Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 5 из 12)

Как воплотить возможностями секвенсора в процессе работы в его аранжировочном поле открытия, которые настигают ученика, постигающего средства художественной выразительности, которыми, как драгоценностями, усыпаны партитуры классиков? Терпение, усидчивость, интеллект, память, талант – вот те условия, которые необходимы для успеха. Совсем, как в любой другой музыкальной деятельности: пианиста, скрипача, фаготиста… Должно только понимать, что «компьютерный» музыкант как бы собирает в себе чуткий слух и знания многих музыкальных профессий, плюс понимание и владение определёнными компьютерными технологиями.

Пошаговый метод создания звукового трека в секвенсоре (который с нашей точки зрения предпочтительнее) требует артистического отношения к каждой ноте, знания основных (если не всех) опций секвенсорной программы, чтобы умело воплощать свои артистические намерения. Прежде всего, графическое отображение ноты в аранжировочном поле секвенсора нужно точно поставить на ту долю такта, где оно должно быть. Значит, не исключено, что необходимо обладать хорошим глазомером; владеть приёмами квантизации различных ритмических фигур; если у выбранного инструмента замедленная атака звука, правый край «ноты» следует выставить с некоторым опережением по отношению к тактовой черте. Длительность звука также регулируется графически: «нота» может быть чуть длиннее своего значения (для глубокого легато), или чуть короче - для штриха non legato. Чтобы квантизация звуков в лирической фразе не давала эффекта механистической равномерности длительностей, их графической последовательности тоже нужно сообщить едва заметную неравномерность.

Динамика (оттенок) звучности каждой ноты и всей фразы тоже «рисуется» карандашом или линейкой в поле контроллера Velocity. Этот контроллер точнее отражает динамическую экспрессию исполнения, чем контроллер Volume, суть которого заключается в том, что звук как бы считывается виртуальным микрофоном с более близкого (в форте) или дальнего расстояния (в пиано) от «звукового источника». Контроллером Volume хорошо прорисовывать пространственную глубину звуковой картины. Когда тянущемуся звуку нужно сообщить нарастание или затухание громкости, необходимо обратиться к контроллеру Expression. Обязательно стоит напоминать ученику, что после полного угасания звука, когда показания контроллера Expression оказались близки к нулю, нужно в момент паузы (даже очень краткой) поднять уровень контроллера вновь до 127; тем более нельзя забывать об этом в конце произведения, чтобы не оказаться в недоумении: почему нет звука в новом музыкальном построении.

Внимание педагога, наблюдающего за процессом работы учеников по озвучиванию классической партитуры на компьютере, должно быть привлечено и к задачам установления оптимального темпа, замедлений темпа в конце крупных построений, его восстановления. Необходимо не допускать стилевых нарушений, которые могут быть вызваны частой (и нередко манерной, игривой) сменой темпа. Классике присуще масштабное развитие формы, темповое единство движения в крупных построениях. Вполне допустимо, что в компьютерной трактовке некоторых произведений авторский темп может быть чуть-чуть убыстрен, чтобы за живостью темпа были не заметны проблемы «живого» звука в электронном музицировании. И снова должно полагаться на художественный такт, вкус и чуткость непосредственного восприятия.

Практическое задание: редактирование и переинструментовка готового MIDI-сонга. Выполняя его, ученик закрепляет навыки грамотного использования опций программы Cakewalk. В качестве библиотеки готовых файлов MIDI-сонгов рекомендуем использовать CD «Звёзды в MIDI».

Не простой является проблема выбора типа программы-секвенсора для дальнейшей работы в технологиях цифрового редактирования музыки. Для условий знакомства школьников с принципами действия секвенсорных редакторов нам оптимальным представляется именно CakeWalk в девятой версии, потому что он не сложен для начального этапа познавания функций секвенсорной программы, сохраняет от прежних версий ещё наглядно ясную форму интерфейса различных опций, удобен для лекционного показа. Авторы учебника понимают, что, допустим, Sonar (как более «продвинутая» версия CakeWalk) имеет лучшие перспективы для дальнейших творческих экспериментов в аранжировке и композиции, но после освоения CakeWalk повзрослевшим ученикам будет не трудно самостоятельно перейти на поздние версии этой секвенсорной программы, равно, как и научиться работать в новых версиях Cubase. Нам даже известны примеры переобучения ряда музыкантов в связи с переходом на интерфейс компьютера «Макинтош», для которого придумана ещё более мощная секвенсорная программа «Pro Tools», считающаяся на сегодняшний день наиболее технологичной.

Глава 3.2. Знакомство с программами конструирования и автоаранжировки музыки.

Уроки 12-13 (4 часа). Музыкальные конструкторы

Цель урока: дать представление и первоначальные навыки работы с программами конструирования музыки.

Обеспечение: программы Dance machine, eJay, Acid Pro. Файлы Dancebel и Belrithm на нашем CD.

План урока

Изучение нового материала. Практическое освоение программ Dance machine, eJay, Acid Pro в процессе работы над созданием танцевальных композиций.

Домашнее задание: 3.7, 3.8.

Методические замечания

Компьютерные программы, предлагающие, как в детском конструкторе, собирать музыку из различных элементов: из играющих различные ритмические рисунки (короткие или длинные, простые или сложные) ударных инструментов, из гармонических формул фактуры аккомпанирующих голосов, из фигур в линии басов, из внедряемых эффектов типично-электронных звучаний, из мелодических сольных фраз (вокальных и инструментальных) – даже у хорошо подготовленных музыкантов поначалу могут вызвать интерес и стать увлекательной забавой. Более серьёзное внимание эти программы найдут у не музыкантов: ведь для «строительства» музыки блочным методом нет нужды знать ноты, владеть техникой игры на каком-либо инструменте, иметь музыкальную эрудицию. Если группа учащихся состоит преимущественно из музыкально неграмотных, то на этих программах стоит остановиться подольше и изучать их подробнее. Для музыкантов - достаточно одного двухчасового урока, и пожелать им практически поэксперементировать с ними на внеклассных занятиях.

Конечно, очень ограничен жанровый аспект этой музыки – она звучит только в современных танцевальных ритмах, только в двухдольных размерах, только в одной тональности, только с набором аккордов из простейших функциональных последовательностей. В какой-то мере она глуповата (при всей изощрённой электронной изобретательности с которой сработаны музыкальные «кирпичики») – музыканты это слышат и понимают. Поэтому юмор, задор, заводная эксцентрика – лучший повод для творческой фантазии в этом жанре. Но талантливый человек и здесь проявит свою одарённость, если драматургически целенаправленно выстроит музыкальную форму. Простейшее решение состоит в постепенном наращивании фактурных линий в различных комбинациях, в разрядках (внезапных или постепенных), в чередовании и комбинаторике однотипных элементов (чтобы была видимость их единства), в контрастах (образных, динамических и фактурных) крупных частей композиции, в чувстве меры в протяженности пьесы и в ясности намерений.

Безусловно, что конструирование произведения из сэмплов-«кирпичиков» - жанр, относящийся скорее к композиции, чем к аранжировке. В задачи учителя по композиции входит со всей серьёзностью разглядеть в работе ученика те или иные композиционные замыслы (если они присутствуют), а не просто груду «кирпичей», помочь «строителю» выстроить из небольшого количества сэмплов композиционно осмысленное произведение, подсказать ученику не тривиальные пути к нахождению более оригинальных компонентов формы. Здесь могут присутствовать идеи полижанрового синтеза, принцип «минусовки» для композиции в стиле рэп, необходимость динамичной музыки для спортивных танцев и выступлений, музыкальное сопровождение для мультимедийных форм и многое другое.

Само собой разумеется, что отношение учеников к работе в музыкальном конструкторе должно быть таким же художественно ответственным, как к любой творческой задаче: настойчивое изыскание наиболее оптимальных решений, скрупулёзное, кропотливое исполнение всех деталей и элементов формы.

Более широкие возможности предоставляет конструктор-секвенсор Acid pro. Он, как и программа Samplitude, Acid Pro может функционировать в качестве многоканальной цифровой студии для сведения аудиодорожек, но он более интересен для монтажа различных wave-файлов, в том числе специальных, из которых состоят многочисленные библиотеки на CD. Данная программа вполне удовлетворит музыкантов-экспериментаторов, стремящихся «монтировать» не столько танцевальные аудиофайлы, сколько смешивать в различных сочетаниях дорожки с цифровыми записями редкой музыки (музыкального фольклора, различных шумов, ритмов ударных инструментов, голосов природы). В этой связи можно вспомнить магнитофонные композиции американского композитора В. Усачевского, который приезжал в Ленинград в 60-х годах и удивил ленинградских музыкантов своими необычными произведениями. Московский композитор Ш. Каллош и сегодня сочиняет выразительную музыку для исполненных драматической силы балетных спектаклей: её специфика и стиль во многом определяются техникой звукового монтажа (но с использованием компьютерного программирования).

Урок 14 (2 часа). Программные автоаранжировщики

Цель урока: дать теоретическое представление и практические основы работы с программами автоаранжировки.