Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 8 из 12)

План урока

Изучение нового материала. Знакомство с вариантами аранжировки на одну тему: А. Бородин. Хор "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь". Аранжировка для малого симфонического оркестра пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» (или другого произведения – по выбору учителя).

Домашнее задание: 3.24 – 3.25.

Методические замечания

Урок начинаем с прослушивания аранжировок известной темы "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, выполненных известными аранжировщиками (прилагаются на CD).

Изучив особенности работы с каждой оркестровой группой инструментов (струнные, деревянные и медные духовые) в редакторе Cakewalk, объединим инструменты в единый оркестр. Существуют различные способы определения треков для каждого инструмента. Мы рекомендуем распределить порядок треков и каналов (сверху вниз) в порядке классической партитуры. Но отступлением в нашем случае является использование 10 канала для ударных, 8 канала для струнных пиццикато и 9 канала для литавр, поскольку нами не задействованы в данной аранжировке тромбоны и туба.

При прослушивании и анализе компьютерной "партитуры" аранжировки для малого оркестра "Сладкой грезы" Чайковского обратим внимание на диалогичность тембровых групп оркестра, диалогичность внутри каждой группы инструментов, на грамотное драматургическое развертывание инструментальной фактуры. Подчеркнем, что перед нами – ещё один вариант аранжировочного решения этой композиции: в ней звучат новые фактурные варианты и новые подголоски и контрапункты.

Для закрепления полученных знаний предлагаем выполнить на уроке в программе Cakewalk аранжировку "российской песни" М. И. Глинки "Ночь осенняя" для малого состава симфонического оркестра (в двух куплетах). Рекомендуется провести данный урок в форме индивидуально-группового занятия.

Глава 3.4. Аранжировка современной музыки (джаз, поп, рок).

Урок 20 (2 часа). Аранжировка современной музыки

Цель урока: познакомить учащихся с проблемами аранжировки в современных компьютерных программах создания танцевальной музыки.

Обеспечение: программа Groove Maker. Файлы на нашем CD: Karpez-36, -37, -38, -39, -40, 1FantaSea, Bach-New, Proba.

План урока

Изучение нового материала. Знакомство с особенностями современных аранжировочных стилей в танцевальных жанрах и ремиксах в соответствующих для них компьютерных программах. Подготовка к самостоятельным докладам учащихся на семинаре.

Домашнее задание: 3.26 – 3.30.

Методические замечания

Соотношение высокой культуры и молодёжной субкультуры – важный аспект воспитательной политики государства. Опасность культурной экспансии современной зарубежной развлекательной музыки и задачи развития отечественной музыки, в том числе в песенных и танцевальных жанрах, а также самодеятельного творчества.

Особенности ансамблевых и оркестровых составов в современной «лёгкой» музыке желательно иллюстрировать на небольших фрагментах аудиозаписей популярных исполнителей и известных оркестров. Влияние «живого» ансамблевого и оркестрового исполнительства на электронно-компьютерное музицирование.

Современные жанры и формы компьютерной музыки: проблемы рентабельности, доступности, новизны, увлекательности для самодеятельного творчества. Роль технического прогресса в развитии компьютерной музыки. Молодёжные альтернативные стили музыки: андеграунд, экстремальные формы, творческий эксперимент. Возможность общения компьютерных музыкантов в Интернете привлекает к творчеству в жанрах и формах электронной композиции всё новые слои молодёжи разных стран.

Обзор характерных образцов электронной музыки желательно сопроводить демонстрацией небольших фрагментов из компакт-дисков, имеющихся в фонотеке преподавателя (часть их содержится на нашем CD).

Рекомендуем примерные темы для семинаров по проблемам компьютерного музицирования (учащиеся готовят доклады по материалам учебных пособий, книг, сайтов Интернета):

· Музыкально-компьютерная программа Groove Maker, её задачи и принципы функционирования опций.

· Программа ReBirth RB-338, предназначение и приёмы сочинения файлов.

· Свойства, интерфейс и характерные опции звуковой студии Fruity Loops Studio 4.

· Интерфейс, приёмы программирования композиций при помощи программы Reason-2.

· Творчество композитора Э. Артемьева.

· Электронная музыка композиторов андеграунда.

· Аранжировка музыки И. С. Баха в стиле нью-эйдж (От «Свингл-сингерс» – до Ванессы Мей).

· Русская классика в электронном звучании.

· Современные проблемы музыкально-электронной композиции.

Для семинарского занятия необходимо отвести 2 часа учебных занятий.

Урок 21 (2 часа). Семинар

Цель урока: заслушать и обсудить доклады учащихся по проблемам современной компьютерной музыки.

Обеспечение: оборудование и программное обеспечение, необходимое для иллюстраций по темам докладов (по заявкам докладчиков).

План урока

Заслушивание докладов в соответствии с утвержденным регламентом. Обсуждение докладов. Комментарии учителя.

Методические замечания

В зависимости от регламента (15-20 минут на доклад) количество выступающих может быть ограничено. Для учащихся, не успевших выступить, можно предложить дополнительное время за счет других факультативных занятий.

В своих комментариях, наряду с формами поощрения инициативы учащихся, учитель исповедует высокие критерии эстетического вкуса.

Тема 4. Современная студия звукозаписи

Глава 4.1. Компьютерная запись звука

Урок 22 (2 часа). Введение в компьютерную студию звукозаписи

Цель урока: изучить необходимые компоненты студийного оборудования, принципы грамотного выбора микрофонов, приемы записи живого звука через микрофон.

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, набор студийных микрофонов на стойках, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge.

План урока

Повторение пройденного: конфигурация музыкального компьютера, запись звука при помощи программы «Звукозапись» Windows.

Изучение нового материала. Современная студия звукозаписи и ее оборудование. Выбор микрофона. Запись «живого» звука через микрофон в Sound Forge.

Домашнее задание: 4.1.

Методические замечания

Необходимо подчеркнуть, что современный музыкант, владеющий компьютером и стремящийся освоить технологию звукорежиссуры, должен в равной степени свободно разбираться как в музыке, так и технике. Звукорежиссуру, безусловно, следует рассматривать как область творчества, которая требует от музыканта или саунд-дизайнера наличия соответствующих способностей (острый слух, скорость реакции, художественная фантазия) и высокого профессионализма.

В описании студии мы намеренно избегаем каких-либо конкретных указаний на те или иные марки оборудования, поскольку их выбор зависит от типа студии (домашняя, школьная, профессиональная) и ее финансовых возможностей.

В классе проводится практикум по коммутации всего необходимого для звукозаписи оборудования. Учитель обязан обеспечить все условия электробезопасности в процессе проведения занятия с учащимися, а также неукоснительного соблюдения ими правил эксплуатации оборудования для его сохранности.

Напомним, что в случае, если ваша студия оснащена профессиональной звуковой платой, микрофон может быть подключен непосредственно к соответствующему разъему на ней.

При переходе к практической работе по записи звука учитель может дать краткий обзор достоинств и функциональных возможностей программы Sound Forge.

Урок 23 (2 часа). Запись звука с внешних устройств

Цель урока: освоить приемы записи звука с внешних устройств (магнитофона, проигрывателя пластинок и аналоговых выходов других устройств: синтезатора, звукового модуля и пр.), захвата цифровой аудиоинформации с CD.

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), магнитофон, проигрыватель пластинок, синтезатор, звуковой модуль, программа Sound Forge.

План урока

Изучение нового материала. Практикум: коммутация оборудования. Демонстрация записи звука в Sound Forge с внешних устройств, захват цифровой аудиоинформации с CD. Самостоятельная работа.

Методические замечания

Этот урок – преимущественно практический. Для проведения данного занятия необходимо наличие разнообразных внешних устройств, например: катушечный или кассетный магнитофон, проигрыватель виниловых пластинок, синтезатор, звуковой модуль, телевизор, видеомагнитофон, радиоприемник или радиотрансляционная сеть. Важно, чтобы учащиеся понимали принцип передачи аналогового звукового сигнала с соответствующего выхода каждого прибора. Для этого проводится практикум по коммутации оборудования.

Задание 4.2 выполняется в классе как самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Урок 24 (2 часа). Запись звука из MIDI-файлов

Цель урока: освоить приемы преобразования MIDI-файлов в Wave формат.

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge, файлы на нашем CD: Mozart8.wrk, zaitsy-1.mid, zaitsy-2.mid.

План урока

Повторение пройденного: форматы файлов.

Изучение нового материала. Преобразование MIDI-файлов в Wave формат с помощью Sound Forge.