Чем старше становились животные, тем чаще можно было встретить игры с элементами полового поведения. В эти игры включались взрослые животные. Тут можно отметить такие элементы как: укусы за загривок, налезание на спину (садка без спаривания), покусывание основания хвоста.
Инициаторами таких игр чаще становились молодые звери. Самки заигрывали как с самцами, так и с другими самками. Несколько раз молодой самец из группы 1 пытался залезть на доминирующего самца, после чего последовала агрессия в его сторону. Взрослый самец погнался за детенышем и, нагнав его, залез ему на спину, при этом укусив за загривок. Больше таких попыток со стороны детеныша не повторялось. При этом садка взрослого самца на молодого, отмечалась неоднократно.
Это довольно часто встречающийся элемент поведения. Детеныши отнимают корм друг у друга и у взрослых. Причем, если между собой детеныши начинают драться из-за куска, то взрослые, молодым детенышам чаще еду отдают всю или оставляют себе маленький кусок.
До прозрения детеныши почти всегда находились с матерью, либо на ней, либо рядом в домике, и их двигательная активность исчерпывалась переползанием по самке и внутри гнезда.
С момента прозрения детеныши начали исследовать домик. В 12 (84)-дневном возрасте уже отмечалось принюхивние. Излюбленным местом для всех без исключения детенышей был правый дальний от входа угол домика. После того, как они начали хорошо ползать, в случае стрессовой ситуации занимали позицию в верхнем правом углу.
На первых фазах освоения пространства вне домика, детеныши ждут прихода матери на летке или на крыше домика, обнюхивая и осторожно передвигаясь, то и дело тявкая, повернув голову в сторону родителей. В это время детеныши много ездят верхом на матери и пробуют самостоятельно спуститься на пол клетки лишь с 18 (90) дневного возраста. Если детеныш срывается со спины матери и падает вниз, то к нему подбегает либо отец, либо мать и ждут, пока он заберется к ним на спину. Поначалу детеныши решались спуститься на подстилку только в присутствии кого-то из родителей.
Следующим шагом освоения пространства было самостоятельное передвижение по наружным стенкам домика и исследование небольшой площади (в радиусе около 10 сантиметров) вокруг него. Вскоре детеныш начинает следовать за матерью в момент, когда она уходит от домика. Первые попытки такого следования не всегда были удачными, детеныш отставал и возвращался к домику.
Продолжительность первых частых, коротких выходов из гнезда составляла не более 5 минут. К 41 (113)-дневному возрасту, детеныши начали подолгу находиться вне домика, иногда даже не заходили спать вместе со всеми.
К 30 (102) дням молодняк почти всегда спокойно передвигается по всей клетке, но все же предпочитает время от времени подходить к родителям. С 40 (112) дней дети стали перемещаться независимо от родителей.
Первые попытки попробовать что-то «на зуб» были отмечены в 12-16 (84-88) дней после выхода из сумки. Если в домике попадались опилки, то детеныши садились на задние лапы и пробовали их жевать. В случаях, когда самка затаскивала в гнездо ветку, детеныш ее грыз. В иных случаях они начинали грызть угол домика, в котором проводили больше всего времени.
Перед переходом детенышей на другие корма, самка начинает их меньше кормить. Были отмечены случаи, когда самка не давала детенышам засунуть голову к ней в сумку. Иногда она их просто отталкивала.
Дважды было замечено, как самка из группы 2 принесла детенышам насекомое (зоофобуса и таракана) в домик. Оба раза это поведение было отмечено для второго по счету выводка. Самка откусывала насекомому голову и, надавив на тело, протягивала детенышам. Они слизывали содержимое, но брать еду в лапы не пытались.
Затем, спустя 40-45 дней после выхода из сумки детеныши начали спускаться на кормушку, пить воду и есть.
3.3 описание поведения животных в группах
Группа №1 (рис.1)
Наблюдения начались, когда у взрослой самки в сумке был уже довольно крупный детеныш. Вместе с родителями сидела молодая самка, которая еще не достигла половозрелости. Все животные поначалу спали в одном домике. Ярко выраженных агрессивных контактов (погоня, драки, укусы) не наблюдалось. Бывало, что при отнимании молодой самкой корма у родителей, они издавали угрожающий звук.
Еще в то время, когда детеныш находился в сумке (конец декабря), возрос интерес самца к самке. Были отмечены элементы ухаживания, аногенитальное вылизывание, садка самца без спаривания. В первых числах января, когда детеныш появился из сумки, произошло спаривание (красная стрелка на рис 1), приведшее к зачатию. Элементы полового поведения (следование самцом за самкой, садка, укусы за загривок) наблюдались на протяжении еще двух недель, но самка в ответ проявляла агрессию. Второй детеныш родился и мигрировал в сумку 15 января, когда старшему было 15 (77) дней.
С выходом из сумки первого детеныша (далее детеныш №1), молодая самка стала проявлять к нему большой интерес. Она стала постоянно держаться возле матери. Когда детеныш оставался один в гнезде, она часто к нему подходила. С ней же были отмечены первые контактные игры детеныша в 12 (84) дневном возрасте. Сидя друг напротив друга, они сцеплялись передними лапами и тянули друг друга вперед.
В возрасте 18 (90) дней были замечены первые выходы детеныша из гнезда, которые были спровоцированы молодой самкой. Детеныш сидел на выходе из домика, а самка крутилась вокруг. Интерес у детеныша вызывал болтающийся перед его мордочкой хвост, который то появлялся, то вновь исчезал. Пытаясь его схватить, он выполз на крышу домика. К нему подошла молодая самка и подтолкнула его к себе на спину, детеныш залез. Самка медленно поползла вверх по ветке, затем попробовала прыгнуть, но детеныш не удержался и упал на подстилку. Оказавшись внизу, он начал издавать крик «покинутого в одиночестве» и прыгать, ударяясь о ветки и стенку клетки. Молодая самка подбежала к нему, и пыталась схватить детеныша за хвост зубами или подцепить передней лапой. К ним с кормушки спустились мать и отец. Пока самец сажал детеныша на себя, мать бросилась в погоню за молодой самкой, издавая угрожающие звуки. С этого момента молодая самка стала намного реже подходить к детенышу. До достижения им самостоятельности в 43 (115) дней, игр между ними отмечено не было. С 31 января у молодой самки начал проявляться НДС.
После того, как детеныш достиг половозрелости, он перестал заходить в домик для сна одновременно со всей группой. Его отец начал огрызаться на него. Когда молодой самец задерживался и не заходил в домик со всеми, любая его попытка зайти сопровождалась недобрым рокотанием взрослого самца. После того, как детеныш все же залезал в гнездо, его отец очень часто кусал его.
В конце марта, когда второй детеныш должен был уже выйти из сумки (7 апреля), молодая самка перестала спать со всеми в одном домике. Много времени она проводила, играя с молодым самцом или отцом. В игре начали появляться элементы полового поведения. Во время игр молодой самец сильно возбуждался. Иногда из-за этого происходили даже небольшие драки между ним и взрослым самцом.
В начале апреля, когда второй детеныш вышел из сумки, у матери начался эструс. Взрослый самец стал больше времени проводить с ней, и, также как и 2 месяца назад, начались ухаживания, которые продолжались и после спаривания (11 апреля). Предположительно 23 апреля родился детеныш №3.
4 мая в сумке у молодой самки также был обнаружен детеныш, который мигрировал туда приблизительно 27 апреля (рис 1). Агрессивные контакты в группе сократились. Лишь иногда взрослый самец делал выпады в сторону молодого самца (детеныша №1). Все животные спали в одном гнезде. Иногда молодая самка уходила в нижний домик и спала там вместе с молодым самцом (детенышем №1.)
Когда детеныш №2 подрос и начал выходить из гнезда самостоятельно, снова начали проявляться агрессивные контакты со стороны первого детеныша, редко со стороны взрослого самца.
Таим образом, в данной группе размножались обе самки одновременно. Зачатие у самки из группы 1, 2 раза произошло в момент выхода предыдущего детеныша из сумки (то есть, межродовой интервал составил приблизительно 3 месяца).
Эта группа отличалась высокой активностью. Взрослая самка проводила в движении куда больше времени, чем самки из группы №2 и №5 (рис. 1 и 2.). Самец активно охранял территорию. Детеныши много двигались и играли. Это единственная группа, которая была активна более трех часов подряд.
Появление детенышей сильно повлияло на активность всех членов группы. В дни, когда детеныши не выходили из гнезда, самец больше времени проводил с самкой в домике. Молодая самка, также чаще заходила в домик. Позже, когда детеныш подрастал и начинал передвигаться по клетке, взрослые активно принимали в этом участие. Ходили вместе с ним, играли. Хотя чаще всего инициатором игр был детеныш.
На кормушку спускались в разной очередности. Первым всегда подходил самец, детеныши могли есть с кормушки одновременно. Явной агрессии и драк из-за еды не наблюдалось. Молодая самка отбирала еду в равной степени, как у самца, так и у самки. Детенышу №1 взрослый самец еду у себя отбирать не позволял.
У всех животных был обязательный маршрут, который они проходили после выхода из домика. Также были излюбленные места, в которых животные чистились, ели, либо просто сидели. Все взрослые животные метили территорию. Доминирующий самец перекрывал все встречающиеся на его пути метки. У него была ветка, которую он регулярно метил мочой. До выхода детенышей из сумки, самец уходил в домик последним, а выходил – первым. Когда молодые самцы подросли, то стали конкурировать с взрослым самцом за первенство выхода из домика, а также за место в гнезде. В домике все животные спали на строго определенных местах. Взрослый самец всегда лежал сверху, взрослые самки по бокам, детеныши – в центре подо всеми. Самец во время сна был всегда настороже, бывало, что не спал вовсе, а дремал, немного прикрыв глаза.