Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 9 из 12)

Методические замечания

При повторении материала о форматах звуковых файлов следует иметь ввиду, что MIDI-информация может быть сохранена не только в стандартном типе файла .mid, но также в специализированных форматах программ, основанных на MIDI-интерфейсе (секвенсоры, автоаранжировщики). Следует также отметить наличие функции перевода в Wave формат во многих таких программах. Напомним, что в любом случае при преобразовании происходит один и тот же процесс: воспроизведение MIDI-звучания через встроенный синтезатор звуковой платы (или из звуковых банков) с параллельно протекающей оцифровкой аналогового звукового потока.

Для демонстрации этого процесса учитель может использовать не только предлагаемый нами файл (Mozart8.wrk), созданный на предыдущих занятиях секвенсинга, но также любой другой музыкальный материал в виде MIDI-файла.

Вторая часть занятия отводится для практикума, на котором учащиеся самостоятельно (под наблюдением преподавателя) производят преобразование одного из предложенных на нашем CD MIDI-файлов с «минусовой» фонограммой песни А. Зацепина «Про зайцев» в Wave-файл, дальнейшая работа над которым предстоит на следующих занятиях.

Уроки 25-26 (4 часа). Обработка звука

Цель уроков: освоить основные приемы обработки звука с применением деструктивных изменений, динамических преобразований и наложения эффектов в программе Sound Forge.

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge, файл Zaitsy.wav (приготовленный на предыдущем практическом занятии).

План уроков

Изучение нового материала. Приемы обработки звука в программе Sound Forge: изменение структуры материала (удаление лишнего), динамические преобразования (нормализация, фейдинг) и применение эффектов (реверберация, Distortion).

Домашнее задание: 4.4, 4.5.

Методические замечания

Учитель обращает внимание на то, что среди многочисленных приемов обработки нужно использовать лишь те, которые непосредственно «работают» на воплощение художественного замысла. Но, даже имея в голове окончательное «видение» будущей композиции, ученик не будет избавлен от долгого и нередко весьма кропотливого поиска, связанного с пробами и отсеиванием непригодных звуковых вариантов, особенно поначалу. Но не стоит жалеть на это время.

Уроки 27-28 (4 часа). Мастеринг

Цель урока: освоить приемы сведения и мастеринга.

Обеспечение: музыкальный компьютер, микшерский пульт, усилитель с колонками или активные стерео мониторы, головные стереотелефоны для звукооператора (учащегося), программа Sound Forge, последний вариант файла Zaitsy.wav.

План уроков

Изучение нового материала. Освоение приемов сведения и мастеринга в программе Samplitude. Хранение фонограмм на компьютерных носителях.

Домашнее задание: 4.7.

Методические замечания

Снова обращаем внимание на творческое начало, которое должно присутствовать на данных уроках. Изучение программы Samplitude достойно отдельного курса. Поэтому на начальном этапе мы ограничиваемся самыми основными функциями программы.

Первый урок посвящен демонстрации процесса наложения голоса на минусовую фонограмму песни «Про зайцев» (или на другом материале – по выбору преподавателя). Второй урок – самостоятельная работа учащихся (под наблюдением преподавателя) над заданием 4.6.

В конце урока учитель показывает, как записывается аудио CD, на котором сохраняются несколько наработанных в классе Wave-файлов.

Тема 5. Компьютерное нотопечатание

Уроки 29-30 (4 часа).

Цель уроков: освоить основные приемы и способы графического отображения нотного текста в компьютерных программах.

Обеспечение: музыкальный компьютер, принтер, программа Finale.

План урока

Повторение пройденного: нотаторные возможности секвенсорных программ.

Изучение нового материала. Основные приемы и способы работы с нотным текстом на примере программы Finale: специфика компьютерной нотации. Способы ввода музыкального текста. Способы оформления партитур для различного вокального и инструментального состава. Ритмическая сторона нотной графики. Использование ключей, символов аккордов и вербальных текстов

Домашнее задание: 5.1–5.3.

Методические замечания

Важно дать понять учащимся, что компьютерная программа «понимает» нотный текст не так, как человек, который способен допускать некоторые условности, всегда существовавшие в процессе фиксации с помощью нотных знаков живого музыкального звучания. Данный класс программ ориентирован не на решение творческих задач (композиторских), но, прежде всего, на скрупулезное отражение каждого элемента музыкальной ткани в печатном виде.

Работа с программами нотной верстки – обширная и весьма развитая область профессиональной деятельности, требующая длительного и глубокого освоения. Учитель может ориентировать учащихся на перспективную возможность работы в нотном издательстве. Наши уроки призваны сформировать базовые навыки на основе знакомства с Finale, которые позволят ученикам в данный момент грамотно оформить нотные тексты своих работ, а в дальнейшем – самостоятельно освоить весь арсенал средств, заложенных в этой программе (и аналогичных).

Рекомендуем учителю на занятиях ориентироваться на материал, последовательно изложенный в данном учебном пособии (что, безусловно, не исключает возможности его варьирования и привлечения дополнительных источников).

Тема 6. Internet-технологии работы со звуком

Урок 31 (2 часа).

Цель урока: изучить основные способы поиска музыкальной информации в Интернет.

Обеспечение: музыкальный компьютер, подключение к Интернет, программа-браузер (по выбору учителя).

План уроков

Изучение нового материала. Основные приемы и способы поиска музыкальной информации в Интернет с помощью расширенных возможностей поисковых машин: Yandex, Rambler, Google.

Домашнее задание: 6.1–6.2.

Методические замечания

В настоящее время возможности, предоставляемые Internet, все более интенсивно используются в деятельности музыканта. Интернет является одним из широкодоступных (не считая отдельных платных ресурсов) источников разнообразной музыкальной информации. Здесь можно найти: справку о важнейших событиях музыкальной жизни, биографии композиторов, произведения классического, народного, современного музыкального искусства, теоретические понятия о музыке и многое другое.

Поиск данной информации может оказаться особенно эффективным при использовании расширенных возможностей специальных Интернет-программ – поисковых машин. Именно на знании особенностей и принципов работы с ними акцентирует внимание учитель.

Урок 32 (2 часа).

Цель урока: изучить основные принципы звукового оформления Web-сайта.

Обеспечение: музыкальный компьютер, подключение к Интернет, программа-браузер и программа для создания сайта (по выбору учителя).

План уроков

Изучение нового материала. Музыкальное оформление сайта.

Домашнее задание: 6.3.

Методические замечания

Предполагается, что сайт учащегося уже существует (он разрабатывался на основных занятиях по информатике). Данное занятие посвящено проблемам саунд-дизайна web-страниц. Учитывая имеющийся опыт, приобретенный учащимися в процессе посещения музыкальных сайтов и их последующего анализа, рекомендуется составить план звукового оформления, в том числе с использованием наработанного на предыдущих занятиях творческого материала.

В соответствии планом обязательными элементами будут:

· музыкальная заставка титульной страницы,

· музыкальные «обои» последующих страниц,

· звуковая анимация гиперссылок,

· архив творческих работ.

Примеры, подборка материалов и конкретная справочная информация находятся на диске. Дополнительные консультации можно также получить на сайте www.muslab.spb.ru

Тема 7. Музыкальный дистанционный мастер-класс

Уроки 33-34 (4 часа).

Цель уроков: показать возможности дистанционного музыкального обучения.

Обеспечение: музыкальный компьютер, подключение к Интернет, программа Net Meeting (или другая программа для проведения телеконференций по выбору учителя).

План уроков

Изучение нового материала. Принципы и возможности дистанционного образования. Обсуждение компонент и подготовка условий, необходимых для проведения дистанционного урока. Демонстрация мастер-класса известного музыканта.

Домашнее задание: 7.1–7.2.

Методические замечания

В процессе подготовки к проведению сеанса дистанционного мастер-класса преподаватель вводит учащихся в экскурс возможностей, которые предоставляет им дистанционная форма обучения, обеспечивающая:

· оперативную передачу на любые расстояния информации любого объёма, вида (визуальной, звуковой, статичной, динамичной, текстовой, графической), хранение её в памяти компьютера нужное количество времени;

· создание активной оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или другими участниками обучающего курса с помощью специальной мультимедийной информации;

· доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работа с этой информацией;

· организацию совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, электронных конференций обмена мнениями слабым участником данного курса, преподавателем, консультантами, запроса информации по любому интересующему вопросу.