Смекни!
smekni.com

Курс 3 семестр 6 лекции 58 (час.) Экзамен в 5 семестре Практические занятия 10 (час.) (стр. 2 из 3)

«Современная идиллия» как сатирический роман; новые формы поэтики: авантюрно-фантастический сюжет, острогротескные персонажи, внесюжетные жанровые образования.

«Пошехонская старина»: автобиографизм и художественный вымысел; образ автора-повествователя. Тема «воспитания идеалов будущего». Предсмертный замысел произведения «Забытые слова».

Органический «сплав» «эзопова языка» с глубоким социально психологическим реализмом. – 10 часов.

Тема 5. Н. С. Лесков (8 часов)

Творческий путь Лескова-писателя («трудный рост»). Творчество 1860-х гг.: участие в литературной и общественной полемике. Роман из крестьянской жизни («Житие одной бабы»), Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза» Островского. «Антинигилистические» романы Лескова («Некуда, «На ножах»); образы «новых людей» в романе «Некуда»; идея траги- ческой бесперспективности революционного движения в России.

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870-1890-е гг., сближение с Л. Н. Толстым. Усиление критических и сатирических тенденций («Смех и горе», «Железная воля», «Мелочи архиерейской жизни», «Чертовы куклы», «Полуношники», «Заячий ремиз»). Жанр хроники в творчестве Лескова («Старые годы в селе Плодомасове», «Соборяне», «Захудалый род»); обращение к национально-исторической проблематике. Создание Лесковым галереи поло- жительных образов. Цикл произведений о «праведниках» («Однодум», «Несмертельный Голован», «Кадетский монастырь», «Человек на часах», «Интересные мужчины» и др.). Произведения о таланте и судьбе русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»).

Лесковские образы-мифологемы («Левша», «Загон»). Патериковые легенды Лескова («Скоморох Памфалон», «Прекрасная Аза», «Легенда о совестливом Даниле» и др.).

Народная языковая стихия в произведениях Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ. Роль анекдота, предания, «рассказа кстати» в сюжетах; поиски новых жанров прозы. Лесков и фольклор. Чехов и Горький о Лескове. – 8 часа.

Тема 6. Л. Н. Толстой (14 часов)

Раннее творчество Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность» — художественное исследование душевной жизни и духовного развития; нравственный идеал, «чистота нравственного чувства» как основа такого исследования. Роль самонаблюдения и самоанализа (дневник Толстого). Единство и различие трех частей трилогии.

Народ на войне: образы солдат и офицеров (рассказы кавказского цикла, «Севастопольские рассказы»). Изображение «диалектики души» как метод и форма психологического анализа. Чернышевский о «Детстве» и «Отрочестве» и военных рассказах Толстого.

Крестьянская тема в творчестве Толстого 1850-х гг. Замысел «Романа русского помещика». Отношения барина и мужика в крепостной деревне («Утро помещика», «Поликушка.

Рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн». Противопоставление естественной и вечной красоты природы и поэзии эгоизму и искусственности современной цивилизации. Идейный смысл эпилога. Развитие темы в рассказах «Два гусара», «Альберт», «Три смерти», повести «Казаки».

«Война и мир» как национальная эпопея и как исторический роман. «Мысль народная». Философско-исторический смысл категорий «война» и «мир». Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова. Символический образ Платона Каратаева. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Оценка характеров героев в свете антиномии естественности (правды, «чистоты нравственного чувства») — искусственности (лжи, аморализма). Семейная тема; многообразие форм психологического анализа. Образы Москвы и Петербурга, их обобщающий символический смысл. Место в художественно-образной структуре эпопеи философско-исторических фрагментов и глав. Роман в восприятии современников и последующих поколений.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Разработка этой идеи в связи с общественной, духовной, умственной жизнью России послереформенного времени. История текста романа. Анна Каренина и толстовский нравственный идеал естественности, правды, духовной красоты. Трагизм положения Анны в мире ложных общественных, семейных, любовных отношений. Вина Анны и осознание ею этой вины. Нравственная концепция романа в свете библейского эпиграфа. Соотношение линий Анны и Левина. Философско- религиозные искания Левина, их смысл и итоги; выражение в них духовных исканий Толстого. Жанровые черты семейного и психологического романа; пути психологического анализа

Духовный кризис («перестройка всего миросозерцания») на рубеже 1870-1880-х гг. Автобиографическая «Исповедь», трактат «В чем моя вера?». Найденный в «жизни народной» ответ на вопрос «о смысле жизни». Отношение к церкви и церковнохристианскому вероучению. Трактат-памфлет «Так что же нам делать?». Отрицание цивилизации как формы рабства. Социально-нравственная утопия Толстого. Изображение крестьянской жизни и крестьянских идеалов в «народных рассказах».

Толстой-драматург. Духовная трагедия из крестьянской жизни «Власть тьмы»: нравственная проблематика, характеры. Сатирическая комедия «Плоды просвещения». Драма «Живой труп». Трагический характер Федора Протасова.

Повести второй половины 1880-х гг. («Холстомер», «Смерть Ива- на Ильича», «Крейцерова соната»): изменение типа героя и композиции повестей, открытая идейная тенденциозность как важнейший принцип художественной организации. «Послесловие к «Крейцеровой сонате». Разработка темы истинной и. ложной жизни в рассказах «Хозяин и работник», «Отец Сергий».

Роман «Воскресение» — синтез идей и художественных открытий «послепереломного» периода, итог творческого пути Толстого. История замысла, создания и публикации. Художественное «пространство» романа — всеобъемлющее отражение общественных, политических, духовно-нравственных явлений русской жизни. Образы революционеров. Судьба Масловой, ее «воскресение». Нехлюдов как выразитель авторской позиции и художественный характер. Своеобразие жанра: роман-эпопея современности. Архитектоника романа, сложная сюжетная композиция. Обогащение форм и способов психологического анализа; психология характеров («люди как реки»). Сатирическое начало в поэтике «Воскресения». Проблемы церкви и христианства. Эпилог романа. Чехов о романе «Воскресение».

Повесть «Хаджи-Мурат». Осуществление художественного приема «смело накладываемых теней». Трагизм положения и судьбы свободной личности (Хаджи-Мурат), оказавшейся между «двумя полюсами абсолютизма — азиатского и европейского» (Шамиль и Николай I). Нравственный принцип «непротивления злу насилием» и его доказательство художественными средствами в повести «Фальшивый купон». Рассказы «После бала», «Алеша Горшок».

Отношение Толстого к революции, протест против смертных казней в эпоху реакции после 1905 г. («Не могу молчать»).

Толстой и русская литература. Мировое значение Толстого как художника и мировая известность его как мыслителя. – 14 часов.

Тема 7. В. М. Гаршин (3 часа)

Трагическое мироощущение писателя. Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Темы социальных язв, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский.

Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства («Встреча», «Художники»). Черты героя Гаршина: чуткая совесть, осознание личной ответственности за зло мира. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). Философская и политическая символика рассказа «Красный цветок»; мифологическая основа его образов. Роль аллегорий и символов в творчестве писателя. Влияние толстовства, появление непротивленческих тенденций: «Сказание о гордом Аггее», «Сигнал». Своеобразие реалистического метода Гаршина. Отказ от больших эпических форм. Черты литературного импрессионизма. Чехов о Гаршине. – 3 часа.

Тема 8. В. Г. Короленко (3 часа).

Жизненные испытания и литературная судьба Короленко. Украинские, восточносибирские, приволжские истоки тем и сюжетов. Соотношение в его творчестве беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной .

Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов («Сон Макара», «Река играет», «Марусина заимка»); изображение драмы «революционеров без народа» («Чудная»). Поэзия «вольной волюшки» в рассказах Короленко («Лес шумит», «Соколинец», «В дурном обществе»).

Полемика с толстовскими идеями аскетизма, отказа от счастья («Слепой музыкант», «Парадокс»). Цикл аллегорических повестей и рассказов, отражающих общественный оптимизм и гуманизм Короленко («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Тема ответственности интеллигенции перед народом и обществом («Не страшное»). Повесть «Без языка».

«История моего современника» как художественные мемуары. Общественная позиция Короленко в последние годы жизни. «Письма к Луначарскому».

Сочетание в творчестве писателя реалистической манеры и интереса к проявлениям романтического и героического в жизни. Аллегоризм, символизм, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описаний, музыкальность речи. Художественность публицистики Короленко. – 3 часа.

Тема 9. А. П. Чехов (8 часов)

Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути.

Ранний период творчества. Опыт создания проблемной драмы «Платонов (Безотцовщина)». Сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и переосмысление традиционных тем и образов русской литературы XIX в. («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Шведская спичка»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Игровое начало («Жалобная книга», «Роман с контрабасом», «Скоропостижная конская смерть, или Великодушие русского народа»).