3. Опыт многих стран, добившихся успехов в подъеме промышленности, позволяет выделить следующие типы стратегий развития:
· Стратегия использования природных ресурсов. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти - страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия. Суть ее состояла в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Как правило, это небольшие государства, способные длительное время жить за счет экспорта добываемого сырья и топлива;
· Стратегия «преследования». Суть ее в том, что промышленность, опираясь главным образом на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, и заполняет более дешевыми изделиями рынки, с которых эти страны вытесняются. На первых этапах потребителю не предлагается новых продуктов. Основной упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании "преследующих" стран переходят к более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, другие страны Юго-Восточной Азии, в значительной мере ее использует и Китай;
· Стратегия «передовых рубежей», которой придерживаются США, Германия и другие развитые индустриальные страны Европы, а в последние 25 лет и Япония. Эта стратегия состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Классический и наиболее успешный пример - компьютерная революция и информационные технологии, родиной которых стали США.
4. Региональные стратегии экономического развития и структурной перестройки, в зависимости от ориентации на тот или иной доминирующий тип производства:
· Формирование внутрирегионального рынка. Эта стратегия предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения хозяйственных связей внутри региона, а также роста их разнообразия. По мере формирования внутреннего рынка направление экспансии может переключиться на внешние рынки с целью подключения дополнительных ресурсов экономического роста. Такого рода стратегия может быть рекомендована регионам, имеющим собственную сырьевую базу, в которых добывающая и тяжелая промышленность, производство ТНП и сельское хозяйство относительно сбалансированы, либо имеется возможность сделать экономическим мотором развития экономики сельское хозяйство и жилищное строительство. Осуществление такого рода стратегии предполагает следующие действия:
- создание региональной информационной системы о возможностях и потребностях региона;
- создание системы стимулирования эффективных внутрирегиональных связей;
- предоставление гарантий оплаты потребителями продукции, если она производится внутри региона;
- создание стимулов для внутреннего накопления, в том числе и путем облегчения доступа региональным структурам к необходимым для ведения предпринимательской деятельности ресурсам и предоставления им определенных привилегий;
- создание системы защиты внутрирегионального рынка от внешней экспансии.
· Стратегия внешней экспансии. Эта стратегия опирается на наличие в регионе уникальных ресурсов, обладающих высоким экспортным потенциалом, в том числе и внутри России. При реализации такого рода стратегии жизнеобеспечение региона осуществляется за счет активизации связей с внешним миром. Такого рода стратегию могут осуществлять все преимущественно добывающие регионы, а также в некоторой степени продовольственные регионы юга России. Для ее осуществления соответствующие регионы нуждаются в снятии ограничений на внешнеэкономическую деятельность, в максимальной либерализации торговли. При этом платой за облегчение выхода на мировой рынок могло бы послужить принятие обязательств (законодательно закрепленных) поставлять обусловленное количество продукции на внутренний рынок.
· Пассивно-завлекательная стратегия. Такого рода стратегия может осуществляться регионами, которые не имеют возможности, опираясь на свои собственные ресурсы, проводить стратегию экспансии. Слишком сильные структурные диспропорции или отсутствие достаточных мощностей для использования имеющихся ресурсов, неразвитость инфраструктуры - все эти причины могут послужить основой для избрания такого рода стратегии. В этих условиях региону не остается ничего другого, как предложить свои ресурсы в качестве возможного объекта экспансии со стороны других регионов, которые будут распространять свою структуру рынка на территорию объекта экономической экспансии. Такого рода стратегию, по-видимому, изберут сырьевые регионы в зоне освоения и области европейской части России. Для осуществления этой стратегии регионы должны иметь возможность создавать условия, в максимальной степени способствующие привлечению внешних инвестиций. Кроме того, эти регионы должны иметь возможность активно защищаться от неэффективной экспансии, т.е. такой экспансии, при которой ресурсы региона используются неэффективно с точки зрения интересов населения. Такая ситуация возможна, когда представление о ценности конкретных ресурсов различается в глазах самого региона и региона, осуществляющего экспансию. Другой опасностью является рассеянная экспансия, когда ресурсы региона используются некомплексно, что приводит к усилению диспропорций регионального развития, и регион перестает быть экономически целостным.
Приложение 6
М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм или отраслей, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика.
Пожалуй, главный тезис Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.
В ходе своих исследований Майкл Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.
В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:
- Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.
- Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
- Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности.
- Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.
В целом различаются 3 широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования:
- это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.).
- это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик – производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм.
- это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).