Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 3 из 12)

Тема 2. От акустики к электронике

Главы 2.1. – 2.3

Урок 3 (2 часа). Физические основы музыкального звука

Цель урока: дать представление о физических основах звука.

Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: MK2.ppt.

План уроков

Изучение нового материала. Физика звуков (период, частота, амплитуда, фаза и др.). Звуки музыкальные (основной тон, гармоники, ноты). Сила звука, громкость, децибелы

Домашнее задание: 2.1.

Методические замечания

Материал этой темы в учебнике изложен довольно подробно. Задача учителя – определить степень глубины подачи этой темы в зависимости от готовности учащихся к ее восприятию. Ниже предлагается один из возможных вариантов изложения данной темы, рассчитанный на типичный, исходя из нашего практического опыта, уровень подготовки учащихся старших классов. Полагаем, что и музыкантам-профессионалам будет небесполезно окунуться в стройный мир математических формул и понятий, раскрывающих природу звука.

Теория звука в ее современном состоянии обогатилась серьезными научными достижениями. Но, как нам известно, они пока не собраны воедино, и в ряде публикаций еще тиражируются прежние заблуждения. В данной главе осуществляется попытка преподнести теорию звука с уточненных научных позиций.

Главная цель урока – добиться ясности в усвоении физической природы простейших и важных понятий: тон, звуковысотность, гармоника, обертон, тембр, громкость, шум и т.д. В основном проводится в жанре лекции-беседы. Для ее оживления можем порекомендовать использование наглядных материалов, собранных в виде мультимедийной презентации на нашем CD (MK2.ppt).

Учителю следует особое внимание учащихся заострить на тех фундаментальных вопросах теории звука (волновое колебание, частота, амплитуда, фаза), которые в дальнейшем при изучении музыкального компьютера приобретут важный практический смысл.

Главы 2.4 – 2.5.2

Урок 4 (2 часа). Архитектурная акустика. Теоретические основы звукозаписи.

Цель урока: ознакомить с основополагающими принципами акустики, дать теоретические основы сохранения звука.

Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: МК3.ppt.

План урока

Изучение нового материала. Акустика помещений. Теория и практика сохранения звука. Принципы записи и воспроизведения звука. Стереофония. Модуляция высокочастотных колебаний.

Методические замечания

Первый час четвертого урока посвящается архитектурной акустике. Разговор можно начать с серии наводящих вопросов, например:

· В чем особенность распространения звуков в новой пустой квартире?

· Почему в храме звук сразу не угасает и хорошо слышен отовсюду?

· В стенах древнерусских церквей нередко можно увидеть темные круглые отверстия. Для чего мастера вмуровывали в стены пустые глиняные горшочки?

· Какие приемы звукоизоляции вам известны?

· В связи с увлечением караоке в Корее многие люди всех возрастов начали интенсивно обучаться пению. В типичной школе пения при входе каждый ученик получает листок с нотным текстом и… большое пластиковое ведро, которое тут же водружает себе на голову. Зачем? (Естественно, с помощью такого куполообразного звукового экрана каждый лучше слышит свой голос и меньше мешает соседям)

Помимо исторической справки учителю необходимо привлечь внимание учащихся к важнейшим элементам архитектурной акустики как реверберация, интерференция, резонанс и эхо. Желательно проиллюстрировать данный материал также собственными примерами.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся эксперимент: напевая какую-нибудь мелодию в разных помещениях вашего дома (на лестнице, в ванной, в спальне и др.), понаблюдать за тем, как изменяется звучание голоса, и постараться объяснить эти метаморфозы.

Второй час урока – новый материал по главе 2.5.1-2.5.2.

Рассказ об истории звукозаписи можно сопроводить кадрами презентации МК3.ppt. Учителю важно зафиксировать в сознании учащихся этапность эволюционного процесса сохранения звука.

Урок 5 (2 часа)

Глава 2.5.3. Теория записи, обработки и воспроизведения цифрового звука

Цель урока: сформировать представление о цифровом звуке, его основных элементах и принципах работы с ним.

Обеспечение: музыкальный компьютер, файл на нашем CD: МК3.ppt.

План урока

Повторение пройденного материала: аналоговый звук, его свойства и способы фиксации.

Изучение нового материала. Цифровая запись и воспроизведение звука, дискретизация по времени, дискретизация по уровню, воспроизведение цифрового звука, звуковые форматы.

Домашнее задание: 2.2

Методические замечания

Важно подчеркнуть, что цифровой звук – это определенный этап в эволюции звуковой культуры, показав путь от компьютера как устройства для нового способа фиксации звука к компьютеру – источнику новых звуковых форм. Для этого можно еще раз обратиться к материалу первого урока.

Теперь следует пунктирно, но последовательно пройти весь этап от аналогового звука к цифровому.

Учитель демонстрирует воспроизведение звукового файла на разных носителях и в различных форматах. Рекомендуется непосредственно в ходе занятия каждому учащемуся на его рабочем месте произвести запись звучания голоса или акустического инструмента с последующим сохранением в файлы различных типов, как несжатые, так и с различной степенью компрессии. Затем следует сравнить полученные результаты, обратив внимание на наилучшие показатели с точки зрения соотношения: качество звучания – объем файла.

Урок 6 (2 часа) Цифровой интерфейс музыкальных инструментов (Глава 2.6.)

Цель урока: изучить историю возникновения и развития MIDI и свойства, а также принципы его функционирования.

Обеспечение: музыкальный компьютер, различные виды MIDI-контроллеров.

План урока

Изучение нового материала. История MIDI и его модификации, функции интерфейса, контроллеры, MIDI-порты, секвенсоры.

Домашнее задание: 2.3, 2.4.

Методические замечания

Проблема совместимости высокотехнологичных устройств – актуальная задача производителей и потребителей оборудования. Необходимо обратить внимание учащихся на особенности аппаратной и программной составляющих в теории и практике MIDI-коммутации. Желательно по возможности наглядно (практически) продемонстрировать действие различных MIDI-контроллеров (клавиатуры, гитары, ударных). Важно также в классе практически освоить основные MIDI-настройки в ОS Windows, соединение ряда MIDI-устройств «по цепочке» с использованием порта MIDI Thru. При знакомстве секвенсорными программами необходимо подчеркнуть универсальный характер их функционирования и предоставляемых ими возможностей управления всеми параметрами MIDI.

Урок 7 (2 часа) Основные возможности работы со звуком ОS Windows. Аппаратные устройства для работы PC со звуком (Главы 2.7 – 2.8.)

Цель урока: систематизация имеющихся у учащихся знаний и практического опыта при использовании стандартных приложений Windows для работы со звуком. Практическое знакомство со звуковыми платами различного типа и внешними звуковыми устройствами.

Обеспечение: различные типы внутренних и внешних устройств для работы PC со звуком: звуковые платы, контроллеры, интерфейсы, звуковые модули, процессоры эффектов, рабочие станции. CD (файл plata.jpeg)

План урока

Изучение нового материала. Теоретическая и практическая работа по систематизации стандартного звукового программного обеспечения Windows. Изучение особенностей различных типов звуковых плат и других внешних аудио и MIDI устройств.

Домашнее задание: 2.5.

Методические замечания

Проводится сравнительный анализ принципов работы программ, имеющих возможность воспроизведения Audio-CD: Windows Media Player, WinAmp, а также любых других по выбору учащегося. Необходимо отметить общие функции и отличия, а также обратить внимание, меняется ли качество звучания одного и того же CD при воспроизведении с помощью различных программ.

Для знакомства со звуковым оборудованием желательно при возможности иметь устройства различных типов. Принципиальная схема звуковой платы демонстрируется из файла на CD. Важно не только показать звуковые платы разных типов, но, главное, подчеркнуть единство их основных функций.

Тема 3. Компьютерное инструментоведение, аранжировка и композиция

Глава 3.1. Основы работы с MIDI

Урок 8 (2 часа). История музыкальных инструментов

Цель урока: познакомить с музыкальными инструментами и историей их возникновения.

Обеспечение: энциклопедические издания о музыкальных инструментах на CD (по выбору учителя), файл JagerM-Ork.Wav на нашем CD.

План урока

Изучение нового материала. История развития музыкального инструментария от акустического до электронного. Теория и практические основы General MIDI.

Домашнее задание: 3.1, 3.2.

Методические замечания

Краткое знакомство с музыкальными инструментами и историей их возникновения желательно по ходу занятий иллюстрировать фрагментами из произведений (в записях на пластинках, магнитофонных лентах, СD), где они звучат. Подспорьем к уроку может стать CD «Музыкальные инструменты», изданный фирмой Voyetra Technologies (в русифицированном варианте он есть и на нашем рынке). Неозвученная энциклопедия «Музыкальные инструменты мира», выпущенная на CD в России, тоже может способствовать расширению представлений по теме занятия.