Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Москва  2008 Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. (стр. 9 из 24)

П.Б. Ганнушкин отметил особую предрасположенность к наркоманиям у эпилептоидов, неустойчивых и циклотимиков, гипертимного и истероидного типов.

Неустойчивый тип акцентуации характера предрасполагает к аддиктивному поведению. Жажда легких развлечений и наслаждения, слабый контроль над импульсом становится неотъемлемой чертой характера. Слабое «Эго», низкий интерес к социальной жизни, стремление избегать трудностей, подверженность сторонним влияниям также способствуют развитию аддикции.

Гипертимный тип обладает пониженной устойчивостью к влиянию компаний, предлагающих ему наркотики. Алкоголь вызывает у них выраженную эйфорию, гашиш привлекателен как средство, способствующее групповой коммуникации. Они в меньшей степени предрасположены к опиатам, «кайф» в одиночестве не столь уж соблазнителен; транквилизаторы также для них малопривлекательны, сонливость им ни к чему. Зато стимуляторы, дающие активность, весьма созвучны гипертимной натуре. Их главная особенность – возможность длительно злоупотреблять наркотиком без развития зависимости (чему препятствует высокий биологический тонус). Зато у них отчетливо выражено желание перепробовать на себе действия различных веществ.

Циклоидные люди в гипертимной фазе ведут себя подобным образом в отношении наркотика, но когда заканчивается эта фаза, прекращается и злоупотребление. В субдепрессивной фазе они могут пристраститься к транквилизаторам.

Лабильный тип сам по себе мало располагает к аддиктивному поведению. Вовлечение в злоупотребление связано с влиянием других людей, у которых человек ищет эмоциональную поддержку. Чаще всего это злоупотребление ингалятами (ингаляты содействуют фантазированию).

Астеноневротический тип не располагает к аддиктивному поведению, в редких случаях встречается тяготение к транквилизаторам.

Сенстивный и психастенический типы отличаются повышенной устойчивостью в отношении злоупотребления наркотиками. Аддиктивное поведение, девиантность им не присущи. У психастеничного человека может возникнуть ситуационная зависимость – потребность в транквилизаторе в предвкушении стрессовых ситуаций.

При шизоидной акцентуации встречается склонность к препаратам опия и гашиша. Отличительная черта этого типа — быстрое формирование психической и физической зависимости. Курение гашиша может проходить в одиночку. Алкоголь может играть роль коммуникативного допинга.

При эпилептоидной акцентуации может встречаться гиперсоциальность, порождающая подчеркнуто негативное отношение к наркотикам, но оно часто не распространяется на алкоголь. Такие люди предпочитают крепкие напитки, напиваются «до отруба». К наркотикам они относятся крайне неприязненно, из-за опасения навредить здоровью.

В случаях эпилептоидной акцентуации с наслоением неустойчивых черт никаких преград к аддиктивному поведению нет. Люди данного типа употребляют разные наркотики, но менее всего стимуляторы, которые могут провоцировать дисфории.

Истероидные люди обнаруживают особую склонность к стимуляторам, которые не только повышают активность, но и вселяют уверенность в себе, в своих силах, облегчают лидерство, пробуждают бесстрашие. Привлекательны для них также алкоголь, опиаты, транквилизаторы, менее всего – галлюциногены и ингаляты. В компании такой человек жаждет «всех перепить», склонен в преувеличенном виде описывать свою «наркотическую карьеру».

Можно утверждать, что все наркоманы обладают определенными личностными качествами, такими, как:

- ранимость, обидчивость, низкая способность к принятию, осознанию и выражению своих чувств, безуспешные попытки их контролировать и отказ принять себя таким, как есть;

- неспособность позаботиться о себе;

- слабое развитие самоконтроля и самодисциплины;

- эмоциональная незрелость;

- низкий уровень самооценки, чередующийся с завышенной самооценкой (как правило, во время приема наркотиков или после него);

- нарушения взаимоотношений, низкая фрустрационная устойчивость, непереносимость отказов, отрицательных ответов, что чаще всего провоцирует либо грубое, либо попустительское отношение со стороны близких людей.

Суммарно это можно охарактеризовать как ощущение собственной ненужности, заброшенности, вины и гипертрофированной ответственности за все, что происходит вокруг.

Компьютерная зависимость.

Термин «Интернет-зависимость» был предложен И. Голдбергом[36] для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом. Голдберг утверждал, что Интернет-зависимость «оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы деятельности человека». В последнее время получил распространение термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use), который употребляется для обозначения ситуации, при которой компьютер используется для получения информации, далеко выходящей за рамки профессиональных интересов. Активный потенциал, содержащийся в компьютерной деятельности, может проявляться в виде:

- чрезмерной увлеченности работой в Интернете – собственно поиском информации;

- болезненной зависимости от видеоигр;

- поглощения общением с друзьями по Сети.

Выделяют ряд факторов, делающих Интернет привлекательным в качестве потенциального аддиктивного агента. К ним относятся:

- возможность многочисленных анонимных социальных интеракций;

- виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи;

- нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям;

- возможность установления контакта с новыми лицами и контроль над этими контактами;

- неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений;

- участие в играх.

Психологические признаки Интернет-зависимости могут быть как специфичные, так и общие для других форм аддиктивного поведения.

К специфическим признакам относятся:

- повышенное настроение во время использования Интернета;

- неудержимое влечение к выходу в Интернет;

- увеличение количества времени нахождения в Интернете;

- трудности прекратить сеанс связи;

- нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, скука) вне общения с компьютером;

- потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям;

- безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в профессиональной деятельности.

К общим для всех типов зависимостей признакам относятся:

- пренебрежение важными вещами из-за аддиктивного поведения;

- разрушение отношений со значимыми людьми, раздражение или разочарование, направленные на значимых людей;

- скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение;

- чувство вины или беспокойства относительно этого поведения;

- безуспешные попытки преодолеть это поведение.

Другой формой компьютерной аддикции является зависимость от игр. В настоящее время видеоигры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение, причем не только среди представителей подрастающего поколения, для которых игра является ведущей деятельностью, но и среди людей постарше. Для многих компьютерные игры становятся единственной целью работы с компьютером. Данный вид зависимости получил широкое распространение в подразделениях ОВД, некоторые руководители с целью предупреждения нецелесообразного использования рабочих компьютеров в подразделениях вынуждены устанавливать специализированные программы, не позволяющие сотрудникам играть в компьютерные игры в рабочее время.

Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в побочных эффектах, таких как чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности в ответ на невозможность реализовать игровое пристрастие.

По мере прогрессирования аддикции виртуальный мир становится все более привлекательным, в то время как реальный воспринимается как неинтересный и скучный, а зачастую и враждебный. Связи аддикта с реальным миром ослабевают. Интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире. Образуется внутреннее психологическое пространство, которое влияет и на оценку внешних событий. Происходит опасное размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения самосохранительных тенденций с иллюзией преодоления биологической хрупкости.

Анализ особенностей компьютерной аддикции обнаруживает, что ее важной составляющей по сравнению с другими аддикциями является многоуровневое включение аддикта в виртуальную реальность с нарастающей иллюзорной оценкой происходящего. Аддиктивная личность использует свою систему ценностей, особенное мышление, восприятие и эмоции. Но ни при одной из других форм аддикции не достигается такой интеграции психических функций, как при компьютерной аддикции. Высокая степень интеграции приводит к тому, что компьютерный аддикт не нуждается в использовании типичных для других форм аддикции психологических защит. Здесь практически отсутствуют такие защиты, как отрицание, проекция, интеллектуализация. Динамика подобного рода особенно опасна, так как значительно ограничивает возможности коррекции аддиктивного процесса.

Игровая зависимость.

В последнее время становится актуальной проблема игровой зависимости в среде сотрудников органов внутренних дел. Данному виду зависимости не уделяется достаточного внимания, несмотря на ее распространенность среди сотрудников органов внутренних дел.