Смекни!
smekni.com

Шелковникова, канд философ наук, доцент, зав кафедрой философии образования и социально-экономических дисциплин (стр. 16 из 19)

1). Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет «срезать»? От чьего имени он выступает?

2). Как можно оценить эрудицию героя? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Определите чувства, сопровождающие его высказывания.

3). Проследите развитие словесного поединка. Поведение Героя. Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он люби взвиваться?

4). Какова авторская оценка характера и поведения Капустина?

5). Как рассказ соотносится с темой мастерства в мире В.М. Шукшина?

Мусаева Валентина Ивановна,

канд. пед. н., доцент Алтайской

государственной педагогической академии,

г. Барнаул

Читательская интерпретация

рассказа В.В. Шукшина «Осенью»

Нынешнее поколение старшеклассников зачастую имеет очень бедные познания о творчестве писателя. По результатам беседы ученики знают Шукшина по фильмам, единицы читали его произведения сверх школьной программы. В итоге у читателей-школьников складывается мнение, что «рассказы его только о деревне», «о чудиках», а «содержание слишком просто для понимания».

Характерной особенностью читательской деятельности выступает ее «направленность не на результат, а на сам процесс прочтения, дающий человеку непосредственное эмоционально-эстетическое удовлетворение». Читательская деятельность, как и этапы литературного развития, теснейшим образом связаны с психическими процессами: воображением, мышлением, памятью, эмоциями, которые совершенствуются по мере развития умственной деятельности. Процесс прочтения зависит от жизненных наблюдений, знаний, идеалов, опыта читателя, т.е. «творческий результат чтения зависит от всей духовной биографии читателя» [1. с.42]. «Восприятие литературы, обладая большей свободой интерпретаций, индивидуализацией по сравнению с другими видами искусства, требует большего труда» [3. с.11-12]. Интерпретация — понятие широкое. Мы остановимся на читательской, которая «стремится к постижению авторского смысла, носит личностный, индивидуальный характер. Научная интерпретация художественного текста в литературном образовании школьников играет роль ориентира, помогая создать установку на чтение и анализ текста» [5. с.21-22]. Итак, читательские качества и умения, создание читательской интерпретации призваны помочь литературному развитию и становлению культурного читателя-школьника.

Анализируемый нами рассказ «Осенью» предлагается изучать в 11 классе. Проблематика произведения довольна серьезна и постигается старшеклассниками на уроке в ходе эвристической беседы.

Жанровая система Шукшина складывалась под влиянием гуманистических тенденций общественной жизни на рубеже 1950-1960 г.г. Ведущее место в творчестве писателя этого периода занимает рассказ. Автор выделяет своеобразную типологию своих рассказов: «вот рассказы, какими они должны быть: рассказ — судьба; рассказ — характер; рассказ — исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ — анекдот…» [4, с. 289].

Любой рассказ можно отнести к тому или иному типу. Например, «рассказ-судьба» довольно редко встречается в прозе Шукшина. Т.Л. Рыбальченко отмечает, что в нем «жизнь героя представлена от юности до старости или смертного исхода, и «изломы» его частной жизни тесно переплетены с судьбою народа, общества. При этом жизнь человека дана не в хронике, не в биографии, а только в мысли-воспоминании и в переживании настоящего момента как последнего исхода судьбы» [2, с. 220].

К этому типу возможно отнести рассказ «Осенью», где жизнь Филиппа Тюрина как раз представлена от юности, когда он «активничал», до старости, «осени» жизни. Его судьба открывается читателю именно через мысли-воспоминания, которые помогают Филиппу жить, страдая, с болью в сердце. Переживая момент встречи с мертвой Марьей, герой понимает, что для него это последняя ступень, за которой идет неизбежный конец.

Между жанровыми типами рассказа Шукшина нет четкой границы. Можем ли мы сказать, что рассказ «Осенью» это рассказ — характер или рассказ — исповедь? Считаем, что это вполне оправдано, так как те или иные черты всех этих типов рассказов содержатся в ткани текста: «исповедь» Филиппа самому себе, когда идет переосмысление всей жизни героя, всех его поступков, раскаивание в содеянном. Здесь же мы можем проследить, как «стремительно и парадоксально развертывается цепь поступков героя» [2, с. 220], посредством которых раскрывается характер.

Казалось бы, в данном рассказе нет ничего от анекдота, но позволим себе усомниться и в этом. Черты анекдотической ситуации мы находим в воспоминаниях Филиппа о его молодости: выступлениях против венчания, «против стариков сельских, против их засилья». [5, с. 310]; в его стремлении участвовать абсолютно во всех общественных делах, спорить, кричать, доказывать, хотя ни партийцем, ни комсомольцем он не был.

Анекдотическая ситуация — это «целенаправленная акция героя с результатом, противоположным цели: герой неожиданно для себя оказывается в дураках» [2, с. 221]. Все усилия Филиппа убедить Марью не венчаться приносят отрицательный, а впоследствии трагический результат.

Жизнь героя после расставания с Марьей напоминает мученическое житие. Канонические жития — мартирия — содержат биографию мучителя, мученический конфликт, биографию мученика. Филипп выступает в роли и мучителя и мученика, т.к. своими убеждениями рушит всю жизнь и себе, и Марье, да и Фекле с Павлом, за что «всю жизнь сердце кровью плакало и болело», из-за чего герой «хотел руки на себя наложить» [5, с. 311].

Данный конфликт мог бы завершиться самоубийством героя, но он разрешается смирением. (В житиях конфликт имеет четыре варианта завершения: бунт героя, самоубийство, бегство, смирение [1, с. 90].)

Герой уходит в себя: «он как будто вылезал из своей большой горькой думы». Жизнь Филиппа, Марьи, Павла, Феклы проходит под знаком боли: Павел живет с «затаенной болью…», Фекла испытывает «глубокую тихую ненависть» к мужу, Марья «мается сердцем», Филипп «носил постоянно в себе эту боль-змею, и кусала она его, кусала, но притерпелся» [5, с. 312]. В данном случае Филипп не только является мучителем себя, но и Марьи, Феклы. И каждый из этих героев — мученик. В финале рассказа Филипп опять же смиряется с навалившимся горем. «Теперь ничего. Надо как-нибудь дожить… Да тоже собираться следом. Ничего теперь не воротишь» [5, с. 317].

Один из главных переломных моментов в судьбе героя выпадает «именно на «осень жизни», когда данное состояние подчеркивается и природными процессами.

Тема урока: «Задумавшийся» герой в рассказе В.М. Шукшина «Осенью».

Урок начинается с сообщения ученика об основных вехах биографии писателя.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов В.М. Шукшина. Существует заблуждение, что произведения Шукшина легки и понятны, но это далеко не так. Каждый рассказ несет в себе частицу целого. Сам автор говорил: «В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. И тогда к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке». Глубокие философские мысли, размышления о судьбе человека заложены в любом из его произведений.

Излюбленным жанром для Шукшина остается рассказ, но и этот жанр он определяет по-своему. Вот типы рассказов, которые выделял сам писатель: рассказ — судьба; рассказ — характер; рассказ — исповедь; рассказ — анекдот.

В конце урока мы выясним, к какому из указанных типов относится рассказ «Осенью». Обратите внимание на тему урока: «Задумавшийся» герой. Что это значит? (Ученики записывают в тетради типологию литературного героя рассказов Шукшина).

«Чудик» - это герой с неординарным поведением, странностями в поступках, взглядах, мыслях;

«простодушный» - всегда испытывает любовные переживания и, зачастую они трагичны;

«задумавшийся» - тот, который переосмысляет прожитую жизнь, живет думами о прошлом, философски интерпретирует действительность.

С таким героем мы и познакомимся поближе, постараемся проникнуть в его мысли и переживания, попытаемся его понять.

Вопросы классу.

1. Каким мы видим Филиппа Тюрина в начале рассказа? Что мы можем сказать о его жизни в настоящее время? («строгий, сосредоточенный», постоянно ругался с женой из-за политики; - т.е. мы видим, что жена не разделяет интересы Филиппа, и семейная жизнь у них очень не простая).

2. Каким он был? («активничал с колхозами», «активно включался в новую жизнь, хотя партийцем не был, не раскулачивал, но любил спорить, кричать, доказывать»).

3. Обозначьте тот момент, когда все могло бы быть иначе? (Все сложилось бы хорошо, если бы Филипп стал венчаться или Марья отказалась бы от венчания).

4. На рабочем месте Филипп думал о многом. «Но не было ни дня, чтобы он не вспоминал Марью» Почему? (Филипп расстался с Марьей, но продолжал жить мыслями о ней. Воевал он с думой о Марье. Он знает, что ни одинок в этом мире, что есть их любовь, хоть и больная, сжигающая душу. Любовь помогает им жить с мыслями друг о друге).

5. Как повел себя Филипп, когда узнал, кого везут в кузове? (Он, «как прирос, к месту», потому что «никогда не думал, что Марья умрет…, вот уж к чему не готов был, к ее смерти»).

6. В чем для Филиппа смысл жизни? («Вся жизнь долгая стояла перед лицом — самое главное, самое нужное, чем он жив был …. Трудно бывало, тяжко — он вспоминал Марью и не знал сиротства. Как же теперь-то будет? Господи, пустота какая, боль какая». Смысл жизни Филипп видел только в Марье. Она была для него всем, он ею жил, не допуская мысли о смерти).

7. Какова дальнейшая судьба героя? («Надо как-нибудь дожить… . Да тоже собираться следом». Филипп окончательно отчуждается от окружающей действительности, сознавая, что больше его в этом мире ничто не держит. Он тихо доживет свои дни и рад будет смерти, так как соединится с Марьей навсегда).

8. Почему рассказ называется не «Осень», а «Осенью»? (Автор акцентирует наше внимание на том, что осенью природа умирает. Герой вместе с ней тоже ощущает, что жизнь уже прожита).