Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителя От (стр. 1 из 12)

Ин-83

Музыкальный компьютер

(новый инструмент музыканта)

Методические рекомендации для учителя

От авторов

Настоящее методическое пособие на первый взгляд может показаться весьма неакадемичным. Однако, нам представляется, что в такой молодой и динамичной области, каковой на данном этапе являются музыкально-компьютерные технологии, оно обязано быть достаточно гибким, особым образом настраивающим учителя на решение крайне разнообразных задач.

Часть материалов вынесена на CD для удобства их использования, а, порой, и по необходимости: так, например, черно-белый формат иллюстраций и статичность книжной графики побудили нас к подаче материала некоторых тем в виде мультимедийных презентаций.

Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе

Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как

· “поддерживающий” курс изучения основных музыкальных дисциплин в рамках профильной подготовки музыканта-профессионала,

· курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, изучающего предмет информационные технологии.

Целесообразно введение дополнительного курса для тех учащихся, которые в основном завершили свое музыкальное образование и изучают информатику.

Объем курса – 70 час. Предназначен для изучения в 10 (11) классе.

Цели, задачи, образовательные результаты

Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности.

Актуальность настоящего курса обусловлена следующим:

· Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке в учебных заведениях нашей страны, все большее распространение получают музыкально-ориентированные компьютеры, обладающие широким спектром возможностей.

· Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание, как профессионалов, так и любителей музыки, которые все шире используют их в своей деятельности, что делает обучение владению ими особенно актуальным. Таким образом, информационные технологии становятся реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития, что расширяет сферу профессиональной деятельности музыканта.

· Реформа школьного образования, появление все большего числа учебных заведений с углубленным изучением музыки, т. е. включающих музыкальное образование в систему общего образования, порождает новые проблемы в музыкальной педагогике, что в свою очередь обуславливает поиск новых подходов в музыкальном образовании.

· Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом.

· Реализация предлагаемого курса открывает возможности дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по программе подготовки специалистов в области музыкально-компьютерных технологий.

Таким образом, основными целями изучения курса являются:

· Творческое овладение музыкантами новым инструментом на базе музыкального компьютера.

· Освоение прикладных аспектов информатики в применении к музыкальному искусству.

· Расширение и углубление предметных знаний в различных дисциплинах профессиональной подготовки музыканта (композиция, аранжировка, музыкально-теоретические дисциплины) и создание новых условий в репетиционной работе по специальности (игра в «виртуальном» ансамбле и др.).

· Развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на развитие познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий.

Задачи курса:

· ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность,

· дать учащимся практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом,

· освоить компьютерные программы, предоставляющие возможности реализации творческих замыслов,

· дать представление

o об акустических возможностях музыкального компьютера,

o об особенностях компьютерной инструментовки,

o о специфике работы в современной компьютерной студии звукозаписи,

ознакомить с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке,

способствовать формированию новых художественно-эстетических представлений в музыке.

При включении курса в программу обучения учащихся других профилей, ведущую роль приобретают следующие задачи:

• расширить предметные знания в области информатики;

• дать представление о специфике работы профессионала в области музыкально-компьютерного программирования в связи с актуальными проблемами современного музыкального творчества,

• сформировать потребность в музыкальном образовании учащихся и реализовать возможность его продолжения с помощью музыкального компьютера.

Основные формы организации учебных занятий:

Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из лекционной и практической части. Занятия проводятся еженедельно по два академических часа подряд в специально оборудованном музыкально-компьютерном классе. Занятие содержит лекционную часть (не более 15 минут) и основную практическую, включающую в себя выполнение учебных, творческих заданий, а также конкурсы, дискуссии, сообщения на заданные темы (по выбору).

Способы оценивания уровня достижения учащихся, критерии оценки:

Основным способом оценивания является текущий контроль знаний по десятибалльной системе с итоговым зачетом. При этом учитывается качество усвоения теоретических знаний, уровень практического применения изученных компьютерных программ и музыкально-компьютерного, в том числе студийного, оборудования, разнообразие применяемых приемов и способов работы с музыкальным материалом.

Образовательные результаты:

• Расширение представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями.

• Формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом.

• Существенное расширение знаний о возможностях музыкального компьютера для музыкального творчества: компьютерная аранжировка и композиция, студийная работа.

• Расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта.

• Расширение возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

• Освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки.

• Приобретение навыков практической работы в студии звукозаписи.

• Углубление межпредметных связей и, как следствие, повышение мотивации к приобретению знаний у учащихся по каждому предмету, повышение скорости усвоения и увеличение объема изучаемого материала, улучшение качества знаний за счет акцентуации на творческой составляющей учебного процесса.

• Приобретение навыка совместной работы в процессе дистанционного обучения (музыкальный дистанционный мастер-класс).

• Развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности.

• Предлагаемый курс позволит учащимся больше сосредоточиться на музыкально-творческой деятельности, минуя рутинные механические операции.

Вырабатываемые с помощью курса предметные знания: существенное расширение знаний о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями, расширение представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта, формирование глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом.

Универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки: развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности, освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладение умениями создавать музыкальные композиции и аранжировки, приобретение навыка совместной работы с применением дистанционных форм обучения.

Введение в предмет

Перспективы во взаимоотношениях компьютера и музыки, как на стадии становления музыканта, так и в профессиональной деятельности можно определить так: музыкальное творчество ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано. Для профессионального композитора мультимедийный ПК[1] способен стать многофункциональным «средством производства». Можно добавить, что это справедливо не только в отношении композитора, но также для музыканта-профессионала вообще. Компьютер уже сегодня должен стать привычным инструментом в процессе музыкального обучения, музыкальной практики и творчества. Доступным, понятным, удобным и, отчасти, незаменимым. Просто «музыкальным компьютером».

Понятие «музыкальный компьютер» вводится нами по аналогии с прочно вошедшими в компьютерную терминологию понятиями «издательский», «бухгалтерский», «игровой», «мультимедийный» компьютер, «графическая станция», как обозначения класса устройств, оптимизированных для решения специфических задач в определенной сфере деятельности. Таким образом, мы определяем музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в сфере музыкального образования и творчества. Специфические особенности аппаратной части и программное обеспечение музыкального компьютера рассмотрены в методических рекомендациях к Теме 1 (урок 2). Оборудование подобного типа – обязательное условие для проведения занятий по данному курсу. Это позволяет преподавателю активно использовать индивидуально-групповую форму занятий, корректировать действия каждого ученика с учетом особенностей его дарования. Одновременное выполнение заданий всеми обучающимися благодаря наушникам позволяет работать, не создавая помех для остальных участников учебного процесса, также обеспечивается усвоение учащимися материала и закрепление полученных знаний и навыков непосредственно на занятиях. Такой метод позволяет одновременно обучать учащихся с разным уровнем подготовки, т.е. подключать обучаемых к учебному процессу в течение всего учебного года. Таким образом, учебное время используется максимально эффективно.