Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 2 из 12)

Подключение к звуковой карте компьютера midi-клавиатуры или синтезатора является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Разработанные в соответствии со стандартом MIDI[2] принципы табличного волнового синтеза, использование аппаратных и программных сэмплеров, позволяющих оперировать готовыми наборами тембровых коллекций (инструментальными банками)[3], открывают широчайшие возможности работы с практически неограниченным набором тембров как «живых» инструментов, так и электронных, в том числе пока еще не существующих[4].

Технологии MIDI-записи порой критикуют за некоторую механистичность звучания. Однако MIDI-композиции предназначены в основном не для прослушивания (для этого существуют оригинальные «живые» концертные и студийные записи в аудиоформатах). Данные технологии имеют свою область применения в музыке. Во-первых, допускают неограниченные возможности для экспериментирования и редактирования в многодорожечных программах-секвенсорах[5] (CakeWalk, Cubase и т. п.), и поэтому удобны для использования в учебной работе и творческой деятельности. С их помощью музыкант получает возможность в процессе сочинения мелодии выверять свои замыслы, слышать композицию не в воображении, а наяву. Во-вторых, позволяют сочинять музыку к кинофильмам, фоновые мелодии для радиопередач, танцевальную музыку исключительно электронными средствами.

Мультимедийный компьютер можно использовать как многоканальный цифровой магнитофон. В такой виртуальной студии звукозаписи к исполненной на MIDI-клавиатуре и отредактированной в секвенсоре музыке могут быть добавлены партии других инструментов (в том числе «живое» звучание, записанное через микрофон). MIDI-запись позволяет распечатать произведение в виде нотной партитуры или отдельных партий, смонтировать видеоклип, добавив видеоматериал.

Даже в самом удаленном от культурных центров поселке благодаря компьютеру каждый учитель может получить доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети, где можно найти музыку в виде звукозаписей и нот, литературу на музыкальные темы, справочные материалы, программное обеспечение для обучения и творчества. Для этого потребуется специальное коммуникационное оборудование.

Программа компьютеризации образования предполагает, в частности, обеспечение широкополосного доступа к сети Internet. Когда этот план осуществится, быстрый Internet придет и в сельскую школу. Однако и в случае отсутствия оптоволоконной линии, уже сейчас во многих регионах можно осуществлять сеансовое подключение к сетям по обычной телефонной линии через недорогой аналоговый модем.

Тема 1. Музыка и информатика

Урок 1 (2 часа)

Цель урока: познакомить с краткой историей эволюции взимоотношений музыки и техники.

Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: MK1.ppt, файлы электронной музыки (по выбору педагога).

План урока

Изучение нового материала. Историческая справка на основе прилагаемой презентации.

Домашнее задание: 1.1.

Методические замечания

На нашем CD предлагается развернутый мультимедийный материал, посвященный истории взаимоотношений музыки и информатики (MK1.ppt). Можно порекомендовать использовать его как целиком (в автоматическом режиме), так и выборочно (отдельные слайды) с комментарием учителя. Этот важный материал может быть предложен учащимся на дом для повторения.

Погружение учащихся в историческую атмосферу, начиная с античных времен, воспитывает в них культуру исторического восприятия событий, адекватность понимания процессов, происходящих в музыкальной культуре сегодняшнего дня, рождает ощущение непрерывности технического прогесаа и его неотъемлемости от музыкального творчества.

Рекомендуется на занятии прослушать записи нескольких произведений электронной музыки с комментариями педагога (к сожалению, в рамках учебника мы не имеем права тиражировать композиции современных авторов).

Необходимо провести анализ прослушанного, отметить особенности каждого музыкального примера. Дополнительный материал для прослушивания и подготовка к последующей дискусси предлагается на дом.

Урок 2 (2 часа).

Цель урока: освоить конфигурацию музыкального компьютера.

Обеспечение: музыкальный компьютер.

План урока

Повторение пройденного: общие принципы архитектуры РС.

Изучение нового материала. Изучение основных особенностей конфигурации музыкального компьютера.

Домашнее задание: 1.2.

Методические замечания

Начало урока – дискуссия о прослушанном музыкальном материале.

Основная часть посвящается практическому освоению и демонстрации технических возможностей музыкального компьютера как нового инструмента для музыкального творчества. Обращаем внимание учеников на наличие обязательных компонент оборудования и принципы его коммутации.

Здесь и далее материал учебника, изложенный в рамках (не путать с врезками в виде листочков), можно использовать для контрольных вопросов.

Аппаратная часть музыкально-компьютерного образовательного комплекса

На основе новейших технологических разработок мультимедийная «вооруженность» компьютера постоянно обновляется, что в свою очередь обогащает его функциональные возможности. Актуальная на сегодняшний день конфигурация по истечении некоторого времени неизбежно будет восприниматься как «устаревшая»[6]. Тем не менее, можно рассматривать определенные параметры конфигурации музыкально-компьютерного образовательного комплекса, как базовые, оптимальные для решения поставленных задач. Состав комплекса разрабатывался с учетом соотношения методической целесообразности и рентабельности и был апробирован на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.

В приведенной ниже спецификации оборудования класса указаны только критичные по отношению к работе со звуком позиции. Указания носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как актуальный на данный момент вариант конфигурации, обеспечивающий при минимальных бюджетных затратах приемлемый уровень качества звука и рабочего комфорта:

11 объединенных в локальную сеть (с высокоскоростным доступом в Internet) компьютеров (10 ученических + 1 преподавательский), имеющих следующие компоненты (для каждого рабочего места ученика (рис.1)):

процессор iPentium Celeron 2500MHz (или выше),

ОЗУ DDR DRAM 512 MB (здесь также можно напомнить о том, что много оперативной памяти не бывает),

CD-ROM или DVD-ROM[7],

компоненты для мультимедийной работы:

звуковая плата Creative SoundBlaster Live 5.1[8],

активная 4-октавная MIDI-клавиатура[9] (5-октавная несколько дороже, но значительно удобнее[10]),

динамический микрофон,

головные телефоны (наушники) закрытого типа[11].

Компьютер преподавателя, кроме того, укомплектован дисководом CD-RW, визуальная информация демонстрируется на настенном экране с помощью мультимедийного проектора.

Для коллективной работы, совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключаются к Hi-Fi усилителю и студийным акустическим системам (схема коммутации оборудования приведена на рис. 2).

Рис. 1. Схема оборудования класса: 1 – компьютер преподавателя, 2 – рабочие места учащихся, 3 – микшерский пульт, 4 – усилитель и акустические системы

В заключение урока проводится практическое задание: отработка первичных навыков обращения с музыкальным компьютером:

· основные компоненты оборудования,

· принципы коммутации,

· основные принципы работы.

В качестве домашнего задания предлагается сравнительный анализ конфигурации школьного и домашнего компьютера учащегося. Высказанные предложения по улучшению конфигурации для работы с музыкальными приложениями должны быть аргументированы учащимися и при необходимости прокомментированы учителем.