Необходимо подчеркнуть, что наиболее полноценное знакомство с акустическими музыкальными инструментами целесообразнее проводить при их «живом» звучании в классе (для этого можно пригласить учащихся, играющих на этих инструментах), или слушать их в концертном зале. Даже самая хорошая фонограмма даёт всё же несколько искажённое представление о звучности, равно и как компьютерное звучание акустических инструментов.
Если файл с нашего CD «Охотничий марш» К.-М. Вебера (в звучании оркестриона) прослушивается в классе, можно совместно обсудить, какие тембровые свойства присущи данному инструменту и почему возникла потребность в нём.
Изучение электронных (и электрических) музыкальных инструментов тоже желательно сделать наглядным, чтобы учащиеся понимали разницу, скажем, между акустической, электрической и электронной (MIDI) гитарами, между синтезатором и звуковым модулем с MIDI-клавиатурой, между звучанием дешёвой звуковой карты в обыкновенном мультимедийном компьютере и звучанием хорошей – в профессиональной рабочей станции.
Теорию General MIDI, 16-ти групп тембровых пресетов (а также пресетов ударных инструментов 10-го канала) лучше осваивать постепенно: частично в классе, большей частью – самими учащимися индивидуально (в том числе - и в процессе занятий по аранжировке и композиции). Здесь решающую роль будет играть увлечённость ученика темброзвуковыми красками, его способность к их запоминанию, художественная фантазия при необходимости использования тембрового богатства в творчестве. Со временем учащихся можно ознакомить и с другими банками звуков, но есть опасность «утонуть» в многообразии звучаний, которые предлагают современные технологии.
Урок 9 (2 часа). Теоретические основы классической композиции и аранжировки и их компьютерного преломления
Цель урока: познакомить с основными принципами классической и компьютерной композиции и аранжировки, ввести в процесс секвенсинга (на основе программы CakeWalk).
Обеспечение: программа CakeWalk v.9., файлы WysDrugMono и WysozOrk, партитура симфонии №40 В.А. Моцарта (или другая партитура по выбору учителя).
План урока
Изучение нового материала. Теория аранжировки. Практическое освоение секвенсинга на материале симфонии №40 В.А. Моцарта (начало – до тематической партии у струнных).
Домашнее задание: 3.3.
Методические замечания
Понятно стремление молодого человека поскорее самому высказаться, поскорее самому что-то сочинить, чем-то отличиться перед сверстниками. Возможно, педагогу не стоит быть чересчур категоричным и постоянно сдерживать юношеские порывы, но методично и терпеливо приобщать ученика к подлинному искусству, которое всегда связано с высокими образцами классики в том или ином жанре. Именно ознакомление с шедеврами классики, их вдумчивое изучение должно стать основным методом занятий по данной теме.
Сначала изучение видов и жанров аранжировки, а затем познание разновидностей композиционных форм всегда желательно сопровождать звуковыми или нотными примерами популярной классики и современной музыки. Учителю по композиции и аранжировке следует постоянно заботиться о том, чтобы его нотная библиотека и фонотека пополнялась убедительными образцами, способствующими успешному усвоению теоретического материала. Такие образцы хранятся не только в компьютерном архиве педагога, но и на дискетках, CD, «флэшках», а для более пытливого изучения материала учащимися учитель в некоторых случаях предлагает (или ученики сами спрашивают) электронные копии звуковых и нотных файлов.
Учитель обязан воспитать в ученике нравственное убеждение, что искусство существует для того, чтобы внутренний мир человека стал богаче, чтобы он радовался совершенству и разнообразию мировых шедевров, чтобы плоды его собственного труда становились всё более профессиональными и информационно насыщенными; воспитывать убеждение, что искусство не есть средство горделивого возвышения и материального стяжательства, а путь самосовершенствования и порой нелёгких творческих исканий в создании новых достойных произведений. Конечно, имеет смысл поощрять одарённых учеников и, не унижая, вести менее способных к правильному пониманию сути творчества. Именно поэтому в нашей методике приоритет отдаётся аранжировке как творчески активному постижению классического наследия во всех жанрах музыкального искусства. И последнее: компьютерные технологии во всех случаях лишь освобождают от некоторой излишне рутинной работы, но не от терпеливого и кропотливого труда в упорном достижении совершенства в искусстве (иначе оно не Искусство, а халтура!).
Порой иной ученик в качестве оригинала для аранжировки неразборчиво хватается за первое, что у него оказалось под рукой (из дружеских побуждений он готов работать над незадачливой песенкой своего приятеля или подружки). Следует уговорить такого «творца» до времени воздержаться от работы над чем попало, а выполнять задания учителя. Конечно, первые образцы для аранжировок не должны быть сложными; для освоения же секвенсорной программы Cakewalk и вовсе лучше поначалу заняться не аранжировкой, а озвучиванием популярной классической партитуры посредством многотембровых возможностей звуковой карты мультимедийного компьютера.
В нашем учебнике мы предложили проследить, как добиться озвучания небольшого фрагмента 1 части Симфонии № 40 Моцарта. Но, если ученики, читая наш учебник, будут способны самостоятельно разобраться в последовательности действий, таких, чтобы похоже зазвучала знакомая им музыка, то в качестве объекта для работы в классе по изучению основных функций секвенсора можно избрать и другую партитуру (допустим, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Бизе, Глинки). Наш опыт показывает, что освоение секвенсора проходит продуктивнее, если необходимость использования тех или иных инструментов секвенсорной программы диктуется творческо-технологическими задачами по нахождению нужного эквивалента звучания знакомых на слух элементов партитуры и музыки в целом. Ещё раз подчёркиваем, что важно добиться не приблизительного, а возможно точного звучания. И здесь подробное знание учителем секвенсорной программы Cakewalk, равно, как и других секвенсоров (с многообразием функций их инструментария он, безусловно, знаком благодаря инструктивным книгам Белунцова, Петелиных, Дубровского) может быть оказаться для ученика более авторитетным, чем сотни прочитанных страниц инструкций. Но творческие проблемы с компьютерным озвучиванием партитуры способны также спровоцировать и самого ученика на чтение многостраничных книг-справочников выше перечисленных и других авторов.
Если ученик предпочитает вводить в секвенсор нотные партии, проигрывая их на MIDI-клавиатуре, то имеет смысл познакомить его с исполнительскими особенностями игры на разных акустических инструментах и с тем, как это должно отражаться при игре на чувствительной (к параметрам Velosity, Aftertouch) клавиатуре. Партия трубача, играющего громко и non legato, потребует пальцевой игры на MIDI-клавиатуре несколько акцентированной и с небольшим люфтом перед следующим звуком. Валторновая и кларнетовая атака звука в piano воспринимается как несколько запаздывающая; поэтому мягкое, чуть опережающее касание клавиш MIDI-клавиатуры будет способствовать выразительности музыкальной фразы. Пушкинский Сальери гордился тем, что придал своим пальцам «послушную сухую беглость»: для игры на MIDI-клавиатуре это свойство стало бы недостатком (особенно, если необходимо исполнить лирическую партию смычковых). Каждый раз, когда в партитуре меняется инструмент, характер его игры – всё при игре на клавишах MIDI-клавиатуры должно соответствующим образом сказываться в туше исполнителя. Искусство использования MIDI-клавиатуры как чуткого контроллера в работе с секвенсорной программой совершенствуется вместе с художественной практикой.
Некоторые преподаватели музыкально-компьютерных технологий предлагают иной путь секвенсорного озвучивания партитуры. Они сначала изучают с учениками нотные редакторы (Finale, Encore или Sibelius), механически набирают в них партитурные строчки (тем самым оцифровывая нотные знаки), затем MIDI-файл из нотатора транспортируют в секвенсор и там доводят звучание до требуемой «кондиции». Немузыкальность, техницизм такого метода порождает невнимательное, нехудожественное отношение учащихся к деталям, интересным подробностям как музыки, так и функциональным возможностям секвенсоров; в этом плане видится и недалёкая перспектива подобного способа. По существу, работа в секвенсоре – это совершенствование учеником своих знаний и способностей как музыканта-«исполнителя» на всех мыслимых и немыслимых виртуальных инструментах, в то время как набор нотных партий в нотаторе – труд обычного переписчика. Но мы не склонны напрочь отрицать этот путь, если в методике талантливого педагога он даёт качественные результаты.
Уроки 10-11 (4 часа) Изучение секвенсора Cakewalk (продолжение)
Цель урока: продолжить изучение функциональных возможностей секвенсорной программы.
Обеспечение: программа CakeWalk v.9., партитура симфонии №40 В.А. Моцарта (или др.), файлы на нашем CD: Mozart-1.wrk – Mozart-8.wrk, Mozart-40.wav, pastors.MID.
План урока
Изучение нового материала. Практическое освоение секвенсинга на материале симфонии №40 В.А. Моцарта (продолжение). Секвенсинг мелодической партии, подключение партий духовых инструментов. Особенности применения транспонирующих инструментов.
Домашнее задание: 3.4, 3.5, 3.6.
Методические замечания
Как в классе, так и дома (или других внеклассных формах обучения) секвенсорная программа Cakewalk постигается учащимися во многих её практически необходимых опциях, пока постепенно продвигается озвучивание партитуры. Учитель композиции тем временем может задержать внимание учеников на деталях формы, выразительных средствах музыки, приёмах оркестровки, инструментальных штрихов, темпа, агогики и динамики. Поэтому на освоение многочисленных функций секвенсора необходимо не менее 2 -3 двухчасовых урока.