ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Методические рекомендации
в помощь слушателям областной школы
для руководителей сельских учреждений культуры
«Менеджмент социально-культурной сферы»
(выпуск 2)
Новосибирск
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Деятельность клубных учреждений в период реформы………………….3 – 4
Проектный менеджмент в условиях реформирования
отрасли культуры на региональном уровне………………………………………………………………………. 5 – 18
Оптимизация учреждений культуры клубного типа………………………………………………………………………….19 – 22
Анализ структуры и содержания деятельности РДК
в современных условиях
(на материалах РДК Тяжинского района Кемеровской области)………. 23- 30
Редактор О. В. Леонтьева
Составитель Н. А. Чурилова
Ответственный за выпуск Л. А. Жиганова
© Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, 2007
Деятельность клубных учреждений в период реформы
Вопросы реформирования культуры рассматривались на очередных сессиях областной школы «Менеджмент социально-культурной сферы» для руководителей сельских учреждений культуры Новосибирской области, проведенных в марте – апреле 2007 г. в Искитиме, Краснозерке, Татарске.
Более ста человек обучалось в школы. Хочется отметить, что занятия вызывают большой интерес, как у самих преподавателей, так и у учеников.
Учреждения культуры Новосибирской области вступили в федеральный закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», им предстоит решение множества вопросов: имущественных, земельных, вопросов технической инвентаризации.
Направляются усилия на повышение роли влияния учреждений культуры на все стороны жизни, как сельских поселений, так и муниципальных районов. Специалисты в сфере культуры считают, что учреждения культуры способны добиться большого эффекта: роста снижения преступности, решения различных социальных проблем. Конечно, при этом необходима поддержка со стороны руководителей местных органов власти.
Активная культурная деятельность способна удержать молодежь в районах, привлечь на места молодых специалистов. Разнообразие культурной жизни воспитывает в людях гордость за свою малую родину, дарит оптимистический взгляд в будущее, развивает профессиональные навыки.
Эти темы подробно рассматривались слушателями школы, они обменивались мнениями, искали совместный выход из конкретной ситуации. Декан факультета повышения квалификации КемГУКиИ Любовь Ивановна Рудич предложила поэтапное рассмотрение вопроса «О проектном менеджменте в условиях реформирования отрасли Культура на региональном уровне». Частично мы приводим его в этом сборнике.
Большинству руководителей учреждений культуры предстоит освоить проектирование. Качественный менеджмент предлагает современное понимание модели Проекта, характеристик проектирования и эффективного управления организацией процесса.
Участники проекта представлены как заказчик, инвестор, проектировщик, поставщик, руководитель и команда проекта, приведены основные принципы качественного менеджмента, рассматриваются роли участников проекта, виды расходов.
Учреждения культуры Новосибирской области прошли этап реструктуризации, но при этом перед нами встает много нерешенных вопросов: описания деятельности организации, описания основных платных услуг и др.
В этом сборнике предлагаем вам рассмотрение вопроса по учреждениям клубного типа, так как реструктуризация в сфере культуры подразумевает грамотное распределение средств и кадров для создания условий культурно-досуговой и творческой деятельности населения.
Здесь же приведены результаты социологического опроса специалистов, работников культуры Тяжинского района Кемеровской области, которое проводилось при содействии КемГУКиИ, по качественному и количественному составу кадров, укомплектованности необходимым оборудованием и инструментами, по критериям оценки, оказывающим влияние на престиж и привлекательность учреждений, по характеристикам социально значимых и платных услуг.
В сборнике приведены таблицы по классифицированию услуг РДК.
Вопросы реструктуризации волнуют сегодня всех, кто переживает эти процессы. Надеемся, что предлагаемые материалы помогут вам разработать наиболее успешный вариант вашей деятельности и работы вашего учреждения.
Н. А. Чурилова,
методист отдела методики организации
досуга НГОДНТ
Рудич Л.И.,
декан факультета
повышения квалификации КемГУКИ
Проектный менеджмент в условиях реформирования
отрасли культуры на региональном уровне
В условиях реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для всех уровней бюджетных учреждений культуры осуществляется переход от сметного финансирования к финансированию на основе государственного или муниципального заказа (задания) органов власти, а также заказов предприятий и индивидуальных потребителей услуг культуры. При этом используется отбор предлагаемых учреждениями культуры программ и проектов на конкурсной основе.
Указанные обстоятельства требуют от менеджмента учреждений сферы культуры овладение технологиями социо-культурного проектирования и управления их осуществлением. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами.
Проект в современном понимании – модель целеполагаемого результата деятельности или деятельностно развернутая цепь (Хагуров). Более развернутое понятие проектирования можно представить как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете ресурсов, поставленных задач с четко определенными целями.
Проектирование как вид деятельности имеет ряд отличительных характеристик:
- оно направлено на достижение конкретной цели;
- включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- каждый проект, в определенной степени, неповторим и уникален.
Отличие проекта от других видов управления развитием организации включает признаки:
- изменение как основное содержание проекта;
- ограничение во времени;
- отношение к бюджету ресурсов;
- ограниченность ресурсов;
- неповторимость;
- новизна;
- комплексность;
- правовое, организационное и информационное обеспечение.
Все эти признаки не только отличают проект от других видов деятельности, но показывают существенную долю управленческих усилий для его разработки и внедрения.
Преимущество проектирования состоит в том, что оно предваряет практическую деятельность без дополнительных научно-технических проработок и представляет проект управления в виде доктрины. Принятая к реализации доктрина становится планом деятельности.
Управление процессом проектирования включает:
- управление разработкой документа проекта, удовлетворяющее принятым в данной области критериям проектоспособности;
- управление научно-техническим, социокультурным и ресурсным обоснованием, оценкой и согласованием между участниками проекта и иными заинтересованными сторонами;
- управление реализацией проекта доступными для исполнителя средствами.
Проектный менеджмент предполагает систематизированный набор положений о наиболее эффективном управлении организацией процесса, носящих обобщающий, эмпирический и интуитивный характер.
В сфере культуры проектирование до настоящего времени не получило широкого развития. Чаще оно является разработкой научно-исследовательской группы в организации или вне ее. Такой работой занимаются известные в сфере культуры Г. Бирженюк и Ю. Марков (Санкт-Петербургский ГУКИ). Однако на данном этапе проектирование предстоит освоить большинству руководителей учреждений культуры. Естественно, оно может выполняться по заказу учреждений культуры специальными проектными организациями на региональном уровне, а также учеными вузов, но это требует больше времени и финансовых средств.
Ознакомление с реальными проектами учреждений культуры показывает, что подавляющее их большинство носит модернизационный (псевдо-инновации), когда базовая технология производства услуг и продуктов кардинально не меняются. Предлагаются также проекты, имеющие новаторский уровень (новые услуги, улучшение качества обслуживания потребителя). Значительно реже проекты носят опережающий и пионерный характер (базисные инновации), когда речь идет об опережающих решениях (например, менеджмент качества). Для многих учреждений культуры к таковым на данном этапе развития относится внедрение информационных технологий.
Поэтому по уровням значимости проектов большинство не относится к высокому значению для отрасли. Они являются чаще монопроектами, выполняемыми одним учреждением или даже одним подразделением, и отличаются постановкой однозначной инновационной цели (например, выполнение конкретного объема услуг учреждения культуры для приоритетных групп потребителей). Осуществляются такие проекты в жестких временных и финансовых рамках, требующих качественного менеджмента. К таким проектам можно отнести разработку перехода государственных учреждений культуры субъектов федерации в статус автономных некоммерческих организаций (театры, филармонии и т. п.).