Смекни!
smekni.com

Шелковникова, канд философ наук, доцент, зав кафедрой философии образования и социально-экономических дисциплин (стр. 14 из 19)

· Урок-суд. Урок нетрадиционного типа. Как правило, используется для театрализованной интерпретации проблемного урока. В качестве «подсудимых» могут быть герои литературных произведений, различные жизненные ситуации, нравственные решения, поступки и др. Целью такого урока является стремление учителя заострить заявленную автором проблему, выявить ее возможные решения, продемонстрировать неоднозначность суждений.

2. Предлагаемые виды работ и заданий:

Учебная деятельность учащихся на уроке

Чтение и анализ текста Комментированное чтение – понимание проблемы, ассоциации с имеющимся опытом, дополнения фонового контекста (исторические справки, отдельные сведения и т.д.)
Аналитическое чтение – выявление и формулирование основных проблем и мотивов
Исследовательское чтение – выявление и характеристика главных образов, средств художественной выразительности
Выступления учащихся Монологические – как правило, подготовленные заранее выступления и доклады (допускается использование справочной и дополнительной литературы, текстов)
Рефлексивные – выступления в качестве отклика на заданные вопросы, поставленные задачи, отличаются импровизационностью, творческим решением
Групповые – выступления творческих групп, выполнивших задания заранее (проекты) или подготовивших выступления заранее
Творческие выступления, проекты – результаты творческой деятельности учащихся по подготовке к урокам-концертам, спектаклям, «гостиным» и др.
Письменные творческие работы Сочинения – контрольные работы, к которым, как правило, учащиеся готовятся заранее. Могут быть работы на уровне зачетных или экзаменационных, которые предполагают минимум предварительной информации, могут быть тренировочные, когда заранее известен круг тем и отработаны конкретные формы.
Эссе, мини-эссе. Такие сочинения, как правило, не готовятся заранее, а предлагаются в качестве рефлексивного задания на уроке, выполняя одновременно и контролирующую функцию

Учебная деятельность учащихся вне урока

Подготовка домашних заданий Чтение и анализ текста
Домашние сочинения
Выучивание наизусть
Подготовка докладов и сообщений
Написание рефератов
Самостоятельная исследовательская, творческая и поисковая деятельность Самостоятельные и групповые проекты – творческое решение заданий, исследование темы, подготовка концерта, спектакля, выпуск альбома, газеты, экспедиция, др.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОДА В.М. ШУКШИНА

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Манышева Наталия Юрьевна

канд. пед. н., доцент Алтайской

государственной педагогической академии,

г. Барнаул

Методика работы над понятием

«художественный мир В.М. Шукшина»

С творчеством нашего земляка В.М. Шукшина учащиеся встречаются впервые в седьмом классе на уроках внеклассного чтения, на уроках-беседах по литературе советского периода, и с этого момента начинается постепенное вхождение в мир писателя. К одиннадцатому классу у учеников уже сложилось представление о некоторых особенностях его творческого метода. Сознание учащихся вполне готово к постижению оригинального, неповторимого художественного мира Шукшина, основы которого как бы заложены в его словах: «В постижении сложности — и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обретается опыт и разум человечества», сказанные однажды в беседе с корреспондентом «Правды».

Понятие «художественный мир» писателя ко времени изучения особенностей литературного процесса второй половины ХХ века должно стать для старшеклассников необходимым инструментом анализа, поскольку термин этот характеризует сущностные качества художественного произведения — это форма выражения авторского сознания. Уточним: у каждого подлинного художника есть свой художественный мир, целый космос (по Н. Лейдерману) и Вселенная (по о. М. Дунаеву), самодостаточный и самоценный, в котором художник «моделирует» свои мироощущение и мироотношение. Писатель наделяет этот Космос образами, созданными его фантазией, оживляет своим воображением. Но в сознании художника эти образы приобретают самостоятельность, они начинают существовать: развиваться, взаимопритягиваться и взаимоотталкиваться - по законам того Космоса, который «смоделировал» сам писатель. Эти законы и лежат в основе самых, казалось бы, неожиданных сцеплений между образами его произведений. А «темноты» возникают оттого, что связи, которые хорошо видны хозяину дома, отлично знающему, где что лежит и для чего предназначено, не сразу видны гостю. Стало быть, ещё раз уточним задачу изучения творчества В.М. Шукшина: осмыслить законы, по которым смоделирована Вселенная художника, говоря иначе — разгадать код поэтики В.М. Шукшина. Писатель стремится материализовать свой Космос, сделать его наглядно-зримым, т.е. доступным живому созерцанию и дающим возможность оценить благость или враждебность всего мироустройства.

В активе В.Шукшина — 125 опубликованных рассказов, большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью, своеобразием жизненного материала. Попытаемся определить индивидуальное качество этих рассказов через определённые критиками понятия «шукшинский герой», и «шукшинская жизнь».

О том, что В.М. Шукшин - явление уникальное (актёр, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель), об основных этапах его жизненного и творческого пути информацию на занятии по творчеству Шукшина в Х1 классе могут сообщить подготовившиеся учащиеся. Важно на этапе более глубокого знакомства с художником (ведь определённые сведения о жизни и творчестве учащиеся уже имеют) разговор построить так, чтобы ребята почувствовали масштаб личности В. Шукшина, чтобы увидели: да, это действительно первоклассный мастер в нескольких видах искусства. Сделанного Шукшиным за 15 с небольшим лет в литературе и 10 лет в кино хватило бы не на одну яркую творческую биографию. Впечатляет даже перечень его работ в кино. На этом этапе занятия вполне целесообразно поработать с иконографией писателя: рассмотреть несколько фотографий или кадров из фильмов ( это довольно доступный материал, поскольку к юбилею художника печать широко освещала его кинематографический архив, много печаталось фотографий и кадров из фильмов).

Поскольку мир произведения включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство, а его компонентами являются: персонаж и его ценностные ориентации, соотношение героев и автора, психологизм героев, формы поведения, природные особенности и пространственно-временные отношения, отражённые в основных конфликтах произведения и особенностях сюжета, попробуем «прочитать» вместе с одиннадцатиклассниками глубинные смыслы шукшинских рассказов, ибо только это может дать опыт «понимания», которое всегда диалог и сотворчество, хотя и несёт некоторую долю субъективности. Выбор их обусловлен темой творчества (одной из значимых для писателя тем), например, «Мастер», «Крепкий мужик», «Воскресная тоска», «Срезал». Этот сюжет — картина творческой работы человека — довольно постоянный в прозе писателя. В то же время эти рассказы объединят финал несостоявшегося «праздника» творчества.

Начнём работу с рассказа «Мастер». Уже в зачине рассказа Шукшин фиксирует внимание на теме мастера и его судьбы: Сёмка Рысь — талант, играющий в жизни роль «забулдыги»; «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр». Попутно заметим, что тема пьянства волновала писателя давно, ещё в раннем рассказе «Стенька Разин» старый учитель говорит молодому талантливому мастеру: «Только не пей. Это гроб! Понял? Русский человек талант свой может не пожалеть». Вот и Сёмка «…транжирит свои молодые силы на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь — милое дело. Временами он крепко пьёт».

«- У тебя же золотые руки! — скажут ему, Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то.

- А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

А почему Сёмка пьёт? Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

Завязкой психологического действия у Шукшина становится сдвиг точки зрения героя в сторону духовного, нравственного прозрения. При этом точкой морального отсчёта и суда оказывается икона. Сёмка обретает новую точку зрения, живя в городе, у писателя, которому он отделывал кабинет под избу ХУ1 века. Тогда «он не пил, читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы…». Новым взглядом он «присматривается» к церкви и вдруг оказывается в положении «озабоченного», «спешащего» и даже «борющегося» человека. (Цитата, с 500)

В «Мастере» героя приближает к духовному возрождению приоткрывшаяся красота потаённой церкви. Развёртывая в сюжете «историю души» мастера, Шукшин рассматривает путь восстановления талицкого храма как путь духовного становления мастера. «Движение на этом пути «кружащееся» как в географическом, так и в психологическом пространстве. Круг духовного и жизненного пути в рассказе замкнут, обозначая тщету стремления к обновлению». (Козлова С.158). Заметим, что автор особо подчёркивает роковую предопределённость движения по одному и тому же кругу для мастера не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. «Где же остальные?» - спрашивает секретарь в облисполкоме — последней, высшей инстанции пути Сёмки Рыся. — «Там, - сказал Сёмка, - идут».