СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее понятие коррупции
2. Общественная опасность коррупции
3. Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Краткий анализ законодательства и практики правоприменения
4. Борьба с коррупцией на международном уровне
5. Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Список использованных источников
1. Общее понятие коррупции
Коррупция (от латинского corruptio – подкуп; английского corruption), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.
В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами.
«На то и власть, чтобы жить всласть». Эта поговорка достаточно точно отражает внутренние побуждения коррумпированных чиновников. Коррумпированность – это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, стремление к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий.
Понимание коррупции в ее политико-экономическом значении основывается на анализе более глубоких причин этого явления, коренящихся в форме государственного устройства, основ экономической и политической системы государства. Главным тезисом такого подхода является тезис о том, что наделенная властными полномочиями бюрократия фактически присваивает себе право распоряжаться государственной собственностью и использует ее в своих личных целях.
Политико-экономическое понимание коррупции акцентирует внимание на опасности слияния власти политической и экономической, подчеркивает необходимость установления широкого общественного контроля за деятельностью государственных чиновников, наделенных властными полномочиями по распоряжению общенародной государственной собственностью.
Что же понимает под коррупцией международное сообщество? Существует множество определений этого явления, но полной ясности и правовой точности нет. Давнее краткое и емкое определение, которое используется в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Согласно рабочему определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в коррупцию:
– кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
– злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
– конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Критерием установления уголовной ответственности в этом случае предлагается не оценка общественной пользы принятого решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия решения. Должностное лицо не вправе принимать решение без представления всей информации. Если должностное лицо это условие нарушило, оно может быть признано виновным. Помимо этого в качестве коррупционных проявлений рассматривается непредставление информации о всех своих финансовых активах, обязательствах, связях при занятии должности, и ежегодной отчетности. При этом санкции за упомянутые проявления коррупции предлагаются не меньше тех, которые предусмотрены за другие виды коррупции, чтобы нарушение было невыгодным.
Базовым документом, на основе которого организуется борьба с коррупцией в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. В нем дано уточненное правовое определение понятия «коррупция». Согласно этому закону, под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
2. Общественная опасность коррупции
Трудно переоценить ту опасность, которую представляет собой коррупция для государства, общества и каждого конкретного человека в отдельности. В стране, пораженной коррупцией, резко снижается эффективность экономики, усиливается нищета и социальное неравенство, расширяется пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются нравственные устои общества, наносится непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне.
Коррупция демонстрирует полное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она представляет собой слияние монополии власти, неограниченных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников.
Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Доходы от нее после "отмывания" включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в отдельных странах развернулась в основе своей в последнюю четверть века, когда коррупция стала приобретать стойкие институциональные черты. Она угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. В ряде стран она стала одной из основных причин кризиса внешней и внутренней задолженности. Коррупция вновь и вновь, как зловещий феникс, встает на пути развития мирового сообщества, стран, народов, законодателей, правительств, правоохранительных органов и научных учреждений.
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И к этому есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия обычно совершаются в очень сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться трудно. Поэтому ни в одной стране мира нет полных данных об этом явлении. Налицо мировой парадокс: все говорят и даже кричат о разрушительной и растущей коррупции, но официальная криминальная, судебная статистика, как мировая, так и национальная, свидетельствует лишь о единичных случаях доказанной продажности. По имеющимся данным, правоохранительные органы выявляют не более 1—2% реальной коррупции, еще меньше виновных лиц предстает перед судом и лишь единицам, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.
Несмотря на это, определенную информацию о масштабах распространенности коррупции в различных странах можно получить из некоторых достаточно авторитетных источников. Одним из основных требований, предъявляемых к таким источникам информации, является их независимый статус. В этом контексте информация, которой располагает «Transparency International» - крупнейшая международная организация, занимающаяся борьбой с коррупцией, заслуживает доверия. Упомянутая организация не занимается расследованием конкретных проявлений коррупции. Ее основная задача – проведение независимых исследований в этой области. На основании проведенных исследований в области управления, принятия решений, прозрачности бизнеса «Transparency International» рассчитывает индекс восприятия коррупции, который отражает восприятие положения дел с коррупцией в отдельных странах бизнесменами и аналитиками, как зарубежными, так и представляющими сами страны. Выбор целевой группы не случаен: как правило, аналитики и бизнесмены гораздо лучше осведомлены об уровне коррупции на высшем уровне, в то время как обычные граждане, если проводить среди них опрос, смогут поделиться знаниями лишь о единичных случаях коррупции на низовом уровне. Для оценки таких случаев у организации есть отдельный «Барометр мировой коррупции», опросы в рамках которого проводятся с 2003 г. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой рейтинг 159 стран, каждая из которых получает определенный балл: 10 баллов соответствуют наименьшему уровню коррумпированности, 0 - наибольшему. В странах с показателем ниже 5 баллов уровень коррупции считается высоким. Организаторы исследования призывают сравнивать страны не столько по позиции в списке (которая может меняться из-за исключения или добавления новых исследуемых стран), сколько по баллам, которые они получают.