Смекни!
smekni.com

работа (стр. 2 из 6)

Начнем с основных представлений Древнего Востока о бытие человека. Человек считался творением Богов и частью живой природы. Различие между растениями, животными и людьми не принципиально, ибо люди подобно животным и растениям имеют душу. Тело смертно, а душа вечна. Она – невидимый двойник тела.

На рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до н. э. в общефилософской литературе Древнего Китая и Древней Индии вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов: воды, огня, дерева, металла и земли, а носителем «начала» называли «воздух» (в Индии – «прана», животворное дыхание). В индийской философии к пяти названным первоэлементам прибавляется шестой – «сознание».

В Древнем Китае считали, что воля неба – высшая сила, определяющая все происходящее на земле. А все отношения между жителями поднебесной подчинялись сложному ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Об этом в древнейшей китайской книге «Цзо-чжуань» сказано так: «ритуал основан на постоянстве движения неба, порядке явлений на земле и поведения народа», «ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу». В Древнем Китае существовал культ родителей и предков, недаром нравственность тогда была связана с такими представителями, как «ли» - почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» - почитание родителей; «ди» - почитание старшего брата, что означало почитание вообще старших младшими.

В древнекитайской книге «Шу-цзин» уже говорится о пяти началах мира: первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл, пятое – земля. Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; огня – гореть и подниматься вверх; дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; земли – принимать посев и давать урожай. Указывалось и на пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жару, холод и ветер. В те времена все мировые явления укладывались в представление о первоэлементах.

Если продолжить разговор о древнекитайской философии, то надо сказать о важнейшем для нее мировоззрении – представлении о «дао» («путь»), как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди, «Дао» - это космический и нравственный закон. Полулегендарная личность Лао-цзы принял дао за высшую категорию своей философии и рассматривал ее, как источник происхождения мира. Он считал, что дао – это «корень неба и земли», «мать всех вещей», что дао лежит в основе мира. Он говорил: «Все сущее носит в себе темное и светлое начала, испускает ци и создает гармонию». Без гармонии инь и ян существование какого-либо предмета невозможно, так как происходит разрушение этого предмета (действия).

В древнекийских мифах также рассказывается о первоначальном состоянии мира как о первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах – небесной Ян и земной Инь, создающих в хаосе из легких частиц небо, а из тяжелых – землю. В дальнейшем продолжает развиваться древнейшее представление о двух антагонистических и в то же время сотруднических силах – ян и инь. Эти силы олицетворяют свет и тьму, освещенную и теневую стороны горы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начал. В книге «Цзо чжуань» написано: «Шесть состояний ци суть инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет». «Янци» и «Иньци» - небесная, легкая и земная, тяжелая материя.

Учение о двух противоположных началах инь и ян составляет также мировоззренческую основу древней китайской медицины. А всем, кто занимается искусством восточных единоборств, необходимо четко представлять концепцию инь-ян, так как в основе жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и ян, полная «гармония» их проявления (закон инь-ян – это начало и сущность жизни и смерит). Недаром еще великий мастер тайцзицюань Ян Лучань подчеркивал, что: «Самое важное – ясно различать Инь и Ян. Повсюду присутствует это различие, что особенно необходимо иметь в виду».

Борьбу противоположностей можно представить так: летом очень жарко (ян), осенью начинает преобладать прохладная погода (инь), которая борется с жарой (ян) и ограничивает ее; зимой преобладает холод (инь), а к весне устанавливается теплая погода (ян), которая ограничивает холод (инь) зимы. Есть такое выражение «взаимный контроль покоя и движения», т. е. инь и ян. Его надо понимать так: состояние повышенной активности надо регулировать покоем, т. е. если ян достигло максимального предела, его следует преодолевать с помощью инь. Если, например, инь и наоборот. В каноне китайской медицины трактате «Нэйцзин» говорится, что инь борется внутри организма, т. е. ведет внутренней средой, а ян – снаружи, т. е. ведает внешними проявлениями. При этом инь и ян сменяют друг друга, т. е. никогда не остаются без взаимодействия и противоречий, они постоянно противоборствуют и вытесняют друг друга. Они могут превращаться в собственную противоположность. Например, инь – в ян, а ян – в инь. Однако инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может превратиться в инь без наличия определенного количества противоположного начала (инь). Две противоположности инь и ян полностью зависят друг от друга и взаимно вызывают друг друга: инь произведет себя только при наличии ян, и наоборот. Древние говорили, что левая сторона человеческого тела соответствует ян, а правая – инь (без левой стороны нет правой, без правой – нет левой). Жара соответствует ян, а холод – инь (без жары нет холода, без холода нет жары). Деятельность, свет, возбуждение, неосязаемость – ян, а взаимопротивоположные явления – покой, тьма, торможение, телесность – инь: они постоянно борются, находясь в единстве. Считается, что функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь) – происходит увеличение ян и ослабление инь. При обмене веществ, полученных с продуктами питания (инь) происходит расход энергии (ян) и тогда усиливается инь и ослабляет ян. Необходимо чтобы ян и инь находились в равновесии. Есть определенная «золотая середина» - смягчение противоречий и компромисс между «чрезмерностью» и «отстаиванием». Еще Конфуций говорил: «Чрезмерность так же плоха, как и отстаивание». Так вот, нарушение уравновешенности соотношения инь и ян приводит к возникновению различных патологических процессов (к заболеваниям). Исходя из этого, можно сказать, что все физические или психические состояния, при которых наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относятся к ян-состояниям, а их недостаточность к инь-состояниям. Для примера: жар организма – ян – состояние, озноб – инь – состояние. Эти состояния надо приводить в равновесие, и тогда наступает гармония. В условиях такого равновесия инь и ян каждый из пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода) не может ни разрушиться полностью, ни беспредельно возникать. А это уже выводы из концепции у-син. Сам термин у-син переводится как «пять элементов» )первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях(син – буквально движение). Древневосточные ученые обращали внимание на цикличность тесно связанных между собой явлений природы: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, а также цикличность функций человека: бодрствование и сон, вдох и выдох, и т. д. Связи суточного цикла определялись следующим образом: день «рождает» вечер, вечер – ночь, ночь – утро и т. д. (Г. Лувсан).

Как выше упоминалось, древние разделили мир на пять первоэлементов, каждый из которых – это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке: дерево – символ рождения, роста, т. е. переход от пассивной силы инь к активной ян; огонь – символ максимальной жизненной активности, т. е. вершина активности ян; металл – символ начинающего упадка от ян к инь; вода – символ минимальной активности пассивной силы инь; земля – центр и ось циклических изменений всего мироздания.

Человек состоит из пяти тех же первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, и подчиняется законам природы. Каждый из органов человека соответствует определенному первоэлементу и так же взаимодействует с другими организмами, как и первоэлементы, друг с другом: вода способствует росту дерева, дерево производит огонь, огонь дает землю (пепел), земля производит металл, металл превращается в воду (жидкость). Соответственно вода может погасить огонь, огонь – размягчить металл, металл может резать дерево. Другими словами – каждый из первоэлементов связан с четырьмя другими и взаимозависим друг от друга. Каждому же первоэлементу соответствуют основные меридианы (орагны): земле - желудок и селезенка – поджелудочная железа; металлу – легкие и толстая кишка; воде – почки и мочевой пузырь; дереву – печень и желчный пузырь; огню – сердце, перикард, тонкая кишка и меридиан тройного обогревателя.

Концепция у-син включается в настоящее время в концепцию инь-ян: первоэлементы металл и вода относят к инь, дерево и огонь – к ян, первоэлемент земля образует как бы поворотную точку между инь и ян.

В окружающем мире (макрокосме) человек является микрокосмом и интересно ознакомиться с многообразными отношениями человека и природы, как понимали это древневосточные медики (табл. 1). Для разъяснения: например, под первоэлементом земля объединяются явления природы – плодородие, питание, превращения, поэтому и органы человека – желудок, рот, селезенка и другие, сходные здесь объединены.

Главное, что надо извлечь из вышесказанного, - это неразрывная связь всех пяти первоэлементов (органов человека).

Таблица 1

Пять первоэлементов

Природа (макрокосмос)

Пять сторон света

Пять влияний природы

Пять измерений

Пять цветов

Пять видов вкуса

1

2

3

4

5

6

Земля

Середина

Влажность

Изменение

Коричневый

Сладкий

Металл

Запад

Сухость

Увядание

Белый

Горький

Вода

Север

Холод

Исчезновение

Черный

Соленый

Дерево

Восток

Ветер

Рождение

Зеленый

Кислый

Огонь

Юг

Жара

Развитие

Красный

Горячий

Пять первоэлементов

Человек (микрокосмос)

Пять органов инь

Пять органов ян

Пять отверстий

Пять структур тела

Пять эмоций

Земля

Селезенка

Желудок

Рот

Связки

Раздумье

Металл

Легкие

Толстая кишка

Нос

Кожа и волосы

Печаль

Вода

Почки

Мочевой пузырь

Уши

Кости

Страх

Дерево

Печень

Желчный пузырь

Глаза

Мышцы

Гнев

Огонь

Сердце

Тонкая кишка

Язык

Сосуды

Радость

Все эти главные органы имеют тесную взаимосвязь. И древние медики уже представляли себе человеческий организм, как единое целое, включая, кроме главных органов, еще некоторые составные части внутренней среды организма – субстанция (цин), кровь (сюэ), телесные соки (цзинь-е), духовное начало (шэнь) и жизненное функциональное начало, жизненную энергию (ци).