Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь слушателям областной школы для руководителей сельских учреждений культуры «Менеджмент социально-культурной сферы» (стр. 3 из 7)

Известно, что основными участниками проекта являются заказчик, инвестор (это может быть одно и то же лицо), проектировщик, поставщик, руководитель и команда проекта.

В своей деятельности менеджер должен исходить из основных принципов качественного менеджмента:

9. Ориентация на потребителя

- Кто потребители продукта, предусмотренного проектом?

- Как определяются их запросы?

- Как используется удовлетворение потребителя для развития учреждения культуры?

10. Лидерство

Руководство устанавливает единство между целью, направлением движения и внутренней средой учреждения . И в этой связи оно отвечает за создание и поддержание такой внутренней среды, которая позволяет максимально использовать потенциал всего персонала для достижения целей, стоящих перед учреждением.

11. Вовлеченность персонала

- работники всех уровней включены в решение задачи;

- сотрудники вне зависимости от их должности, способны влиять на достижение поставленных целей.

12. Процессный подход

- необходимыми для успеха ресурсами и деятельностью управлять как процессами;

- процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы.

13. Системный подход

- система есть сеть взаимосвязанных элементов внутри рассматриваемого объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом.

14. Постоянное улучшение

Под улучшением понимаются мероприятия по усовершенствованию качеств и свойств услуг и продуктов учреждения и/или повышение эффективности и результативности процессов, задействованных в их производстве или доставке.

15. Решения, основанные на фактах

Решения принимаются на основе анализа данных и информации.

16. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

- совместное участие и заинтересованность поставщиков в улучшении

качества услуг.

Менеджмент обеспечивает общий объем работ по проекту, структурируя его на соответствующие управляемые блоки. Они представляют логическую структуру проекта, поскольку определяют последовательность выполнения работ и решение следующих задач:

- разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;

- распределение ответственности;

- оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;

- создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;

- увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;

- переход от общих целей к конкретным заданиям.

В условиях перехода от сметного финансирования к бюджетозамещению государственного и муниципального заказа (в дальнейшем – задания) учреждениям культуры придется использовать различные формы инвестиций, дополняющих и образующих единый бюджет учреждения. Это могут быть:

- денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги и т. д.);

- земля;

- здания, сооружения, оборудование, технические средства, инструменты, компьютерные технологии и т. п., используемые в работе учреждения и обладающие ликвидностью;

- имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Менеджмент учреждения культуры должен обеспечить исследование инвестиционных возможностей. С этой целью проводится изучение спроса на услуги и продукты учреждения, оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на услуги и продукты, формирование организационно-правовых форм реализации проекта и состава участников, предварительную оценку эффективности проекта, а также подготовку всей необходимой документации.

Приведем примерные рекомендации отнесения расходов на статьи и подстатьи экономической классификации расходов, разработанные агентством культуры администрации Красноярского края (1).

Необходимо также обеспечить оценку риска, связанного с осуществлением проекта. Для снижения риска в ходе исполнения проекта учреждение проводит тщательную оценку возможных объективных и субъективных причин. Наиболее оправданным в этом случае будет применение SWOT – анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). При этом учитывается территориальная расположенность учреждения, уровень компетенции персонала по основным направлениям проекта, состояние материально-технической базы, культурный уровень обслуживаемого населения и его менталитет, имидж учреждения и т. п.

Поскольку каждое учреждение культуры имеет свои факторы, влияющие на эффективность реализации проекта, то применить универсальную систему оценки проектов нет возможности, но имеются факторы, имеющие отношение к большинству проектов отрасли культура. Они служат основанием для определения критериев оценки проекта и зависят от целей, стратегии, политики учреждения, ценностных установок персонала, от финансовых, научно-технических, производственных, внешних, а, возможно, и экологических характеристик.

Приведем основные возможные критерии оценки проекта:

А. Цели организации, стратегия, политика и ценностные установки персонала:

1) совместимость проекта с долгосрочными планами и текущей стратегией организации;

2) оправданность изменения в стратегии организации, если этого требует принятие этого проекта;

3) соответствие проекта отношению организации к риску;

4) соответствие проекта отношению организации к нововведениям;

5) соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта;

6) соответствие проекта потенциалу роста организации;

7) устойчивость положения организации;

8) степень диверсификации организации, влияющей на устойчивость ее положения;

9) влияние больших финансовых затрат и отсрочки возврата дохода от услуг на современное состояние дел в организации;

10) влияние возможного отклонения времени затрат и результатов от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации и ее судьбу.

Б) Финансовые критерии:

1) размер инвестиций в производство услуг и продуктов, маркетинг, научные исследования;

2) потенциальный годовой размер дохода, а в определенных условиях и прибыли от внедрения проекта;

3) ожидаемая норма дохода и прибыли;

4) стартовые затраты на осуществление проекта;

5) предполагаемый срок окупаемости проекта;

6) наличие финансов в нужные моменты времени;

7) влияние данного проекта на другие процессы в учреждении, требующие финансовых средств;

8) финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

9) стабильность поступления доходов от проекта;

10) период времени через который начнется производство услуг, возмещающих затраты;

11) возможности использования налоговых льгот (федеральных, субъекта федерации, муниципальных);

12) оптимальные структуры затрат.

В) Научно-технические критерии:

1) наличие технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта;

2) стоимость и время разработки проекта;

3) воздействие на другие проекты;

4) потребности в услугах сторонних организаций в научном исследовании, консультационных услугах, обучении персонала и т. п.

Г) Производственные критерии:

1) необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;

2) соответствие проекта имеющимся ресурсам материальным, информационным;

3) наличие кадрового состава и соответствие его требованиям проекта;

4) величина издержек производства услуг по проекту, сравнение этих издержек с издержками конкурентов;

5) потребность в дополнительном оборудовании, инструментах, костюмах и т. п.

Д) Внешние и экологические критерии:

1) правовое обеспечение проекта;

2) возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта;

3) возможное влияние принятия новых законов на проект;

4) влияние осуществления проекта на экологию окружающей среды;

5) влияние проекта на социализацию потребителя;

6) влияние проекта на социально-культурную и экономическую ситуацию на территории.

Возможно, этим не исчерпываются критерии оценки проекта, но в ходе оценки каждой позиции предложенных возможны дополнения и корректировки, и, в конечном счете, будет выработано решение об эффективности проекта.

Руководителям учреждения культуры можно рекомендовать следующие важные принципы управления проектом:

1. Принцип селективного (выборочного) управления, т. е. выбор приоритетных направлений, адресная поддержка инновационных идей и новаторов.

2. Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагается установление взаимосвязей между потребностями в создании проекта и возможностью его реализации.

3. Принцип полноты цикла управления проектом.

4. Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами.

5. Принцип иерархичности организации проекта, все уровни деятельности согласуются друг с другом.

6. Принцип многовариантности при выборе управленческих решений.

7. Принцип системности.

8. Принцип обеспеченности и сбалансированности. Все мероприятия проекта должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.

Таким образом, переход на проектный уровень получения заказов и заданий от потребителей требует значительного увеличения доли управленческих воздействий, владения современными методами менеджмента руководителей учреждений культуры.

Приложение № 1

Таблица 3

Таблица

отнесения расходов на статьи и подстатьи