Смекни!
smekni.com

План курсового сочинения (стр. 5 из 5)

В любви к Марии кроется любовь ко всему человечеству, к жизни, к свободе: «…я люблю тебя так, как я люблю свободу, и человеческое достоинство, и право каждого работать и не голодать. Я люблю тебя так, как люблю Мадрид, который мы защищали, и как люблю всех моих товарищей, которые погибли на этой войне. <…>Я люблю тебя так, как я люблю то, что я больше всего люблю на свете, и даже сильнее» (313-314).

Любовь Роберта Джордана и Марии, разворачивающаяся во время войны, обречена, потому что безжалостная война не щадит никого, сметая все на своем пути. Светлая, непорочная любовь переплетается с опасностью и с самого начала пронизана ощущением близкой смерти. Смертью Роберта Джордона любовь и заканчивается, как завершается и весь роман.

Описание последних минут жизни героя возвращают нас к первой странице романа: Роберт Джордан лежит на той же самой «устланной сосновыми иглами бурой земле» (5), только теперь он ранен, и он один перед лицом смерти «как Остров, сам по себе». Но он не одинок, теперь он часть этого мира, часть Материка, его душа ушла вместе с Марией, и пока один из них жив, они живы оба.

Несмотря на то, что герой погибает, финал романа звучит оптимистично, потому что Роберт Джордан верит в наступление, верит в победу, и в своих последних мыслях он не сожалеет, что зря погибает на этой войне, понимая ее бессмысленность: «Почти целый год я дрался за то, во что верил. Если мы победим здесь, то победим везде. Мир – хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать. И тебе повезло, сказал он себе, у тебя была хорошая жизнь» (422).

До самой последней минуты, пересиливая боль и тоску, Роберт Джордан не отступает от верного пути, на который он встал в начале войны. Он не выбирает легкого пути закончить жизнь самоубийством, свои последние силы он отдает республике, целясь в поднимающего по склону лейтенанта-фалангиста: «Если ты дождешься и задержишь их хотя бы ненадолго или если тебе удастся хотя бы убить офицера, это может многое решить. Одна вещь, сделанная вовремя…» (425). Эти слова говорят о стойкости и мужестве на войне, трезвости ума, сохраняющейся в самых экстремальных ситуациях, о победе над внутренними противоречиями и о великой преданности человека своему делу.

III. Заключение

Роман «По ком звонит колокол» - книга горькая, потому что писалась она после поражения Республики. Хемингуэй болезненно перенес этот удар, не только потому что он был антифашист, но и потому, что он был человеком, который искренне любил Испанию и испанский народ. Сражаясь, он верил в победу и освобождение народа, и эта вера согревала его душу, давала сил бороться дальше.

Роберт Джордан, выражающий в романе взгляды самого Хемингуэя, тоже верил в то, за что он сражается, но каждую минуту его преследовала мысль, что впереди – пропасть, неизбежный провал. В конце романа предчувствие подтверждается: франкисты заранее знали об операции, были готовы к нему, поэтому ни взрыв моста, ни героическая смерть героев не имела смысла.

Но Хемингуэй, зная о поражении республиканской армии, все равно дарит своему герою надежду на победу, надежду на счастье, во имя которого Роберт Джордан добровольно приехал в Испанию, и во имя которого он борется со своими внутренними противоречиями, с невыносимой болью от раны в ноге и ноющей тоской в сердце.

Роман Хемингуэя – это роман не о войне и смерти, а роман о становлении личности в условиях войны, о духовной эволюции человека под влиянием братской близости, утверждающей, что «человек – это часть Материка», и «человек один не может»; природы, олицетворяющей свободу и непокорность, и конечно, всепоглощающей любви, той любви, ради которой проживешь только три ночи и три неполных дня взамен целой жизни.

IV. Список использованной литературы

1. Адмони В.Г. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литерурой ХХ в. Л., 1975.

2. Анастасьев Н. Твоочество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

3. Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

4. Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. М., 1991.

5. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Книга для учителей. – Н. Новгород, 1997.

6. Зверев А. Американский роман 20 – 30-х годов. М., 1982.

7. Зверев А. Предисловие к собранию сочинений Э. Хемингуэя. М., 1988.

8. Симонов К. Предисловие к Собранию сочинений Э. Хемингуэя. М., 1968.

9. Тамарченко Н.Д. Литературоведческие термины. Материалы к словарю. – Коломна, 1999.

10. Финкельштейн И.Л. Хемингуэй-романист. Горький, 1974.


[1] Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. М., 1991. С. 10.

[2] Там же. С. 10

[3] Гиленсон Б.А. Указ. соч. С. 12-15.

[4] Там же. С. 18-19.

[5] Финкельштейн И.Л. Хемингуэй-романист. Горький, 1974. С. 131.

[6] Гиленсон Б.А. Указ. соч. С. 190-191.

[7] Финкельштейн И.Л. Указ. соч. С. 132.

[8] Там же, с. 145

[9] Там же, с. 132.

[10] Финкельштейн И.Л. Указ. соч. С. 146.

[11] Симонов К. Предисловие к собранию сочинений Эрнеста Хемингуэя. М., 1968. С. 428.

[12] Там же С. 428.

[13] Там же. С. 428.

[14] Там же. С. 428.

[15] Там же. С. 428.

[16] Симонов К. Указ. соч. С. 429.

[17]. Там же. С. 429.

[18] Там же. С. 430.

[19] Там же. С. 430.

[20] Симонов К. Указ. соч. С. 430.

[21] Финкельштейн И.Л. Указ.соч. С. 142.

[22] Цит. по: Финкельштейн И.Л. Указ. соч. С. 142

[23] Финкельштейн И.Л. Указ. соч. С. 143

[24] Там же. С. 136-137.

[25] Там же. С. 151.

[26] Там же. С. 153.

[27]Финкельштейн И.Л. Указ. соч. С. 157.

[28] Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981. С. 67.

[29] Там же. С. 67.

[30] Там же. С. 68.

[31] Там же. С. 73.

[32] Гиленсон Б.А. Указ. соч. С. 130.

[33] Там же. С. 130.

[34] Там же. С. 130.

[35] Там же. С. 131.

[36] Гиленсон Б.А. Указ. соч С. 142.

[37] Там же. С. 144.

[38] Зверев А. Предисловие к собранию сочинений Э.Хемингуэя. М., 1988. С. 4.

[39] Там же. С. 5.

[40] См.: Гиленсон Б.А. Указ. соч. С. 4

[41] Тамарченко Н.Д. Литературоведческие термины. Материалы к словарю. –Коломна, 1999. С. 80.

[42] Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Книга для учителя. (IV. Литературное произведение. Композиция. Персонаж в композиции). С. 131-133.

[43] Зверев А. Американский роман 20-30-х гг. М., 1982. С. 222.

[44] Хемингуэй Э. По ком звонит колокол: Роман. –Ниж. Новгород, 1996. С. 43. (Далее ссылки на это издание см. в тексте работы с указанием страницы в скобках).

[45] Анастасьев Н. Указ. соч. С. 61

[46] Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С. 352.

[47] Анастасьев Н. Указ. соч. С. 64

[48] Адмони В.Г. Романы большого охвата/ Поэтика и действительность. с. 240.

[49] Цит. по: Финкельштейн И.Л. Хемингуэй – романист. Горький, 1974. С. 144.

[50] Гайсмар М. Американские современники. М., 1976. С. 224.