БЕСЕДА: С ЧЕГО НАЧАТЬ И ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ?
Когда подготовительный этап к интервью закончен, следующий шаг – договориться о месте и времени интервью. Интервьюеру предстоит телефонный разговор. Следует заранее продумывать схему и содержание разговора по телефону с будущим интервьюируемым. Прежде всего, необходимо аргументировать свой интерес к собеседнику или какой-либо теме. Не надо вдаваться в подробности, особенно в первом разговоре, лучше оставить их для беседы. Нужно попытаться заинтересовать собеседника. При телефонном разговоре журналисту необходимо быть настойчивым, умело пробиваться через «заслон секретарши». Никогда нельзя соглашаться на формулировку: «Мы вам перезвоним…». В случае отказа можно ссылаться на 38 статью закона о СМИ, который гласит:
« Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс- конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».[16]
Интервью по телефону нежелательны (особенно, если собеседник - нервный человек), к ним прибегают лишь для оперативного отклика, когда эксперт вне досягаемости (за городом, за океаном и т.д.) или когда человек хорошо знаком, его характер, стиль общения достаточно изучены. Чаще всего беседа происходит с глазу на глаз, и поэтому выбор места и времени играет важную роль. Место не должно сковывать собеседника, а время должно его устраивать.
Но вот все оговорено, и через какое-то время должна начаться беседа… Интервью состоит из нескольких фаз или этапов. Во-первых, это начальная стадия, вход в беседу, установление контакта. Вторая стадия интервью- это собственно сам разговор, сама беседа журналиста с интервьюируемым. И последняя, завершающая стадия, - это выход из беседы.
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ИНТЕРВЬЮ
Больше всего оживляет беседу не ум, а взаимное доверие.
Франсуа де Ларошфуко
Опытные профессионалы советуют не бросаться сразу в сложные, запутанные проблемы. В начале беседы необходимы подогрев, раскачка. Здесь как раз уместны функциональные контактные вопросы. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы быть правильно прочитанным собеседником. Интервьюер должен знать, что внешние черты и манеры журналиста влияют на восприятие собеседника, на создающийся в его представлении образ журналиста. Человека, к которому пришел корреспондент, прежде всего, интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Мотивы для интервью могут быть различны. Иногда это желание вызвать определенные действия: исправить, изменить что-то, кого-то наказать. Так же таким мотивом может быть признание популярности героя. Иногда не мешает польстить, приняв во внимание высокую самооценку человека. Да, люди в большинстве своем, как правило, самовлюбленны и эгоистичны, поэтому им нравится, когда речь идет о них, в каком бы обществе они не находились. Людям нравится говорить о себе, и они «скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе».[17]
Главное - внушить собеседнику всю серьезность намерений журналиста и тем самым увлечь интервьюируемого разговором. Нужно стремиться установить атмосферу взаимного уважения и полного сотрудничества.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ БЕСЕДЫ
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Кому-то из великих принадлежит мысль: человеку дано всего два года, чтобы научиться говорить, и целая жизнь, чтобы научиться слушать. «Журналисту, как врачу, психологу, следователю, нужно уметь слушать. Именно слушать, а не делать вид, что слушаешь. Не услышав ответа можно попасть впросак, продолжая задавать вопросы по заранее подготовленному списку. Журналист должен всяческими способами показывать собеседнику, что он его внимательно слушает: обращаться за советом, кивать, использовать междометия типа «угу», «ага», поддакивать, живо реагировать на то, что еще говорит интервьюируемый: удивляться, возмущаться, сомневаться. Очень важно слушать не только, ЧТО говорит собеседник, но и КАК он это говорит. Слушать не только слова, но и интонацию»[18]. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».[19] Голос может быть насмешливым, робким, заискивающим и надменным, безжизненным и механическим… ««Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать». Известно, что в живой речи слова несут…всего 7% информации, 38 приходится на интонацию, а 55- на мимику и жесты».[20]. Поэтому даже, когда журналист добывает информацию главным образом с помощью интервью, без наблюдения ему не обойтись. На что же, как правило, обращают внимание журналисты во время беседы? Важны внешность, манеры, привычки, поведение человека, позы, жесты, черты лица, выражение глаз, мимика, голос, осанка, походка.… Психологически жест согласуется не со словом, а с мыслью и эмоциями. Человек может говорить одно, а думать другое, и журналисту важно научиться распознавать по жестам истинные намерения, понять состояние души в этот момент.
Так, если собеседник коснулся пальцем или рукой рта - возможно, он сказал неправду или жалеет о последних словах, которые у него вырвались. Вертикальные жесты, как правило, носят утвердительный характер, а горизонтальные выражают отрицание (но в некоторых странах наоборот). По мимике лица, позе или движениям рук мы можем определить, насторожен ли человек, доверяет ли нам, раздражен или удивлен, насмехается или лукавит.
ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ
Интервью подходит к концу.… «С одной стороны, нужно поставить точку в разговоре, сделать его завершенным, чтобы и у читателей или у зрителей, у самого героя не осталось чувства, что как-то все оборвалось не на той ноте. Барбара Уолтерс, непревзойденный мастер телевизионного интервью (обладательница всевозможных престижных премий и наград, в том числе статуэтки Эмми) огромное значение придает итоговому, заключительному вопросу. Нередко в конце интервью она спрашивает: «Где вы надеетесь быть лет через двадцать?» или «Если бы о вашей жизни делали бы фильм, то, какое название вы бы предпочли?». С другой стороны очень важно закончить интервью таким образом, чтобы у вашего собеседника не осталось чувства неудовлетворенности, чтобы заключительная часть беседы сняла эмоциональное напряжение. Многие журналисты, особенно телевизионные, очень тщательно продумывают завершение интервью».[21]
Смысловой анализ интервью в дедуктивной
газете «Ваш тайный советник»
Итак, чтобы показать некоторые типы интервью и подтвердить изложенную классификацию вопросов, а также познакомиться с техникой проведения беседы журналистов- профессионалов, мы решили проанализировать интервью в дедуктивной газете «Ваш тайный советник». Вот что показал анализ:
Чаще всего в газете «Ваш тайный советник» интервью используется как контрастный комментарий к какому-либо материалу. Но это не мешает нам наблюдать за журналистской тактикой ведения беседы и характеризовать тип интервью. Так, в третьем номере дедуктивной газеты в разделе «Тайная жизнь» на 27 полосе комментарий к статье «Почему достать наркотики становится все проще?» представлен в виде конфликтной беседы с заместителями начальника УБНОНа Аркадием Грановским и Михаилом Кроевым а также следователями управления. Как отмечает сама Галина Леонтьева (интервьюер), «обсуждение получилось жаркое». И действительно, мы наблюдаем так называемый «жесткий» стиль ведения интервью. Журналист грубо перебивает респондентов, ловит его на противоречиях (См. прил.1 вопросы 1,3 и др.). В свою очередь респонденты не мене агрессивно реагируют на реплики интервьюера, пытаясь выиграть в «схватке» с журналистом, тем самым переубедить журналиста, а с ним и читателя. Журналист задает много наводящих вопросов, защищая позицию автора предыдущей публикации. Данный комментарий- пример неформализованного интервью, здесь требуется сосредоточенность и внимание журналиста, чтобы журналист всегда был готов зацепиться за ответ и перевести его в вопрос. Эти навыки и демонстрирует нам журналистка Галина Леонтьева. Кроме того, читатель видит, что сама спорность высказывания мысли несет ему дополнительную информацию. Мы чувствуем ту напряженность в отношениях собеседников, полемизм и соперничество, о которых пишет Марина Шостак.
В разделе «Тайная власть» мы наблюдаем интервью с людьми, обладающими общезначимым общественным статусом, заметными политическим, профессиональным рангом. Марина Шостак называет такие интервью «экспертными», где журналист демонстрирует и собеседнику и читателю свою любознательность и повышенное внимание. Так, например, во втором номере дедуктивной газеты на 8 полосе опубликовано интервью с вице- губернатором Валерием Малышевым, а на 9 полосе того же номера – с вице- губернатором Юрием Антоновым (См. прил.2, 3 ). В первом интервью собеседник дает короткие, немногословные ответы на вопросы, поэтому перенесенный на бумагу результат общения не интересен. « Краткий ответ может свидетельствовать не об уклончивости собеседника, а просто о его манере выражаться лаконично…Однако лаконичный ответ может быть и умышленным, демонстрировать просто нежелание рассуждать…Часто мешает разный социальный статус интервьюера и интервьюируемого, и журналист занимает позицию «стенографа», почтительно ловящего на карандаш драгоценные слова собеседника».[22] В любом случае нельзя утверждать, что не устраивающие журналиста ответы – это следствие неверно заданных вопросов.