Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 6 из 12)

Обеспечение: программы Visual Arranger и Band-in-a-Box. Файлы River.jpg, river1.sgu, river2.mgu, river3.sgu на нашем CD.

План урока

Изучение нового материала. Практическое освоение программы Band-in-a-Box в процессе работы над созданием аранжировки спиричуэла «Глубокая река» (или другого произведения – по выбору учителя).

Домашнее задание: 3.9 – 3.11.

Методические замечания

Педагогический опыт работы с компьютерными программами-автоаранжировщиками показывает, что нередко у начинающих аранжировщиков возникает некоторый снобизм по отношению к таким замечательным программам как Visual Arranger или Band-in-a-Box (мол, что мы не справимся без них?), в то время, как юному музыканту есть чему поучиться у создателей сложных алгоритмов функционирования электронных помощников. Здесь и стилистически точный тембровый подбор виртуального инструментария (на основе GM), и жанрово определённый ритмический рисунок ударных, и характерная структура гармонических комплексов, и тонко выведенные варианты в повторных построениях – многие компоненты этой программы пытливому ученику (и даже учителю) могут оказаться в дальнейшем полезными для самостоятельной практики в композиции и аранжировке.

Поначалу, видимо, необходимо познакомить учеников с культурой аккордовых символов в традиционной гармонической технике: сама программа Band-in-a-Box предлагает 4 вида их обозначений. Может быть, стоит потренироваться, каким образом обозначить латинскими буквами и цифрами те или иные аккорды, в том числе и сложные по структуре. Для программы необходимо указать аккорд и басовую ноту, если она не совпадает с основным тоном аккорда. Нелишним окажется упомянуть о современной технике ведения мелодии блокаккордами.

Другой аспект на уроке, который необходимо учесть, - это представление о простых песенных формах, в которых сочиняются популярные песни и танцевальная музыка. Речь пойдёт о куплетной форме (где бывают запев и припев), иногда со вступлением и заключением, отыгрышами между куплетами. Напомним, что фактура и гармония в куплетах могут варьироваться.

Важным моментом изучения данной программы является разговор о современных стилях и жанрах популярной музыки. Естественно, что юным музыкантам нужно уметь различать разные стили на слух, характеризовать их признаки (с позиций, допустим, исторической практики, жанровых свойств, инструментального состава). Уместно затронуть тему жанрового переосмысления в аранжировке известной мелодии.

Интерфейс и различные технологические возможности автоаранжировщика лучше изучать, непосредственно в классе занимаясь аранжировкой короткой песенки или мелодии. Вряд ли здесь нужно ставить задачу знакомства со всеми опциями этой высоко- технологичной программы. Тот, кого она всерьёз увлечёт, сможет либо самостоятельно (если хорошо владеет английским), либо с помощью инструктивных книг (Петелиных, Белунцова и других авторов) изучить её многообразные свойства.

Глава 3.3. Аранжировка классики

Эта глава наиболее музыкально-творческая, и потому предполагается, что данные занятия должны проходить с обязательным участием преподавателя музыкальных дисциплин. Это необходимо для выстраивания методически целесообразной последовательности художественных и технологических задач, а также квалифицированной оценки достигнутых учащимися творческих результатов, учитывающей грамотное использование палитры технических средств и художественных решений.

Классика является образцом художественного вкуса, поэтому важно последовательно заниматься его воспитанием на лучших образцах классики, особенно учитывая, что современное поколение нередко называет музыкой только популярные молодежные жанры, не уделяя классике должного внимания, либо вовсе ее игнорируя.

Каждый урок данной главы начинается с демонстрации нескольких выдающихся примеров аранжировки одного из классических произведений.

Все аранжировки выполняются в уже освоенной программе-секвенсоре Cakewalk. Для прослушивания образцов, записанных на CD, используются программы для воспроизведения звуковых файлов, поддерживающие форматы мр3 и MIDI: Windows Media Player, WinAmp.

Разумеется, примеры учебных аранжировок, приведенные на CD в формате .mid и .wrk, предлагаются в качестве основы для дальнейшей творческой работы.

Урок 15 (2 часа). Первые шаги в компьютерной аранжировке

Цель урока: предложить практические основы самостоятельной аранжировки классических мелодий.

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: notchose.mid, notch-pf.mid, WysDrugMono.wav, WysozOrk.wav, Cake1.JPG, Cake2.JPG, Cake3.JPG, Cake4.JPG, Cake5.JPG, malzwet1.JPG, malzwet2.JPG, malzwet3.JPG, Malzwetok.wrk, greza1.JPG, greza2.JPG, СhaiGresStrings.wrk, а также файлы в папке «BachPrelude».

План урока

Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: И.-С. Бах «ХТК» Прелюдия С dur из 1 тома. Изучение принципов аранжировки мелодии для малого инструментального состава на предлагаемых примерах (или других – по выбору учителя).

Домашнее задание: 3.12 – 3.13.

Методические замечания

На первом занятии предлагается прослушать записи аранжировок Прелюдии С dur из 1-го тома ХТК И.-С. Баха (прилагаются на CD).

Чтобы увидеть в классической партитуре основное ее музыкальное содержание, методически целесообразно выполнить в секвенсоре работы по облегченному переложению для фортепиано ансамблевых произведений. В качестве образца предлагается ряд несложных вокальных произведений.

Первый шаг: прослушиваем песню М. И. Глинки "Ночь осенняя" в исполнении Ф. И. Шаляпина, записанную на CD. В программе Cakewalk открываем MIDI-файл этой песни (CD: Noch1.mid), представляющий оригинальный нотный текст. Проводим фактурный анализ, выявляя основные и второстепенные мелодические линии. Откроем второй MIDI-файл этой песни (CD: Noch2.mid), содержащий один из возможных вариантов ее аранжировки для фортепиано. Сделаем анализ фактуры аранжировки и уточним, какие изменения произошли в сравнении с оригиналом. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что мелодическая линия и бас не претерпели изменений. А гармоническая фактура средних голосов удобно "ложится под пальцы".

Второй шаг в направлении усложнения аранжировочной техники с возможностью сочинения фактуры на основе всего одной вокальной строчки с указанием (или без) ее возможной гармонизации в виде цифровки.

Проанализируем вокальную строчку "Песни о друге" В. Высоцкого и сравним оригинал с тремя вариантами аранжировки для фортепиано и для гитары (CD: Wyspiano.mid, Wysvarpf.mid и Wysozky.wrk). Обратим внимание на различные приемы гармонизации (перегармонизации) и ритмического сопровождения.

Третий шаг: переложение фортепианной пьесы для дуэта (солирующий инструмент с фортепиано). Открываем ноты пьесы К. Дебюсси "Кукольный кекуок" из цикла "Детский уголок" (CD: Cakewalk.jpg) и прослушиваем звуковой файл этой пьесы (CD: Cakewalk.mp3). Затем открываем файл аранжировки пьесы для саксофона и фортепиано.

Для учащегося работа по аранжировке классического произведения на компьютере, пожалуй, единственная возможность прикоснуться к созданию ансамблевой музыки и сразу услышать результат.

Проиллюстрируем возможности преобразования фортепианной пьесы в ансамблевую на примере компьютерной аранжировки пьесы С. Беше "Маленький цветок" для кларнета и классической гитары. Открываем ноты пьесы (CD: Bechet.jpg) и прослушиваем звуковой файл этой пьесы (CD: lapetite.wrk).

Домашнее задание: аранжировать для клавира один из классических романсов по выбору учащегося.

Урок 16 (2 часа). Аранжировка для струнных инструментов в GM.

Цель урока: продолжить изучение практических основ самостоятельной аранжировки классических мелодий для струнного оркестра.

Обеспечение: программа CakeWalk v.9. Файлы на нашем CD: greza1.JPG, greza2.JPG, СhaiGresStrings.wrk, а также файлы в папке «BorodinKvartet».

План урока

Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: А. Бородин. Струнный квартет №2, часть II. Аранжировка для струнного оркестра пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» (или другого произведения – по выбору учителя).

Домашнее задание: 3.13 – 3.16.

Методические замечания

Урок начинаем с прослушивания медленной части Квартета №2 А.П. Бородина и аранжировок на темы этой части, выполненных известными музыкантами (прилагаются на CD).

Консерваторская методика обучения классической оркестровке основана на постепенном освоении техники инструментовки для различных групп оркестра: для струнных, деревянных, медных. Затем, изучаются законы инструментовки на парный венский классический состав оркестра[12], далее – на парный состав с полной медью[13], наконец, на тройной состав[14]. Такова проверенная долгой педагогической практикой традиция, поддержанная к тому же предварительным изучением студентами инструментоведения с параллельным чтением симфонических партитур. Единственный негативный момент в ней - это то, что начинающие оркестраторы почти никогда (за очень редким исключением) не слышат, как реально звучат их инструментовки, полагаясь преимущественно на оценку таких работ опытным педагогом.

Компьютерная же аранжировка (инструментовка) позволяет сразу услышать партитуру в звучании виртуальных инструментов (прогресс компьютерных технологий делает все более реалистичными их узнаваемые тембральные свойства).

Классическая методология в педагогике - от простого к сложному - диктует необходимость и в обучении компьютерной аранжировке придерживаться проверенных принципов, т.е. начинать со струнной группы.

Проанализируем развитие выразительных средств струнной группы на примере аранжировки «Сладкой грезы» для струнных.

Если для «озвучивания» построения «а» потребовалось 3 дорожки, то в построении «а1» использовано tutti: здесь «местная кульминация» экспозиции. Мелодия у V-ni I звучит в октаву, в октавном удвоении представлена и басовая партия. Синкопированная пульсация в гармонических голосах фактуры распределена между V-ni II и Viole, две фразы легкого гаммообразного контрапункта поручены - для тембрового контраста - арфе.