Смекни!
smekni.com

работа (стр. 2 из 6)

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ

Существуют различные классификации интервью. «По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью- изучение событий прошлого, уточнение фактов- и интервью мнений, цель которых- выявление оценок, взглядов, сюжетов и т.д.». [5] М. Шостак классифицирует работы интервьюера в зависимости от их целей и форм: блиц- интервью, беседа, полемика, портрет и т.д. Интервью многообразны, как и объекты интервьюеров: «очевидец», «эксперт», «звезда», «интересный собеседник»:

«В информативном интервью не нужны вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Собеседник тут только "источник" - высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы, в показе ее конфликтных моментов. Экспертные интервью проводятся для выяснения мнений собеседника о другом человеке или явлении. Главный предмет обсуждения проблемных интервью - мнения сопоставление источников мнений. Источник мнений не просто авторитетный, но и достаточно оригинально мыслящий человек».[6] Интервью - "знакомства" М. И. Шостак подразделяет на следующие виды: психологический портрет, портрет "антигероя", "звездное" интервью.

«Есть различия в технике проведения беседы. Есть формализованное интервью, под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д.».[7] Белановский о назначении этих двух видов интервью пишет: «Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации… Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента и индивид не является в них учетной статистической единицей».[8]

Можно предложить следующую классификацию интервью. Интервью бывает событийным, проблемным и портретным.

В событийном интервью редко используются вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Или это интервью для получения фактов, где личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает. Собеседник тут только «источник» - высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы. Или это интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме. Такие интервью ценны точностью высказываний, формулировок. Здесь журналист в первую очередь обращается к мнению человека, обладающего общезначимым общественным статусом, заметным политическим профессиональным рангом. Текст такого интервью содержит мало элементов, проявляющих авторское «я», в нем преобладают нормы книжной речи, сложные словосочетания, отглагольные существительные, несущие в себе сгусток смысла. Вопросы образуют систему, ориентируясь на то, чтобы охватить как можно больше необходимой информации.

Проблемное интервью - наиболее сложный вид интервью. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по- своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы. «Проблемное интервью помогает разложить проблему на составные части или представит ее как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов […].Проблемное интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это критическое интервью. Не только обсуждение конфликтной ситуации (Что делать? Кто виноват?), - само обсуждение может быть конфликтным, подразумевать напряженность во взаимоотношениях собеседников, полемизм и соперничество. Для такого материала не годится тон «всезнайства», прямые «жесткие» перебивки. Лучше перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию (Ну?.. В это трудно поверить…). Употребляются перебивки «контрмнением» и перебивки- переключения на другую тему».[9]

Портретное интервью направлено на личность собеседника с целью раскрыть какую-то ее грань для читателя. В таком диалоге виден автор, его умение вызвать собеседника на откровенный разговор. В процессе подготовки к интервью строится сценарный план– намечаются основные вехи разговора. Но в процессе беседы могут возникать самые неожиданные вопросы. В таком интервью преобладает разговорная речь. Нужно быть готовым к некоторым казусам при интервью, ориентированном на личность. Как журналист может быть уверен, что он лучше знает, какую проблему его герой хочет обсудить? Если собеседник считает нужным говорить о любви (может быть, это смысл всей его жизни), как интервьюер будет навязывать ему разговоры о политике? Собеседник просто не будет на них отвечать и правильно сделает. Журналисту не следует открыто посягать на личность собеседника, а надо стараться его расположить к себе. Может быть, то, что он расскажет в откровенной беседе, никогда и нигде не освещалось, и тогда материал имеет шанс стать сенсацией. В любом случае нужно дать собеседнику возможность выговориться. Следует помнить о том, что журналисту нужно рассказать о личности интервьюируемого, а не выдать ряд его мнений на темы, его не интересующие.

Также интервью разделяют по отношению опрашиваемого к беседе. Это может быть интервью с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом, интервью с равнодушным собеседником (Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью). Или интервью с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.

«Интервью различают и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально- психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов, посвященной предвыборной кампании. Для достижения этой цели создается фокус- группа, избирается модератор(ведущей фокус-группы), составляется программа и процедура исследования, наконец, разворачивается работа с фокус- группой по установленной программе».[10]

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ЗАЛОГ УСПЕХА

Каждому журналисту приходится выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. И каждому журналисту хотелось бы услышать о себе подобное словам Платона: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».

Должен ли журналист готовиться к интервью и если должен, то каким образом? Следует помнить, что подготовка и проведение интервью лишь кажутся легкими задачами: задал вопрос, получил ответ, записал на бумагу или диктофон, все готово. В журналистской практике происходят и незапланированные интервью, без подготовки. Однако, такие интервью бывают успешными только в том случае, если журналист обладает высоким интеллектом и имеет некоторый опыт. (Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам). Подготовка к беседе обязательное требование. Она складывается из следующих моментов:

1)Определение цели интервью или характера необходимых сведений.

2)Изучение темы интервью.

3)Изучение собеседника.

4)Предварительное обдумывание техники беседы, составление вопросов.

В психологии, для которой общение, так же как и в журналистике, составляет основу профессиональной деятельности, есть такое понятие- «квадрат успеха». Квадрат - есть прямоугольник, у которого все стороны равны. Так и общение будет успешным, если интервьюер одинаково хорошо подготовится по всем четырем пунктам.

Определяя цель интервью, надо прояснить для себя некоторые моменты. Для чего нужно встретиться с этим человеком? Почему мнение именно этого человека вам необходимо? Можно ли считать собеседника экспертом в этой области?

Что касается тематики интервью, здесь закономерность такова: Чем больше журналист будет знать о проблеме беседы, тем увереннее он будет себя чувствовать во время беседы, тем с большим уважением отнесется к нему его собеседник. А иногда хорошая подготовка журналиста может стать решающим фактором для согласия собеседника на встречу и интервью. «Научный обозреватель «Комсомольской правды» по этому поводу сказал так: « Не буду набивать себе цену, во многих случаях я далеко не все понимаю, когда глубоко залезаю в тот или иной научный вопрос. По- моему, это естественно, закономерно для журналиста. Но я не иду в лабораторию или к ученому предварительно не познакомившись с вопросами, на которые хочу услышать ответы. Не думаю, чтобы научный обозреватель мог позволить себе роскошь читать специальную литературу, предназначенную для ученых. Если я не пропускаю такие издания, как «Успехи физических наук» или «Вестник Академии наук», то читаю в них лишь озорные статьи, в которых подводятся итоги того или иного явления, открытия» »[11]. Готовясь к встрече, журналист, прежде всего, определяется в источниках информации, связанных с данной темой. Это может быть специальная литература, справочники, публикации в прессе, данные статистики, специалисты, которые могут проконсультировать. Особенно важна предварительная работа по предмету интервью в ситуации конфликтного общения. Часто журналисты в процессе подготовки к интервью проводят даже собственное журналистское расследование.