Смекни!
smekni.com

Шелковникова, канд философ наук, доцент, зав кафедрой философии образования и социально-экономических дисциплин (стр. 13 из 19)

(Работа с репродукцией картины Е. Романовой «Семья Шукшина».)

Ученик:

Сибирь в осеннем золоте
В Москве – шум шин,
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвётся в проводе:
- Шукшин…Шукшин…

Под всхлипы трубки брошенной
Теряю твердь…
Да что ж она, да что ж она
Ослепла смерть?!

Что долго вкруг да около
Бродила – врёт!
Взяла такого сокола,
Сразила влёт.

Он был готов к сражениям,
Но не под нож.
Он жил не на снижении
На взлёте сплошь!
Ему ничто, припавшему
К теплу земли.
Но что же мы… но как же мы
Не сберегли.
Свидетели и зрители
Нас – сотни сот!
Не думали, не видели,
На что идёт.
Взваливши наши тяжести
На свой хребет…
Поклажистый?
Поклажистей –
Другого нет …
О. Фокина

Учитель: Посмотрим на наши эпиграфы. Подошло время сделать кое-какие выводы.

1. Чем вам запомнился наш урок?

2. Что нового вы узнали о писателе, актёре, кинорежиссёре В.М.Шукшине?

3. Чем притягательны его герои?

А завершаю наш разговор я цитатой из очерка Шукшина «Я родом из деревни»:

«…Мы за всё в самом деле должны платить в жизни, и при всём том, что нам иногда жаль прямо так глядеть и видеть, как человек погибает, но сила разума нам должна говорить, что, если случилось необратимое, приход к такому финалу, к такому концу жизни должен состояться всё равно; он должен состояться, и он состоялся».

Своей короткой, но ярко прожитой жизнью В. М. Шукшин доказал, что он состоялся!


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

ПРИМЕРНОЕ ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗОВ ШУКШИНА

Рекомендуется при работе над текстами рассказов обратить внимание на следующие ключевые проблемы:

· многообразие характеров: «чудик» и его чудачества, «маленький человек», «крепкий мужик», «сильный характер, не имеющий высокой цели» и др.;

· картина мира: дума о жизни и образ мира; мудрость жизни и ее хранители, естественная связь человека с миром, разрушение цельности «простого человека»; «духовный вакуум» сильной натуры, поиски смысла жизни и веры, тема города и деревни, уход от приоритетов «деревенской прозы»: отдаленность от истины «чудиков»; быт и бытие;

· поэтика рассказов: диалогизм, «драма в «ореоле» эпоса» (Н.Лейдерман), карнавальность, мифопоэтичность, интертекстуальность, открытый финал рассказов, противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий.

Внутрипредметные связи: Образ русского мужика в фольклоре и литературе (русские народные сказки, былины, Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», образы маленького человека у А.С.Пушкина («Станционный смотритель»), Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин, Мармеладов), образы простых людей в творчестве писателей-шестидесятников (Андрей Соколов М.А.Шолохова, Иван Денисович А.И.Солженицына).

Межпредметные связи: МХК (художественные кинофильмы и спектакли по произведениям В.М.Шукшина), русский язык, история.

. Аннотации к отдельным рассказам

«Мастер»

Тема мастера и его судьбы. Духовное, нравственное прозрение героя. Роль «разных книг про старину», «старых икон» в обретении новой точки зрения. Открытие красоты как начало перерождения ремесленника в мастера. Семка Рысь – «дурак своего времени», находящий в «дурацком поведении «хоть какой-то смысл». Исход судьбы мастера.

«Верую!»

Образ «простого человека», лишенного цельности, внутреннего стержня. Душевный разлад Максима Ярикова как причина его «дурачества». «Особенная тоска» - «по воскресеньям». Поиск духовника «для разговора». Воплощение в рассказе представлений о добре и зле, жизни и боге. Карнавальность - особенность поэтики рассказа.

«Беседы при ясной луне»

Желание «исповеди», «покаяния» героев рассказа. Смысл жизни в понимании старика Баева. Отношение авторов к героям. Позиция Марьи. Противопоставление разлада в душе героя ладу в бытии, окружающем его в круговороте природы, в бесконечности жизни.

«Миль пардон, мадам»

Человек из реальности, возжаждавший идеального и не знающий, где его искать. Переживание несостоятельности, недовоплощенности как побуждение к созданию красивой фантазии, где человек предстает идеальным героем. Мифопоэтичность рассказа: мифотворчество героя, образы библейской и бытовой мифологии в рассказе героя, невольное цитирование. Карнавальность - особенность поэтики рассказа.

«Алеша Бесконвойный»

Сопряжение привычных реалий деревенского быта с философской думой. Трепетная чуткость Алеши к жизни во всех ее проявлениях. Осознанность любви к жизни. Противопоставление образов покоя и суеты в рассказе. Поэтика имени героя. Символика бани.

«Чудик»

«Чудачество» героя как попытка заполнить духовный вакуум, утвердить себя в собственных глазах и глазах окружающих. Карнавальность поступков «чудика» в первородном значении этого слова («… он жаждет творить добро, а приносит зло, его нелепый с точки зрения здравого смысла поступок оказывается мудрым и добрым … он ищет праздника, а приходит к беде, он занимается совершенно беспросветным делом, вроде изобретения вечного двигателя, а на самом деле живет радостной, веселой жаждой творчества». Н.Лейдерман).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

Необходимо подчеркнуть важность и значимость юбилейного мероприятия. С этой целью рекомендуется провести «шукшинские» уроки в нетрадиционной форме: семинары, лекции, в том числе подготовленные учащимися, урок-диспут, круглый стол, урок-исследование, урок-размышление, урок-диалог, урок поиска истины, урок-концерт, литературная гостиная, бинарные уроки, интегрированный урок. Нетрадиционные формы уроков стали одним из успешных способов мотивации учащихся.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию творческих способностей, ключевых и предметных компетенций способствуют различного рода творческие задания, например:

*сочинение-миниатюра (на выбор):

· Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу;

· Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда;

· Разгадал ли В.М.Шукшин загадку души русской?

*составление презентации:

· Роли В.М.Шукшина;

· Кинофильмы Шукшина;

· Театральные постановки по произведениям В.М. Шукшина;

· Наш великий земляк В.М.Шукшин.

*рецензия

на один или несколько рассказов Шукшина (по выбору).

*постановка спектакля.

*составление литературной карты Алтая, мест, связанных с творческой биографией В.М.Шукшина.

1. Предлагаемые формы уроков

· Практикум по анализу текстов (урок-исследование). Основной отличительный принцип формы практикума – работа под руководством учителя на уроке с предложенными текстами (отрывками текста, эпизодами). Учащиеся могут получить задания, предложенные учителем, могут самостоятельно выбрать круг тем или проблем, отраженных в данном тексте. Работа может строиться в индивидуальном или групповом режиме и обязательно заканчивается обсуждением.

· Урок контекстного типа. Главной отличительной чертой урока является групповая деятельность учащихся, целью которой является осмысление текста, предложенных учителем тем или проблем. Затем группы предлагают свое выступление, на которое могут откликнуться оппоненты, дополнить содокладчики. Таким образом формируется контекст читательского восприятия.

· Семинар. Главной отличительной особенностью семинара является то, что учащиеся к нему готовятся заранее и выступают с подготовленными сообщениями, на которые рефлексивно откликается класс (задаются вопросы, составляются мнения, суждения и др.);

· Урок аналитического чтения (урок-беседа, урок-размышление). Логика урока такова: предлагается текст (читает учитель или ученики), задаются вопросы, учащиеся отвечают, формируются выводы, которые могут быть записаны или предложены для самостоятельной творческой рефлексии (мини-эссе). Это урок в традиционной парадигме беседы, диалога, целью которого является осмысление прочитанного;

· Урок выразительного чтения. Целью такого урока является отработка навыков выразительного чтения, техники чтения и т.п. Учащимся тексты могут быть предложены заранее, может быть создана ситуация мониторинга техники и выразительности чтения, понимания и осмысления текстов;

· Урок-концерт (спектакль, поэтическая или литературная гостиная). Урок традиционного типа, на котором вполне успешно может быть реализована современная концепция сотворчества учителя и учащихся. В системе уроков такой урок может быть итоговым, может быть открыт для школы, других гостей. Урок готовится и продумывается заранее. На нем могут быть представлены творческие проекты учащихся;

· Интегрированный урок. Урок современного, инновационного типа, на котором реализуется интеграция предметов, смежных областей знания. Урок может проводится в режиме диалога (2 учителя), полилога (учителя, родители, учащиеся других классов). Такой урок может быть подготовлен и спроектирован заранее, может быть также задана ситуация неожиданности, импровизации, дискутивности;

· Урок-диспут (дискуссия). Урок проблемного типа. Как правило, заранее или прямо на уроке формулируется проблема, на которую предлагается откликнуться, аргументировав ответ выдержками из текста;

· Урок-путешествие. Урок отличается элементами театрализации (сценарий, наглядные средства, ИКТ, видеосопровождение и др.). Учитель, как правило, выполняет роль ведущего, организует деятельность учащихся (в груповом или индивидуальном режиме). Урок деятельностного типа. Результатом и продуктом деятельности учащихся, как правило, являются творческие проекты (подготовленные заранее или на уроке) и выступления;