пересечении границ.

В 1877 году из-за границы в Россию было доставлено типографское оборудование, принимались меры к организации подпольных типографий. Первая российская нелегальная газета «Начало» (с подзаголовком «орган русских революционеров») издавалась в Петербурге с марта по май 1878 года. Ее организовал кружок под руководством братьев Бух.

Основное внимание газеты было сосредоточено на критике российского самодержавного строя и освещении текущих событий «с точки зрения принципов социализма». Теоретические материалы здесь отсутствовали, однако публиковались заметки о рабочем движении, о жизни политических ссыльных и так далее.

Кружок братьев Бух был немногочисленным, взгляды его участников, отраженные в «Начале» - во многом противоречивыми, и первый нелегальный орган печати на территории России не нашел отклика у читателей. Однако его опыт был продолжен организаций «Земля и воля».

«Земля и воля» была организована еще в 1876 году, она нуждалась в собственном печатном органе, однако условия для его создания сложились только в 1878 году. «Земля и воля» организовала собственную Петербургскую вольную типографию – она была отлично законспирирована и благодаря этому работала необыкновенно долго, до 1880 года. Типография пережила распад «Земли и воли», перешла «по наследству» к «Народной воле» и была обнаружена только благодаря случайности. При попытке ареста работники типографии оказали полиции вооруженное сопротивление, успели уничтожить все секретные документы и предупредить своих соратников, благодаря чему удалось избежать массовых арестов. Кстати, в этой типографии работали и организаторы первой нелегальной газеты, братья Бух.

Лозунг «Земля и воля!» выражал, по мнению революционеров, заветные чаяния русского народа и его вождей – Пугачева, Разина и других предводителей народных стихийных восстаний. Земля должна быть отдана крестьянам, и прежде всего, считали народники, необходимо решить аграрный вопрос, поскольку собственно «рабочего», пролетарского, в России еще не существует. Для того, чтобы решить аграрную проблему, необходима народная революция, и все силы нужно отдать ее подготовке – так, в общих чертах, выглядела программа «Земли и воли».

Первый номер землевольцев вышел в Петербурге в начале ноября 1878 года, это был журнал «Земля и воля» (подзаголовок – «социально-революционное обозрение»). В состав редакции вошли Степняк-Кравчинский (он был инициатором издания), Клеменц, Морозов, Плеханов и Тихомиров.

Особенностью этого издания стала его принадлежность к настоящей революционной организации, которая имела свой руководящий центр, программу, устав. Журнал по сути стал ее органом, способствовал сплочению сил вокруг «Земли и воли», вел пропагандистскую и агитационную деятельность. Здесь публиковались теоретические статьи, фельетоны, корреспонденции, известия о российских и зарубежных событиях; на страницах журнала велась полемика с газетой «Голос» и журналом «Вестник Европы», был дан подробный разбор государственного бюджета и так далее. Журнал ориентировался в первую очередь на революционную молодежь, в среде которой он действительно пользовался успехом.

Кроме журнала, в типографии издавались «Листки «Земли и воли» («революционная хроника»). Они были менее разнообразны по содержанию, поскольку считались дополнением, задача которого – следить за «текущими событиями борьбы». Основное содержание «Листков» - небольшие по размеру редакционные статьи, информационные материалы о действиях революционной организации, политических судебных процессах, арестах, гибели осужденных и др.

Первоначально «Земля и воля» выступала против террора как метода политической борьбы. Однако постепенно часть редакции стала склоняться на сторону террористической деятельности, что привело к расколу: журнал продолжал выступать в духе землевольческой программы, а газета, которую редактировал Морозов, начал восхвалять преимущества террористических актов: «Политическое убийство - это единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приемов. Нанося удар в самый центр правительственной организации, оно заставляет содрогаться всю систему…».

В 1879 году «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации – «Народная воля» и «Черный передел».

К народовольцам перешла Петербургская вольная типография, преемником журнала и листков «Земли и воли» стали журнал «Народная воля» (1879-1885) и газета «Листки «Народной воли» (они выходили, когда нельзя было выпустить основное издание, то есть журнал). Эти издания выходили нерегулярно, с большими перерывами, хотя в течение длительного времени; издание переносилось в Москву, в Ростов-на-Дону, в Тулу и другие города.

Изданиями «Народной воли» первоначально руководили Тихомиров и Морозов. Затем Морозов эмигрировал за границу, а Тихомиров участвовал в редактировании практически всех номеров журнала (он же был одним из самых активных авторов). С редакцией сотрудничали А.И. Иванчин-Писарев, С.Н. Кривенко, Г.А. Лопатин, с 1880 по 1881 годы здесь участвовал Михайловский.

«Народная воля» пользовалась большой популярностью в русском обществе, она была известна и демократическим, и либерально-монархическим кругам. Известен ее тираж – 2-3 тысячи экземпляров, этого было достаточно для того, чтобы окупить типографские расходы. Сам же журнал разделил судьбу народнического движения, до 1881 года развиваясь по восходящей, а после цареубийства постепенно пришел в упадок. На первом этапе, в пору оживления революционной деятельности, он отличался боевым духом, остротой и живостью материалов, призывающих к свержению самодержавного строя. Основная задача народовольцев - «снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу», то есть ставились политические цели. Эта тема развивалась во многих материалах, написанных в жанрах публицистической статьи, корреспонденций, фельетона, революционной прокламации, хроники, даже в стихотворениях.

Народовольцы разделяли мнение Ткачева о том, что государство ни на кого не опирается, и его можно легко свергнуть. Поэтому журнал призывал к немедленному захвату власти. В одной из передовых статей рисовался такой сюжет будущего: революционеры совершают политический переворот и созывают Учредительное собрание, которое установит новый общественный строй. Тем не менее и члены «Народной воли», и журнал первостепенное значение отводили пропагандистской работе, что, с одной стороны, противоречило их отношению к революции, с другой – на практике реализовывалось в террористических актах, отвлекавших все силы и отрицательно сказывающихся на деятельности организации.

После 1881 года решительный настрой в журнале угасает, кризис народнического движения отразился на содержании журнала. На последних номерах лежит отпечаток обреченности и трагизма.

Кроме журнала, народовольцы в 1880-1881 годах издавали «Рабочую газету» - это была одна из первых в России органов периодики, рассчитанных на эту часть аудитории. Руководил газетой Желябов, который в передовой статей в популярной форме изложил основные положения программы народовольцев, главной из которых было бороться с «утеснителями народа». Задача газета - «выяснить народу, кто друг, кто враг, выяснить, как свергнуть иго и при каких порядках народ будет счастлив и свободен». Здесь печатались корреспонденции и рассказы о положении рабочих и крестьян.

Вторая народническая организация, образовавшаяся после раскола «Земли и воли», - «Черный передел», также издавала собственные журнал и газету: «Черный передел» («Орган социалистов-федералистов») и «рабочий листок» «Зерно». Эти издания были менее известны в обществе и пользовались меньшим влиянием на общественное мнение. В редакции принимали участие Плеханов, Аксельрод, Стефанович, Дейч, публиковались Вера Засулич, Лавров и другие публицисты. Издания просуществовали недолго, поскольку в 1882 году «Черный передел» прекратил свое существование.

Зарождение марксистской печати. Издания группы «Освобождение труда» и группы Благоева. Произведения Маркса и Энгельса были известны в России еще с 1840-х годов, но тогда никто не подозревал, какое влияние они окажут на развитие русской революционной мысли в конце XIX – начале XX века.

Систематическое изучение трудов немецких социалистов началось в 1880-х годах, на фоне кризиса народнического движения. Появление марксистской печати в России, где пропагандировались идеи основоположников научного социализма и практические выводы, связано с деятельностью группы «Освобождение труда». Предыстория этой группы связана с расколом «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел». Первая из них, как нам уже известно, совершила убийство Александра II, после чего была практически разгромлена правительством. Акт цареубийства был крайне отрицательно воспринят русским обществом, интерес к деятельности революционеров упал, и в демократической среде в 1880-х годов ясно чувствуется растерянность и идейный кризис.