Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ппс методы и приемы работы с учащимися в рамках (стр. 8 из 10)

Упражнение дисциплинирует и углубляет мышление.

Упражнение 27. «Развитие гибкости мышления»

I. Изменение привычных временных связей:

1. Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит – «выстрел»).

2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).

3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).

4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

II.Изменение привычных пространственных связей:

  1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).
  2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).
  3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

III.Изменение привычных связей общности:

  1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитывается признак «круглость» - плоская земля и что на ней происходит).
  2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «Дождь» и «ракета» - падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты).
  3. Прием замены первичных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).

IY. Изменение привычных связей преобразования действий:

  1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит; груз, который ничего не весит; пища, которой не насыщаются).
  2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).
  3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте).
  4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека).
  5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100000 человек).
  6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом – палатка – шалаш – тент).
  7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса).
  8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).

Приемы развития воображения.

Упражнение 1. «Не может быть»

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, необыкновенный случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд и никто ни разу ему не скажет : «Бывает!».

Упражнение 2. «Что было бы, если бы»

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

- «Если каждый человек с рождения приобретает свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле ?».

- «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то…».

- «Если бы вдруг все люди потеряли дар речи, то…».

Упражнение 3. «Волшебный карандаш»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все ходы карандаша должны быть равны друг другу по своей длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а ведущий «помогает» карандашу выполнять свои обязанности. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен себе представлять. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу.

Ведущий должен объяснять игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-то из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой «Стоп!». По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала – делает первый ход. После того, как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

Упражнение 4. «Термометр»

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой руке (по указанию ведущего), представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

Упражнение 5. «Антивремя»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например, «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Упражнение 6. «Чудеса техники»

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта – осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь зажечь сверхсовременную спичку. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают кто что делает.

Упражнение 7. «Перевоплощения»

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает указание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен изобразить себя этой вещь, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении, что обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими, и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.

Упражнение 8. «Групповая картина»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

Тренинг мыслительной деятельности.

Упражнение 1. Задачи на развитие воображения

Задача 1.

Разместите 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам).

Задача 2.

В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам – и так до бесконечности. Известно, что через пять часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки ? (через 4 часа 59 минут).